Пояснительная записка. Психолого-педагогическая характеристика личности школьника

А.В. Нефёдова

Психолого-педагогическая характеристика личности школьника

Методические рекомендации

Владимир 2009

УДК 15

ББК 88.840

Нефёдова, А.В. Психолого-педагогическая характеристика личности школьника: Методические рекомендации. – Владимир: ВГГУ, 2009. - 40 с.

Методические рекомендации предназначены для студентов 4-х курсов педагогических специальностей Владимирского государственного гуманитарного университета, проходящих производственную практику в средних общеобразовательных школах.

Рецензенты:

С.А.Цветков, кандидат психологических наук, доцент факультета управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ

Л.А.Дубровина, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ВГГУ

Ответственный за выпуск:

В.С.Ивашкин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии ВГГУ

Печатается по решению Редакционно-издательского совета ВГГУ

© ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет», 2009

Пояснительная записка

Данные методические рекомендации предназначены для студентов 4 курса педагогических специальностей факультетов ВГГУ, проходящих педагогическую практику и направлены на оказание помощи студентам при выполнении одного из заданий по психологии – написании психолого-педагогической характеристики личности школьника. В методической разработке представлен обзор основных исследовательских методов, которые могут быть использованы студентами при изучении личности школьника, дана примерная схема написания характеристики. В приложение включен ряд конкретных психодиагностических методик, с помощью которых студент-практикант может исследовать познавательную сферу личности учащегося, школьную мотивацию, а также его индивидуально-психологические особенности.

Цель педагогической (производственной) практики: освоить педагогическую деятельность в рамках обучения школьников конкретному учебному предмету (с учетом специфики факультета).

Задачи:

1) актуализация теоретических знаний по психологии и использование их в практической деятельности;

2) формирование умений и навыков педагогического общения;

3) формирование умений логичного преподнесения учебного материала с учетом психологических закономерностей процесса усвоения и возрастных особенностей учащихся;

4) формирование умений и навыков изучения индивидуально-типологических и личностных особенностей учащихся для обеспечения индивидуально-психологического подхода.

5) углубление и закрепление умений и навыков использования методов психологического изучения личности (наблюдения, опроса, тестирования, анализа продуктов деятельности и др.) с целью диагностики и проектирования развития и воспитания учащихся;

6) приобретение умений и навыков обработки результатов психологического исследования, их анализа, формулировки выводов, разработки рекомендаций по решению конкретных психолого-педагогических задач.

Познание других – сложный процесс, поскольку личность нужно изучать в развитии, в динамике. Для того чтобы сделать достоверные выводы, нужно накопить большой фактический материал, используя разные методы психологического исследования. При этом следует иметь в виду, что изучать личность необходимо, как наблюдая внешние проявления речевого и неречевого поведения и деятельности, взаимодействие учащихся, так и раскрывая их внутренние мотивы, поскольку одна и та же внешняя форма поведения может иметь различное психологическое содержание. Лишь зная истинные мотивы деятельности, поведения, можно предвидеть действия учеников в определенных ситуациях и условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: