Об экономической подоплеке санкционного процесса

Можно согласиться с теми экспертами, которые видят в развитии этого санкционного давления на Российскую Федерацию вполне конкретную экономическую составляющую. Причем одним движением руки известный дирижер пытается решить сразу несколько серьезных и перспективных задач.

Некоторые из них, наиболее явные, уже послужили объектом исследований как за рубежом, так и в России. Другие, возможно, менее очевидные цели введения и распространения санкций стоит рассмотреть.

Прежде всего, целесообразно иметь в виду, что в посткризисный период 2009-2012 годов конгломерат европейских государств, и в первую очередь страны - члены Европейского союза, оставался крупнейшим коллективным игроком в сфере международной торговли. Даже несмотря на отмечавшееся тогда в Европе "беспрецедентное и необычайно длительное замедление темпов экономического роста"3, Евросоюз контролировал в 2013 году 33,2% мирового товарного экспорта и 32,6% глобальных закупок по импорту. Для сравнения, аналогичные показатели для трех стран Северной Америки и отдельно США составляли соответственно 13,2% и 8,6% в сфере товарного вывоза, 17,4% и 12,7% - в области ввоза товаров4. Очевидно, что известному дирижеру было впору задуматься об ослаблении столь мощного конкурента в системе современных мирохозяйственных связей.

Однако у такого конкурента находилась традиционная и надежная опора в обострившейся конкурентной борьбе в виде ресурсного потенциала давнего внешнеэкономического партнера Европы - Российской Федерации. Поэтому ослабление сложившихся, накопленных веками хозяйственных контактов по линии Европа - Россия вполне отвечало бы стратегическим интересам и тактическим задачам известного дирижера.

Вполне логично в этой связи было ожидать от такого дирижера определенных усилий по нанесению урона обеим сторонам крепнувшего еще в недавнем прошлом хозяйственного тандема ЕС - РФ. Именно поэтому удар был сориентирован на участников этого довольно успешно развивавшегося диалога, особенно когда нашелся подходящий для такого вмешательства повод - события на Юго-Востоке Украины.

Скорее всего, не станет большим преувеличением предположить, что ослабление ресурсной базы Евросоюза путем отлучения от него российской экономики вряд ли будет способствовать должному обеспечению перспектив развития стран - членов группировки. Одновременно подобное же отключение РФ от финансовых и технологических возможностей Европы должно было бы, по замыслу дирижера, ограничить ее шансы5. Именно в этом и состояла экономически обоснованная подоплека его вполне реальных действий в отношении Европы и России. При этом практические шаги дирижера имели, безусловно, и другие - внеэкономические - резоны и последствия.

Если рассматривать ситуацию, использованную как повод для введения санкций, то есть развитие событий на Юго-Востоке Украины, несколько более детально, возникает весьма интересный ракурс. Следует помнить, что эволюция внутриукраинской ситуации в начале 2014 года и ранее во многом опиралась на якобы взаимный интерес Европейского союза и Украины к сближению, сотрудничеству именно в хозяйственной сфере.

Принимая такое утверждение как аксиоматичное, следует сделать ряд серьезных уточнений. Интерес Украины к более тесной привязке к Европе, Евросоюзу понятен. В первую очередь он мог основываться на ее стремлении расширить возможности собственного (прежде всего крупного) бизнеса в ведении дел на всей территории континента и за его пределами. Вероятно и намерение населения страны повысить уровень жизни, ее качество. Но все это оказалось бы малореальным, если бы пожелания Украины не находили ответного, встречного движения со стороны ЕС. Его интересы аналогичным образом базировались прежде прочего на хозяйственной составляющей. Не секрет, что природно-климатические условия Украины, как ближайшей к нему географически страны, выглядели прежде и остаются сейчас более чем привлекательными для бизнеса (прежде всего агропромышленного) Европы.

Так, специалистам в области международной товарной торговли хорошо известны перспективы эволюции таких ее сегментов, как продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Не представляет особых сложностей выстроить парадигму дальнейшего развития (в средне- и долгосрочной перспективе) ситуации на мировых рынках продовольствия и сырья в связи с благоприятнейшей ценовой конъюнктурой.

Поэтому точные бизнес-расчеты и научное предвидение сориентировали экспертов Евросоюза на разработку стратегии его сближения с Украиной. Очевидно, что за завесой общих рассуждений на внеэкономические темы доминировать продолжат именно интересы ЕС в хозяйственной сфере. Таким образом, Украину рассматривали и продолжают рассматривать скорее в качестве перспективной территории - поставщика определенных ресурсов, дорожающей продукции агропромышленного комплекса. Известно, что в настоящее время иностранные инвесторы заняты активным приобретением в собственность участков земли (на фоне падения рыночных цен на них) в различных регионах Украины. По-настоящему равноправные партнерские отношения вряд ли вероятны в рамках сотрудничества ЕС с Украиной.

Рассмотрение вышеназванных проблем не исчерпывает, естественно, анализ всей совокупности происходящего в Восточноевропейском регионе, однако указывает на те его аспекты, которые могут остаться за пределами проводимых исследований.

Что год прошедший нам готовил

2014 год, если судить по данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, оказался далеко не самым удачным в истории развития внешнеторговых связей Российской Федерации. Вместе с тем итоги этого года можно оценивать с различных позиций. Так, завершение его первого квартала ознаменовалось "крымской весной", а затем введением из-за обострения ситуации на украинском Юго-Востоке антироссийских санкций.

Сейчас, в начале 2015 года, уже становится очевидным, что процесс введения и расширения санкций, направленных против России в различных сферах, следует воспринимать как весьма длительный.

Активное участие в этом процессе приняли США, страны - члены Европейского союза, а также Австралия, Новая Зеландия, Канада и другие. Как известно, попытки США и их союзников определенным образом "повлиять" на отечественную экономику уже не раз предпринимались ранее, но введение подобных мер, в частности с 1949, 1962, 1974 годов и позднее, не приносило их инициаторам желаемых результатов6. Тем не менее с марта 2014 года наблюдается введение и неоднократное расширение санкционного давления на Российскую Федерацию.

Интрига состояла в подключении к данному процессу новых стран-участниц, что является поводом для анализа новых трендов в практике международного товарообмена.

Прежде всего, вполне логично предположить, что участие этих стран в программе санкций оказывается по-разному мотивированным. Так, для США наиболее важной задачей остается, судя по их modus operandi, ослабление национальных хозяйств и позиций Европейского союза и Российской Федерации в современной мировой экономике и системе мирохозяйственных связей*. (*Целесообразно учитывать, что при сложившихся ранее экономических связях между Европейским союзом и Российской Федерацией, в условиях формирования их определенной взаимозависимости, нанесение урона одной из сторон тандема неизбежно окажет влияние на экономику партнера. Однако в данной ситуации можно вести речь о том, что санкционным нажимом был нанесен удар по отношениям двух давних партнеров, задевая их одновременно. Это стало очевидно европейским странам примерно год спустя после введения санкций. Как известно, страны - члены Евросоюза уже не имеют консенсуса по поводу продления санкций, уже не отмечается их полного единодушия по этому вопросу. Пока же страны - участницы ЕС проявляют формальную солидарность, их экономики несут неизбежные потери.) А для Австралии ее санкционная активность в определенной степени может быть обусловлена стремлением потеснить на мировом рынке опасного конкурента, располагающего, как и она, весьма значительной сырьевой базой, и, соответственно, перспективами развития своей экономики.

Подведение итогов прошедшего года показывает, что под санкционным прессом западных партнеров России произошло довольно ощутимое ухудшение ряда показателей ее внешнеторговой деятельности.

Как свидетельствуют статистические данные ФТС РФ (см. Таблицу 2), 2014 год закончился для РФ падением стоимостных объемов товарооборота (на 61,3 млрд. долл., или почти на 7,3%), товарного экспорта (на 29,5 млрд. долл., или на 5,7%), товарного импорта (на 31,8 млрд. долл., или на 10,0%)**. (**Следует обратить внимание на некоторые расхождения в официальных статистических данных по внешней торговле, которые представлены в документах ВТО и ФТС России.) При этом сальдо внешней торговли России оставалось на уровне последних лет - 210,9 млрд. долларов. Подобная динамика продолжила тенденцию к стагнации в сфере внешнеторговых связей 2012-2013 годов, когда после полосы бурного роста в предкризисные 2003-2008 и посткризисные 2010-2011 годы в РФ среднегодовые темпы прироста стоимостных показателей товарного экспорта/импорта приближались к отметке 30% и более.

Если же рассматривать прошедший год в контексте общей эволюции российской внешней торговли в 1992-2014 годах, можно было бы отметить следующее. Развитие внешнеторговых связей России за весь новейший период складывалось в целом довольно удачно.

В эти годы абсолютное снижение стоимости российского товарооборота во внешней торговле отмечалось фактически трижды. Первый отрезок с отрицательными темпами его роста был в 1998-1999 годах, что связано с финансово-экономическим кризисом в Российской Федерации 1998 года (здесь и далее см. Таблицу 2).

Негативные моменты во внешнеторговой сфере РФ проявились в 2001 году, когда было зафиксировано заметное снижение стоимостных показателей российского товарного вывоза (при существенном росте ввоза товаров в РФ и общей вполне положительной динамике внешнеторговых операций). Спад экспортной активности России был во многом обусловлен тогда негативными сдвигами в международной товарной торговле.

Более масштабное падение стоимости российского внешнеторгового товарооборота состоялось в рамках последнего глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов, который сопровождался существенным спадом в сфере международного обмена товарами. Однако если объемы мировой товарной торговли в 2009 году сократились по стоимости на 12,2%, а особенно пострадавшими при этом среди наиболее продвинутых экономик оказались такие страны, как США (-13,9/-16,5% в сфере экспорта/импорта товаров), страны Европы (-14,4/-14,5%) и Япония (-24,9/-12,8%), то для Российской Федерации падение стоимостных параметров товарного оборота составило -36,1%, причем в сфере вывоза оно достигало -35,5%, а в импорте выглядело еще заметнее, примерно -37,3%7.

В период 2012-2013 годов также отмечалось заметное замедление темпов ежегодного роста международной и российской внешней торговли. При этом динамика отечественного вывоза/ввоза товаров демонстрировала показатели, близкие к общемировым.

Но 2014 год стал особенным в истории российского внешнеторгового обмена, поскольку введение против Российской Федерации жестких внешних санкций, а впоследствии их расширение, затем симметричный ответ с ее стороны существенно повлияли на динамику внешней торговли России.

Таким образом, можно констатировать, что наиболее успешным для внешней торговли Российской Федерации за весь период ее новейшей истории стал 2013 год, когда оборот достиг 844,2 млрд. долларов. Так, в 1992-2013 годах стоимость внешнего товарооборота России возросла в 8,7 раза, причем опережающими темпами увеличивался товарный вывоз - в 9,7 раза, а импорт товаров шел медленнее и в итоге вырос всего в 7,4 раза8.

Таблица 2

Динамика внешней торговли товарами Российской Федерации, 1992-2014 годы, в млрд. долларов, в %*

Годы Товарооборот, всего, млрд. долларов Рост за год в % Экспорт товаров, млрд. долларов Рост за год в % Импорт товаров, млрд. долларов Рост за год в % Сальдо, млрд. долларов
  97,2 ... 54,2 ... 43,0 ... 11,2
  101,4 4,32 59,2 9,2 42,2 -1,9 17,0
  118,1 16,5 67,6 14,2 50,5 19,7 17,1
  142,1 20,3 81,1 19,9 61,0 0,8 20,1
  151,4 6,5 89,1 9,9 62,3 2,1 26,8
  155,0 2,4 87,4 -1,9 67,6 8,5 19,8
  133,4 -13,9 73,8 -15,6 59,6 -11,8 14,2
  115,4 -13,5 74,4 0,8 41,0 -31,2 33,4
  137,0 18,7 103,1 38,6 33,9 -17,3 69,2
  141,8 3,5 99,9 -3,1 41,9 23,6 58,0
  152,9 7,8 106,7 6,8 46,2 10,3 60,5
  191,1 24,9 133,7 25,3 57,4 24,2 76,3
  257,2 34,6 181,6 35,8 75,6 31,7 106,0
  340,2 32,3 241,5 33,0 98,7 30,6 142,6
  439,5 29,2 302,0 25,1 137,5 39,3 164,5
  552,2 25,6 352,5 16,7 199,7 45,2 152,8
  734,7 33,1 467,6 32,7 267,1 33,8 200,5
  469,3 -36,1 301,8 -35,5 167,5 -37,3 134,3
  625,4 33,3 396,4 31,4 229,0 36,8 167,5
  821,3 31,2 516,0 30,0 305,3 33,4 210,7
  837,2 1,8 524,7 1,6 312,5 2,2 212,2
  844,2 0,8 526,4 0,3 317,8 1,7 208,6
  782,9 -7,3 496,9 -5,7 286,0 -10,0 210,9

*Составлено и подсчитано автором по данным ФТС России. См.: www.customs.ru

Если рассматривать только посткризисный период, то за 2010-2013 годы стоимостные параметры внешнеторгового оборота РФ повысились почти в 1,8 раза. Однако в это время лидирующим по динамике развития оказывался товарный импорт России, объемы которого по стоимости повысились в 1,9 раза, тогда как зарубежные поставки российских товаров возросли в 1,7 раза.

Все это позволило Российской Федерации заметно упрочить свои позиции в глобальном товарном обмене, подняться в мировом рейтинге крупнейших экспортеров товаров с 17 места в 2002 году до девятого места в 2013 году. При этом среди ведущих импортеров товаров из-за рубежа РФ на протяжении данного периода поднималась постепенно с 23 до 16 места.

Тем не менее в 2014 году вследствие падения стоимости отечественного товарного вывоза Россия переместилась на десятую позицию в глобальном рейтинге стран - поставщиков товарной продукции за рубеж9.

Тренды в географии российского внешнеторгового товарооборота

Анализ сдвигов в географической структуре внешнеторговых контактов Российской Федерации позволяет сделать несколько довольно интересных наблюдений.

2014 год, несмотря на показанные отрицательные темпы динамики внешней торговли, продемонстрировал и продолжение тренда к устойчивому повышению удельного веса стран дальнего зарубежья (ДЗ) в стоимости товарного оборота (экспорта, импорта). Расчеты автора показывают, что с 1992 по 2014 год доля таких стран в совокупном товарообороте РФ увеличилась с 81,7% до 87,8% при соответствующем сокращении удельного веса государств ближнего зарубежья (БЗ - зоны СНГ) с 18,3% до 12,2%. Еще более заметным в этот период повышение доли дальнего зарубежья оказалось в стоимостных показателях российского товарного экспорта - на девять процентных пунктов - до 87,2%. В те же годы доминирование этих стран в импорте РФ также окрепло, но скромнее - всего на 2,8 процентных пункта - до 88,8% (см. Таблицу 3).

Таблица 3

Сдвиги в географической структуре российской внешней товарной торговли, 1992-2014 годы, в млрд. долларов, в %*

             
Товарооборот, всего 97,2 625,4 821,3 837,2 844,2 782,9
В том числе:            
ДЗ 79,4 534,1 698,8 719,5 729,4 687,3
ДЗ, доля в общем объеме в % 81,7 85,4 85,1 85,9 86,4 87,8
БЗ 17,8 91,3 122,5 117,7 114,8 95,6
БЗ, доля в общем объеме в % 18,3 14,6 14,9 14,1 13,6 12,2
в том числе:            
Экспорт 54,2 396,4 516,0 524,7 526,4 496,9
В том числе:            
ДЗ 42,4 336,7 437,8 447,0 452,7 433,3
ДЗ, доля в объеме экспорта в % 78,2 84,9 84,8 85,2 86,1 87,2
БЗ 11,8 59,7 78,2 77,7 73,7 63,6
БЗ, доля в объеме экспорта в % 21,8 15,1 15,2 14,8 13,9 12,8
в том числе:            
Импорт 43,0 229,0 305,3 312,5 317,8 286,0
В том числе:            
ДЗ 37,0 197,4 261,0 271,9 276,5 254,0
ДЗ, доля в объеме импорта в % 86,0 86,2 85,5 87,0 87,0 88,8
БЗ 6,0 31,6 44,3 40,6 41,3 32,0
БЗ, доля в объеме импорта в % 14,0 13,8 14,5 13,0 13,0 11,2
Сальдо 11,2 67,5 10,7 12,2 08,6 210,9

* Составлено и подсчитано автором по данным ФТС России. См.: www.customs.ru

Еще более заметные сдвиги произошли под давлением внешних санкций в 2014 году в структуре российской внешней торговли с отдельными странами - партнерами РФ.

Как и следовало ожидать, происходило некоторое, порой значительное снижение стоимостных объемов взаимного товарооборота между Российской Федерацией и ее традиционно главными внешнеторговыми партнерами - странами - членами Европейского союза, которые активно поддерживали антироссийские санкции (здесь и далее см. Таблицу 4).

Таблица 4

Тренды в географической структуре внешнеторговых связей России, 2013-2014 годы, в млрд. долларов, в % *

Регионы, страны 2013 г. 2014 г. Изменения в 2014 г. к 2013 г. в %
  Оборот Экспорт Импорт Удельный вес в % Оборот Экспорт Импорт Удельный вес в % Оборот Экспорт Импорт
Мир в целом 844,2 526,4 317,8 100,0 782,9 496,9 286,0 100,0 93,0 94,2 90,8
в том числе:                      
ЕС (28), 417,7 283,4 134,2 49,6 377,3 258,8 118,5 48,2 90,3 91,3 88,3
включая:                      
Нидерланды 76,0 70,1 5,9 9,0 73,2 67,9 5,3 9,4 96,4 96,9 89,9
Германия 74,9 37,0 37,9 8,9 70,1 37,1 33,0 9,0 93,5 100,3 86,9
Италия 53,9 39,3 14,6 6,4 48,5 35,8 12,7 6,2 90,0 90,9 87,4
Польша 27,9 19,6 8,3 3,3 23,0 15,9 7,1 2,9 82,4 81,4 85,0
Великобритания 24,6 16,5 8,1 2,9 19,3 11,5 7,8 2,5 78,7 69,9 96,3
Франция 22,2 9,2 13,0 2,6 18,3 7,6 10,7 2,3 82,5 82,3 82,6
Финляндия 18,7 13,3 5,4 2,2 15,9 11,4 4,5 2,0 85,3 85,5 84,7
Латвия 11,2 10,4 0,8 1,3 13,3 12,6 0,7 1,7 118,2 121,0 81,1
Бельгия 11,8 7,7 4,1 1,4 12,8 9,2 3,6 1,6 108,8 119,4 88,6
Швеция 8,4 4,5 3,9 1,0 8,0 4,8 3,2 1,0 95,7 107,1 82,7
Венгрия 9,4 6,4 3,0 1,1 7, 9 5,1 2,8 1,0 84,2 80,9 91,1
Литва 7,3 6,1 1,2 0,9 5,8 4,8 1,0 0,7 79,5 77,5 90,0
Эстония 4,8 4,0 0,8 0,6 5,3 3,7 1,6 0,7 110,6 92,2 204,8
Дания 3,7 1,5 2,2 0,4 4,5 2,9 1,6 0,6 123,2 196,1 73,7
АТЭС, 208,5 9,3 109,2 24,8 211,2 107,2 104,0 27,0 101,3 108,0 95,2
включая:                      
Китай 88,8 35,6 53,2 10,5 88,4 37,5 50,9 11,3 99,5 105,3 95,7
Япония 33,2 9,7 13,5 3,9 30,8 19,9 10,9 3,9 92,7 101,0 80,5
США 27,6 11,1 16,5 3,3 29,1 10,7 18,4 3,7 105,6 95,9 112,1
Республика Корея 25,2 4,9 10,3 3,0 27,3 18,3 9,0 3,5 108,5 123,0 87,6
Сингапур 2,4 1,9 0,5 0,3 6,2 5,5 0,6 0,8 252,5 294,4 109,3
Таиланд 3,4 1,3 2,1 0,4 3,9 1,7 2,2 0,5 118,8 137,9 107,1
Малайзия 2,7 1,3 1,4 0,3 3,3 1,8 1,5 0,4 122,7 143,5 103,8
Канада 2,3 0,47 1,8 0,3 2,2 0,7 1,5 0,3 97,0 148,4 83,5
Мексика 1,9 0,9 1,0 0,2 2,2 1,4 0,8 0,3 113,7 161,4 74,8
Чили 0,7 0,05 0,69 0,1 0,9 0,07 0,8 0,1 119,1 132,2 118,2
Австралия 0,9 0,07 0,83 0,1 0,8 0,13 0,67 0,1 90,1 176,0 82,6
Новая Зеландия 0,6 0,33 0,24 0,1 0,7 0,4 0,3 0,1 116,5 127,6 101,0
Зона СНГ, 112,5 73,9 38,6 13,4 95,6 63,6 32,0 12,2 85,0 86,0 83,0
включая:                      
Беларусь 34,2 0,2 14,0 4,1 31,5 19,7 11,8 4,0 92,2 97,5 84,4
Украина 39,6 3,8 15,8 4,7 27,9 17,1 10,8 3,6 70,4 71,9 68,1
Казахстан 23,5 7,6 5,9 2,8 21,1 13,9 7,2 2,7 89,5 78,8 121,6
Азербайджан 3,6 3,0 0,6 0,4 4,0 3,4 0,6 0,5 112,0 114,6 99,8
Армения 1,4 1,0 0,4 0,2 1,4 1,1 0,3 0,2 103,8 109,0 89,0
Прочие страны, включая:                      
Турция 32,8 5,5 7,3 3,9 31,1 24,5 6,6 4,0 95,0 96,0 91,5
Индия 10,1 6,9 3,2 1,2 9,5 6,3 3,2 1,2 94,4 90,8 102,6
Египет 2,9 2,5 0,4 0,3 5,5 4,9 0,53 0,7 186,0 197,3 122,1

* Составлено и подсчитано автором по данным ФТС России. См.: www.customs.ru

При этом отмечалось повышение стоимости внешнеторговых операций России с инициатором санкций - США, а также с входившими в группу поддержки - Австралией, Новой Зеландией и (отчасти) Канадой.

Приведенные в Таблице 4 официальные данные ФТС России показывают сохранение в целом лидирующих позиций во внешней торговле РФ стран - членов ЕС, среди которых на первых позициях оставались Нидерланды (роттердамский эффект)10, Германия и Италия, абсорбировавшие в совокупности 51% всего взаимного товарооборота Европейского союза - Российской Федерации.

Как коллективный партнер России, Евросоюз потерял за 2014 год всего 1,4 процентных пункта, но по отдельным странам ситуация различалась весьма заметно. Так, можно выделить группу членов ЕС, которые в торговле с РФ даже увеличили стоимостные объемы торговли (Дания, Латвия, Эстония*, (*Эстония также оказалась среди стран - членов Европейского союза, которым в 2014 г. удалось несколько увеличить общие стоимостные параметры взаимных товаропотоков. Но она стала рекорд-сменкой среди всех внешнеторговых партнеров России по повышению своей экспортной активности в направлении РФ. Товарные поставки из Эстонии в Российскую Федерацию только за один прошедший год возросли по стоимости более чем вдвое.) Бельгия, Хорватия, Словения, отчасти Швеция). Но при средних потерях до 10-18 процентных пунктов в товарообороте с Россией среди отдельных стран - участниц Евросоюза были и заметно отставшие за прошедший год - Великобритания, Венгрия, Австрия, Испания, Литва.

Однако наибольшее сокращение объемов взаимной торговли с Россией по стоимости показали Греция (60,8% от уровня 2013 г.), Португалия (58,8%) и особенно Кипр (33,2%). Таким образом, становится более понятным расхождение мнений стран - членов Евросоюза в марте 2015 года при решении вопроса о продлении ЕС санкций в отношении Российской Федерации. Проявление еврореалистов в обсуждении этого вопроса дает шанс на взвешенный подход и позитивное разрешение непростой ситуации в торговых связях Евросоюза с Россией.

Следующей по значимости во внешней торговле РФ в 2014 году оставалась территория форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Ее удельный вес за прошедший год повысился на 2,2 процентных пункта - до 27%. В 2014 году возросло долевое участие в российском внешнеторговом товарообороте Китая (до 11,5%), упрочившего свои лидирующие позиции как ведущего партнера России среди отдельных зарубежных стран.

Кроме этого, имеющие пока более скромные показатели во взаимной торговле с РФ Сингапур, Таиланд, Малайзия воспользовались моментом для значительного увеличения стоимостных параметров экспортно-импортных операций с Россией. В прошедшем году заметно повысилась экспортная активность в РФ и США, тогда как Япония и особенно Республика Корея увеличили свои товарные закупки в РФ (см. Таблицу 4).

Что касается третьего по значимости среди регионов внешнеторгового партнера Российской Федерации - зоны СНГ, стоит отметить заметное сокращение взаимных поставок товаров, которое составило в 2014 году 15%. Это привело к дальнейшему снижению удельного веса ближнего зарубежья в российских внешнеторговых связях. Так, на фоне резкого сокращения стоимостных объемов товарной торговли РФ с Украиной (в 2014 г. - всего 70,4% от уровня 2013 г.) отмечалось наращивание взаимного товарооборота России с такими партнерами, как Азербайджан (на 12%) и Армения (на 3,8%). Увеличение общей стоимости поставок в двух случаях происходило в основном за счет повышения обеими странами закупок товарной продукции в России. Предполагается, что основой дальнейшего поступательного развития торговых связей РФ с соседними странами может и должно стать совпадение их экономических интересов.

Сравнительно успешно развивали внешнеторговые связи с Россией в прошлом году также некоторые государства Ближнего и Среднего Востока. В их числе выделяется Египет, которому удалось за год увеличить стоимость взаимных товарных поставок с РФ в 1,9 раза. При этом экспорт из России возрос фактически вдвое при повышении объемов российских закупок в Египте в 1,2 раза, но абсолютные объемы взаимной торговли еще довольно скромны - 5,5 млрд. долларов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: