Тема 1.1 Методика определения размеров производства и специализация перерабатывающего предприятия

На эффективность работы сельскохозяйственного предприятия большое влияние оказывают размеры производства. Для характеристики размеров предприятий используются различные показатели. Основным критерием читается объем валовой продукции в натуральном и стоимостном выражении, дополнительная – площадь сельхозугодий, стоимость основных фондов, товарной продукции, численность работников и др.

Размеры сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий определяются многими факторами: государственной аграрной политикой, природно-климатическими особенностями, развитием материально-технической базы, специализацией хозяйств, обеспеченностью трудовыми ресурсами. Рациональными по размеру считаются те хозяйства, в которых при определенных условиях производится больше продукции высокого качества с наименьшими затратами труда и средств.

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, обоснованный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Анализ хозяйственной деятельности – связующее звено между учетом и принятием управленческих решений. В процессе анализа учетная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды времени, показателями других организаций и среднеотраслевыми; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения.

Роль анализа как средства управления производством возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами: необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением наукоемкости и капиталоемкости производства; отходом от командно-административной системы управления и переходом к рыночным отношениям; созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы.

При проведении экономического анализа хозяйственной деятельности необходимо соблюдать следующие организационные принципы: научность, комплексность, действенность, оперативность, плановость, эффективность.

Задание 1. Определить:

1. Правовой статус, полное наименование, юридический адрес организации;

2. Производственно-экономические условия деятельности перерабатывающей организации и транспортные условия;

3. Основное направление деятельности перерабатывающей организации (согласно Устава или учредительного документа).

Задание 2.На основании годовых отчетов, документов первичного бухгалтерского учета и приложения к балансу провести анализ размеров производства (табл.1)

Таблица 1 - Анализ размеров производства

№ п/п Показатель Единица измерения Год Отчет. год в % к базисному
20_ 20_ 20_
  Валовая продукция Объем товарной продукции Произведено: а) б) в) г) д) Среднегодовая стоимость основных средств производства Стоимость оборотных средств Среднесписочная численность работников Производственная площадь Количество энергетических мощностей тыс. руб. тыс. руб. тонн тонн тонн тонн тонн тыс. руб. тыс. руб. чел. кв. м. кВт        

Определить:

1. Размеры и производственную структуру организации;

2. Основное направление перерабатывающей организации;

3. Изменения в размерах производства за анализируемый период.

Таблица 2 - Структура товарной продукции

№ п/п Вид продукции 20_ г. 20_ г. 20_ г.
Произ-ведено, тонн Выручка Произ-ведено, тонн Выручка Произ- ведено, тонн Выручка
тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. %
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Определить:

1. Главные и дополнительные виды товарной продукции организации;

2. Специализацию перерабатывающей организации, коэффициент специализации, соответствие специализации характеру природно-экономических условий.

Коэффициент специализацииС):

КС = , (1)

где Уi – удельный вес i-го вида товарной продукции в общем объеме,

n – порядковый номер вида товарной продукции в ранжированном ряду по доле в сумме выручки от реализации, начиная с наивысшего.

Если коэффициент специализации:

- от 0,2 –0,4 уровень специализации низкий;

- от 0,4 – 0,6 – средний;

- от 0,6-0,8 – высокий;

- выше 0,8 – углубленная специализация.

Таблица 3 - Структура использованного сырья

№ п/п Вид сырья Сорт, категория 20_ г. 20_ г. 20_ г.
Коли- чество, тонн Стоимость Коли- чество, тонн Стоимость Коли- чество, тонн Стоимость
тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. %
                       
                       

Дать характеристику закупаемого сырья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: