Заключение. Развитие современного общества, стремление оградить человечество от разрушительных последствий войн положили начало разработке специальных норм

Развитие современного общества, стремление оградить человечество от разрушительных последствий войн положили начало разработке специальных норм, определяющих пределы применения силы, положения воюющих, гражданского населения, раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушения и т.д.

В настоящее время такие нормы систематизированы и составляют самостоятельную отрасль международного права — международное гуманитарное право. Однако этот термин нуждается в уточнении. Некоторые авторы включают в это понятие, помимо «права Гааги» и «права Женевы», вопросы прав человека, проблемы разоружения и правового регулирования положения беженцев. По нашему мнению, это неоправданно расширенное толкование международного гуманитарного права, которое не позволяет определить его сущность, функциональное назначение, место в системе международного права, а также установить его соотношение с другими отраслями международного права и другими юридическими дисциплинами — международным частным, административным правом и т.д.

В этой связи наиболее правильным будет обращение к термину «международное гуманитарное право, применяемое в вооруженных конфликтах”. Такой подход позволяет определить объект, предмет, методы и функции регулирования, что свидетельствует о наличии самостоятельной отрасли международного права. Более того, рассматриваемая отрасль права имеет свойственные только ей источники, т.е. формы, в которых существуют конкретные нормы. Можно говорить о двойственности источников международного гуманитарного права, применяемого в вооруженных конфликтах — нормах, созданных в Гааге, и нормах, разработанных в Женеве. Такая двойственность носит условный характер и в целом не разделяет международное гуманитарное право, применяемое в вооруженных конфликтах, на две части. В теории и практике эти две группы норм рассматриваются в совокупности и органической взаимосвязи.

Каждая отрасль международного права характеризуется наличием определенной иерархической системы ее принципов. Однако независимо от предложенной иерархии все принципы конкретной отрасли права находятся в органическом единстве, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Именно в таком сочетании они выполняют роль регулятора общественных отношений на межгосударственном уровне, выражают основополагающие правила поведения участников вооруженных конфликтов. Принципы международного гуманитарного права, применяемого в вооруженных конфликтах, с учетом их содержания можно разделить на две группы: основные и специальные. При оценке каждого принципа и выявления их взаимосвязи следует руководствоваться положениями Декларации о принципах международного права от 24 октября 1970 г., которые провозглашают, что при толковании и применении рассматриваемые принципы выступают как взаимосвязанные и каждый принцип должен рассматриваться в контексте других принципов.

Одним из основополагающих, базовых положений международного гуманитарного права, применяемого в вооруженном конфликте, считается обязанность государства предварять начало войны ее объявлением. Толкование этого правила было проведено Институтом международного права в Генте и заключается в том, что война не должна начинаться без ее объявления или без ультиматума, причем в любом случае до начала военных действий должен быть назначен срок, достаточный для того, чтобы предупредить вероломное нападение врасплох. К сожалению, не все три принципа получили конвенционное закрепление.

Ведение боевых действий вооруженными силами происходит на определенных пространствах сухопутной, воздушной и морской территории. В юридической литературе при рассмотрении пространственных пределов ведения войны обоснованно используются два термина “театр войны” и “театр военных действий”. На первый взгляд эти термины равнозначны. Однако анализ, проведенный в работе позволяет заключить, что театр войны — это территория в пределах которой воюющие ведут или могут вести военные действия. Под театром военных действий следует понимать территорию (участок местности), на которой вооруженные силы реально ведут боевые действия. Из этого следует, что понятие “театр войны” шире понятия «театр военных действий». В театр войны может входить несколько театров военных действий.

Вооруженное противостояние между государствами — явление временное. Война, как правило, заканчивается миром. Нормы международного права содержат определенные стадии стабилизации послевоенных межгосударственных отношений. Такими стадиями в зависимости от обстановки являются капитуляция, перемирие, заключение мирного договора.

Некоторые авторы, например В.А. Соколов, дополнительно выделяют еще первичную стадию прекращения вооруженных столкновений — приостановления военных действий. Смысл этой стадии состоит в краткосрочной паузе, приостановке на конкретном участке боевых действий, например, в дни религиозных и светских праздников. Однако в международном праве не существует нормы, устанавливающей форму такого соглашения. По нашему мнению, приостановление военных действий следует рассматривать как разновидность местного перемирия.

В заключение следует отметить, что перемирие и капитуляция прекращают военные действия, но состояние войны между воюющими продолжает сохраняться. Основной юридической формой прекращения состояния войны является мирный договор, который объявляет состояние войны между государствами несуществующим и определяет круг вопросов послевоенного урегулирования.

Список литературы

Конституция Российской Федерации 1993 г.

Гаагские конвенции 1907 г.

Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные Протоколы к ним.

Мартенс Ф.Ф. Современное право цивилизованных народов. М., т. 1-2, 1996 г.

Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. М.: Международные отношения. 1990 г.

Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Ладомир. 1994 г.

Клаузевиц К. О войне. М.: Логос. 1995 г.

Фердросс А. Международное право. М., 1959 г.

Оппенгейм Л. Международное право. М., 1949 г.

Коровин Е.А. Международное право переходного времени. М.: Международные отношения 1926 г.

Кожевников Ф.И. Великая Отечественная война и некоторые вопросы международного права. М.: МГУ. 1954 г.

Полторак А.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. М.: Наука. 1976 г.

Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989 г.

Блищенко И.П. Обычное оружие и международное право. М.: Международные отношения 1984 г.

Калугин В.Ю., Павлова Л.В., Фисенко И.В. Международное гуманитарное право. Минск: Тесей. 1999 г.

Тункин Г.И. Теория международного права. М.: Международные отношения. 2000 г.

Кальсховен Ф. Ограничение методов и средств ведения войны. МККК 1994 г.

Бори Ф. Возникновение и развитие международного гуманитарного права. МККК 1994 г.

Пустогаров В.В. Международное гуманитарное право. М., 1997 г.

Лукашук И.И. Международное право. Общая и особенная часть. М.: БЕК. 1996 г.

Сингх Н. Ядерное оружие и международное право. М.: ИЛ. 1962 г.

Нюрнбергский процесс: Право против войны и фашизма. Сборник статей. М.: РАН. 1995 г.

Уроки Балканского кризиса: Роль силы в обеспечении стабильности и безопасности в Европейском регионе. Сборник статей. М.: Институт Латинской Америки. 2000 г.

Кофи А. Аннан. Проблема вмешательства. Нью- Йорк. ООН. 1999 г.

Миличевич П. Шесть агрессий Запада против южных славян в ХХ -ом столетии. М.: Палея- Мишин, 1999 г.

Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками. Сборник материалов в 7- ми томах. М., 1961 г.

Мелков Г.М. Международное право в период вооруженных конфликтов. М.: ВЮЗИ. 1988 г.

Ганюшкин Б.В. Нейтралитет и присоединение. М.: Международные отношения. 1965 г.

Олеандров В.Л. От войны к миру. М.: Международные отношения. 1996 г.

Черниченко С.В. Теория международного права. М., 1999 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: