Международное право в период вооруженных конфликтов: понятие, принципы, источники. «Право Женевы» и «право Гааги»

Право вооруженных конфликтов (ПВК) можно опре­делить как совокупность создаваемых путем межд. согла­шений или обычая юридических норм, применяемых в вой­нах, межд. и немежд. вооруженных конфликтах, запрещаю­щих использование определенных средств и методов ве­дения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту прав индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих межд.-правовую ответственность государств и уголовную ответст­венность физических лиц за их нарушение.

Наибольшее значение из ныне действующих межд.-право-вых актов имеют Гаагские конвенции 1907 г., Женевские кон­венции 1949 г. Если Гаагские конвенции 1907 г. («право Гаа­ги» или собственно «право войны») регулируют применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, то Женев­ские конвенции 1949 г. («право Женевы» или «гуманитарное право») охраняют права комбатантов, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участия в боевых действиях.

В 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. были приня­ты два Дополнительных протокола: Протокол I, касаю­щийся защиты жертв международных вооруженных кон­фликтов, и Протокол If, касающийся защиты жертв воо­руженных конфликтов немеждународного характера.

Важное место среди источников ПВК занимают межд.-правовые акты, в которых содержится запрещение приме­нять на войне те или иные виды оружия. Женевский прото­кол 1925 г. запрещает применять на войне удушливые, ядовитые и другие подобные газы и бактериологические средства; в 1972 г. подписана Конвенция о бактериологиче-

ском оружии, которая запрещает разработку, производство и накопление запасов бактериологического и токсинного оружия и предусматривает их уничтожение. В 1977 г. госу­дарства подписали Конвенцию о запрещении прибегать к военному использованию средств воздействия на природ­ную среду. Конвенция 1980 г. запрещает применять против гражданского населения осколочные бомбы, осколки кото­рых не просматриваются в человеческом теле рентгеном, мины-ловушки, зажигательное оружие.

ПВК содержит большое количество межд.-правовых актов, в которых регулируются вопросы уголовной ответственности за агрессию и за нарушение норм ПВК Это Устав Межд. во­енного трибунала 1945 г.; Конвенция о предупреждении пре­ступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.; резолюции Гене­ральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании военных пре­ступников 1946 г. и о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества, 1970 г. и др.

Из общих принципов МП в ПВК особое значение име­ют: принцип гуманности, принцип недопустимости дис­криминации; принцип ответственности за нарушение норм и принципов ПВК, который включает:

специальные принципы ПВК, регулирующие примене­ние средств и методов ведения войны: принцип ограни­чения воюющих в выборе средств и методов вооружен­ной борьбы; принцип разграничения военных и граждан­ских объектов;

специальные принципы ПВК о защите участников воо­руженной борьбы, а также гражданского населения под­разделяются на две группы: принципы защиты законных прав комбатантов; принципы защиты неотъемлемых прав гражданского лица во время вооруженных конфликтов.


^ 63. Начало войны и его правовые последствия. f Театр войны. Нейтралитет в войне f

Военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного недвусмысленно­го предупреждения, которое будет иметь форму уль­тиматума с условным объявлением войны (ст. 1 Гааг­ской конвенции об открытии военных действий

1907 г.).

Объявление войны, даже если оно не сопровождается военными действиями, всегда приводит к состоянию войны и влечет за собой определенные правовые по­следствия. Это означает конец мирных отношений меж­ду соответствующими государствами: дипломатические и консульские связи прекращаются; персонал посольств и консульств отзывается; политические договоры (о не­нападении, о нейтралитете, о военном, союзе) прекраща­ют свое действие; некоторые многосторонние договоры приостанавливают свое действие в отношениях между воюющими государствами; межд. многосторонние дого­воры, закрепляющие нормы и принципы права в период вооруженных конфликтов, начинают действовать и в от­ношениях между воюющими сторонами. С началом вой­ны начинается фактическое осуществление положений договоров и соглашений, которые регулируют отноше­ния между государствами, вступившими в войну, с одной стороны, нейтральными и другими невоюющими госу­дарствами - с другой. К гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается; они могут быть интернированы или принудительно поселены в оп­ределенном месте.

Военные действия развертываются на определен­ных территориях воюющих государств. Под театром войны понимается вся территория воюющих госу­дарств (сухопутная, морская и воздушное пространст­во над ними), на которой они могут потенциально вес­ти военные действия. Под театром военных дейст­вий понимается территория, на которой вооруженные силы воюющих государств фактически ведут военные действия.

Под нейтралитетом во время войны понимается правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим. Права и обязанности нейтральных государств во время войны, воюющих сторон в отно­шении нейтральных государств, а также физических лиц как нейтральных, так и воюющих государств рег­ламентируются Гаагской конвенцией о правах и обя­занностях нейтральных держав и лиц в случае сухо­путной войны 1907 г., в соответствии с которой терри­тория нейтрального государства является неприкос­новенной и не может быть превращена в театр воен­ных действий. Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государст­ва войска и военные транспорты. Нейтральное госу­дарство не должно разрешать воюющим создавать, устанавливать или размещать на своей территории радиостанции и другие средства связи и технические приспособления. Однако оно может разрешать воюю­щим (на равных началах) пользоваться своими сред­ствами связи.


^ 64. Запрещенные средства и методы ведения войны

Средства ведения войны - оружие, снаряды, веще­ства, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для нанесения вреда и поражения противнику. Методы ведения войны - это порядок использования средств ведения войны.

Средства и методы ведения войны делятся на запре­щенные (или частично запрещенные) и не запрещенные МП. Согласно ст. 35 Дополнительного протокола I к Же­невским конвенциям 1949 г. право сторон, находящихся в конфликте, выбирать средства и методы.ведения вбй-ны не является неограниченным. Запрещается приме­нять оружие, снаряды, вещества и методы ведения во­енных действий, способные причинить излишние повре­ждения или страдания или делающие смерть сражаю­щихся неизбежной, а также ведущие к массовому разру­шению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей (ст. 22 Приложения к Гаагской конвенции 1907 г. о законах и обычаях сухопутной войны).

МП запрещает следующие средства и методы ведения войны (сухопутной, морской, воздушной):

яды или отравленное оружие, удушливые, ядовитые или другие газы, аналогичные жидкости, вещества и про­цессы, а также бактериологическое оружие;

средства воздействия на природную среду во враж­дебных целях;

любое оружие, если его действие заключается в нане­сении повреждений осколками, которые не обнаружива­ются в человеческом теле с помощью рентгеновских лу­чей (стекло, пластмасса и т. д.); мины, мины-ловушки и

другие устройства в виде, детских игрушек и предметов медицинской помощи; любое зажигательное оружие про­тив гражданского населения, населенных пунктов и не­военных объектов;

другие виды обычного оружия, которые могут считать­ся наносящими чрезмерные повреждения или имеющие неизбирательное действие;

осуществление геноцида на захваченной территории; предательское убийство или ранение сложившего ору­жие или безоружного неприятеля; объявление оборо­няющимся, что в случае сопротивления им не будет по­щады;

бессмысленное разрушение городов и населенных пунктов и уничтожение неприятельской собственности, если это не вызывается военной необходимостью;

Однако МП не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение или побудить его дей­ствовать опрометчиво. Примерами таких хитростей яв­ляются: использование маскировки, ловушек, ложные операции и дезинформация (ст. 37 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г.).

В связи с развитием научно-технического прогресса и повышением его уровня в военно-промышленном ком­плексе особое место в МП вооруженных конфликтов за­нимают средства и методы ведения воздушной войны. Положения Дополнительного протокола I направлены на защиту гражданского населения от нападений с воздуха. Нападения с воздуха могут быть направлены только против военных объектов. Запрещается нападение или угроза нападения, основная цель которого состоит в том, чтобы терроризировать гражданское население.


^ 65. Понятие жертв войны. Комбатанты и некомба-танты. Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. Жертвы войны - это лица, которые не принимают непо­средственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и боль­ные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, граждан­ское население, в том числе оккупированных территорий.

^ Участников вооруженных конфликтов можно условно разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты). Согласно Дополнитель­ному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. лица, вхо­дящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях, являются комбатантами. Только за комба-тантами признается право применять военную силу. К ним самим допустимо в ходе боевых действий применение выс­шей меры насилия, т. е. физического уничтожения. Комба-танты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать обращения с ними как с военнопленными.

К несражающимся относится личный состав, право­мерно находящийся в структуре вооруженных сил воюю­щей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не прини­мающий Непосредственного участия в этих действиях. Это интендантский и медицинский персонал, корреспон­денты и репортеры, духовенство и др. Несражающиеся не могут быть непосредственным объектом вооруженно­го нападения противника. В то же время оружие, имею­щееся у них, они обязаны использовать исключительно в целях самообороны и защиты вверенного им имущебтва.

Таким образом, деление вооруженных сил на сражаю­щихся и несражающихся основывается на их непосред­ственном участии в боевых действиях с оружием в руках от имени и в интересах той воюющей стороны, в воору­женные силы которой они правомерно включены.

Поскольку партизанская война квалифицируется совре­менным МП как правомерная форма борьбы против агрес­сора, колониальной зависимости и иностранной оккупации, за партизанами согласно Женевским конвенциям 1949 г. признается статус комбатанта, если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют отличи­тельный знак, открыто носят оружие, соблюдают в ходе боевых действий законы и обычаи войны. В свете совре­менного международного права статусом комбатанта обла­дают и бойцы национально-освободительных движений.

Важнейшими источниками права вооруженных кон­фликтов являются ^ Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.:

• Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

• Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава воо­руженных сил на море;

• Конвенция об обращении с военнопленными;

• Конвенция о защите гражданского населения во вре­мя войны.

Запрещено размещать военнопленных в качестве «во­енного щита» в месте дислокации войск, техники или во­енных объектов захватившего государства. В отношении военнопленных могут быть применены лишь меры дис­циплинарного воздействия.


^ 66. Международно-правовые последствия окон­чания войны

Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция. Перемирие- временное прекращение военных дейст­вий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта. Различают два вида перемирия: местное и общее. Местное переми­рие преследует цель приостановить военные действия между отдельными частями и подразделениями на огра­ниченном участке военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач (подбор ране­ных, погребение мертвых, эвакуация из осажденного района лиц из числа гражданского населения, посылка парламентеров и т. д.).

Общее перемирие существенно отличается от мест­ного. Во-первых, в случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем участке театра военных действий. Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если сто­роны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно не только при­остановить военные действия, но и привести к их пре­кращению.

Специфической формой приостановления военных действий является выполнение участвующими в кон­фликте государствами решения Совета Безопасности ООН (на основании ст. 40 Устава ООН «О временных мерах», которые могут включать, в частности, прекраще­ние огня, отвод войск на заранее занятые позиции, осво­бождение определенной территории и т. д.).

Капитуляция - это прекращение сопротивления воо­руженных сил или их части. Как правило, при капитуля­ции все вооружение, военное имущество, военные ко­рабли и самолеты переходят к противнику. Сдающаяся сторона подвергается военному плену. Капитуляция от­личается от перемирия тем, что капитулирующая сторо­на лишается даже формального равенства с победите­лем. Согласно обычной норме МП нарушение условий капитуляции составляет межд. правонарушение, если оно совершено по указанию правительства воюющей стороны, или военное преступление, если оно соверше­но без такового указания. Такое нарушение может по­влечь либо адекватные военные действия, либо наказа­ние виновных как военных преступников.

Основным межд.-правовым средством прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение мирного договора. Подобные договоры ох­ватывают широкий круг вопросов, касающихся урегули­рования политических, экономических, территориальных и других проблем в связи с прекращением войны и вос­становлением мира между воюющими.

Правовые последствия окончания войны наступают как для воюющих сторон, так и для нейтральных и дру­гих невоюющих государств. Для воюющих государств прекращают действовать законы и обычаи войны и уста­навливаются нормальные мирные отношения, в том чис­ле и дипломатические. Для нейтральных государств пре­кращается состояние нейтралитета в войне, а для всех невоюющих государств в целом ликвидируется необхо­димость соблюдать режим зон ведения войн, возвраща­ются интернированные граждане и т. д.


Тема 20. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ f ПРАВЕ f 67. Понятие и основания международно-право­вой ответственности субъектов международ­ного права

^ Межд-лравовая ответственность (МПО) - один из ста­рейших институтов МП, сложившихся на базе обычно-пра­вовых норм. Нормы о МПО «разбросаны» по отдельным отраслям МП, таким как право межд. правосубъектности, право межд. организаций, право межд. безопасности и др. МПО представляет собой юридические последствия, кото­рые могут наступить для субъекта МП в результате его дей­ствий или бездействий, если при этом нарушены примени­мые к данному правоотношению межд.-лравовые нормы.

Одновременно это и одно из юридических средств обес­печения соблюдения норм МП и возмещения нанесенного ущерба. Являясь важнейшим и наиболее эффективным правовым средством обеспечения норм МП, МПО получа­ет выражение в обязанности ее субъекта полностью или частично устранить допущенное нарушение: ликвидиро­вать причиненный вред, понести иные неблагоприятные последствия. Ответственность в МП представляет собой оценку межд. правонарушения и субъекта, его совершив­шего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю. Со­держание правоотношения МПО заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя по­нести неблагоприятные последствия правонарушения.

^ Основания межд.-правовой ответственности. Ответ­ственность наступает при наличии определенных основа­ний, понимаемых в двух значениях - на основе чего и за

что возникает ответственность. Основанием МПО субъек­та МП является совершение им межд. правонарушения.

Различают юридические, фактические и процессуаль­ные основания МПО. Между ними существует тесная связь. С одной стороны, если право не содержит обязан­ности определенных действий либо запрета, то не мо­жет идти речь о правонарушении и, следовательно, об ответственности. С другой - если в поведении субъекта нет признаков правонарушения, то постановка вопроса об ответственности также исключается.

Под юридическими основаниями понимают межд.-пра-вовые обязательства субъектов МП, в соответствии с ко­торыми то или иное деяние объявляется межд. правона­рушением. Иными словами, при межд. правонарушении нарушается не сама межд.-правовая норма, а обяза­тельства субъектов соблюдать международное правило поведения. Юридическими основаниями ответственно­сти являются: договор, обычай, решение межд. судов и арбитражей, резолюции межд. организаций, а также од­носторонние межд.-правовые обязательства государств, устанавливающих юридически обязательные правила поведения для данного государства.

Фактические основания есть то, за что наступает от­ветственность. В силу этого необходимо четко устано­вить элементы межд. правонарушения, которое и высту­пает в качестве фактического основания ответственно­сти. Межд.-противоправное деяние, например, государ­ства налицо в том случае, когда: а) какое-либо поведе­ние, заключающееся в действии или бездействии, может согласно МП присваиваться государству и б) такое пове­дение представляет собой нарушение межд. обязатель­ства этого государства.


^ 68. Виды и формы международной ответственно­сти

Форма межд-правовой ответственности - способ, посредством которого осуществляются неблагоприят­ные для нарушителя последствия вследствие совершен­ного им межд. правонарушения. Различают две формы межд.-правовой ответственности - нематериальную и материальную.

^ Нематериальная (политическая, моральная) ответ­ственность может осуществляться в виде сатисфакции, репрессалий, коллективных санкций. Сатисфакция -удовлетворение государством-правонарушителем явно выраженных им подразумеваемых требований, выдви­гаемых потерпевшим государством и выходящих за рам­ки простого восстановления (ресторации). Обычно это может выражаться в заверении пострадавшей стороны о недопущении повторения правонарушения, принесении извинения и т. д.

Репрессалии - ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом (например, задержание иностранного рыболовецкого судна за бра­коньерство).

От репрессалии следует отличать реторсию - ответ­ную акцию в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения (например, отзыв по­сла в ответ на недружественное заявление).

Коллективные санкции в отношении межд. правонару­шителя могут приниматься только на основании реше­ния Совета Безопасности ООН. Они могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций, в приме-

нении вооруженной силы, временном ограничении суве­ренитета. Если в отношении репрессалий действует принцип соразмерности, то на санкции они не распро­страняются.

Материальная ответственность выражается в обязан­ности возместить материальный ущерб. Это может реа­лизоваться в виде репарации (реституции, субституции, ресторации). Репарация - возмещение материального ущерба деньгами, товарами, услугами и т. д. Возмеще­нию подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается. Реституция - восстановление положения до причинения ущерба. Субституция - замена неправо­мерного или поврежденного имущества, зданий, произ­ведений искусства и т. п. сходными и равноценными предметами. Ресторация - восстановление государст­вом-правонарушителем прежнего состояния и несение связанных с этим любых неблагоприятных последствий. Ранее был известен такой, вид материальной ответст­венности, как контрибуция: взимание победителем в войне с побежденного своих военных издержек.

Исключительно на основе договоров возникает такая разновидность материальной ответственности, как абсо­лютная или объективная ответственность. Речь идет об ответственности, возникающей вне зависимости от вины причинителя ущерба, т. е. за ущерб, причиненный в про­цессе правомерной деятельности. Пострадавшей сторо­не необходимо доказать лишь непосредственную при­чинную связь между действием (бездействием) и ущер­бом. При этом в договорах обычно фиксируются ограни­чения ответственности (максимальная компенсационная сумма).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: