Тема 2. Субъекты международного права

Субъекты – это те лица, которые обладают правоспособностью.

Субъекты международного права – лица, обладающие международной правоспособностью.

Международная правоспособность – это качество. И оно либо есть, либо нет. И не может быть больше или меньше правоспособности. Может быть меньше или больше дееспособность, объёма прав и обязанностей. А вот правоспособность – либо она есть, либо её нет. Нельзя быть чуть-чуть субъектом.

Правосубъектность в международном праве – это единство трёх элементов. Если нет какого-то из этих трёх элементов, то и правосубъектности нет.

Первый элемент. Субъект международного права – это лицо, на которое распространяется действие норм международного права. И в этом отчасти субъект похож на субъекта внутреннего права (там тоже если распространяется на него нормы права – тогда и есть субъект).

Но если бы мы на этом остановились, то субъекты бы у нас совпадали, а этого быть не может, так как международное право – это отдельная система права.

Второе качество субъекта. Субъект – это коллективное образование.

Третье качество. Субъекты не только исполнители норм, но и создатели норм. Они не только их исполняют, но и создают.

Только три эти качества вместе дают субъекта.

По своему происхождения международная правосубъектность бывает фактическая и юридическая.

Субъекты с фактической правосубъектностью являются субъектами в силу факта своего существования, или говоря более простым языком – по жизни. Если ты по жизни государство, то ты субъект международного права. Ты существуешь – и тебе больше ничего и не надо, ты сразу субъект.

А вот субъекты с юридической правосубъектностью – это субъекты в силу права. То есть, есть какие-то правовые нормы, которые и говорят, что это – субъект.

Субъектов с фактической правосубъектностью называют «первичными субъектами». Субъектов с юридической – «вторичными субъектами».

Но какая бы между ними разница не была, у них у всех всё равно есть все три элемента правоспособности.

Первичные субъекты:

1) Государство. У государства есть своя территория, население, органы власти, суверенитет. Суверенитет имеет два аспекта – международный и внутренний.

Международный аспект суверенитета нас здесь интересует, он означает, что государство самостоятельно участвует в международных отношениях, оно юридически независимо и всё, что сделано или не сделано его органом или должностным лицом считается сделанным государством в целом. Кроме того, государство отвечает за муниципальные образования, а также физических и юридических лиц.

То есть, во-первых, независимость, а во-вторых, всё, что сделано, считается сделанным государством.

Государство Босния и Герцеговина – про них говорят, что у них ограниченный суверенитет. Государственные органы у них формируются с участием представителей ОБСЕ, то есть фактически международные организации вмешиваются во внутренние дела. Но здесь речь идёт не о способе формирования, а о полномочиях.

Но речь идёт не о фактическом, а о юридическом суверенитете.

У государств правоспособность ограничена:

Во-первых, она ограничена основными принципами и другими императивными нормами, а также взятыми на себя международными обязательствами.

У государства есть как права общего характера (те, которые есть у всех государств – все могут участвовать в международных договорах и в международных организациях), так и права специальные, вытекающие из конкретных обязательств, и здесь государства не равны (члены ВТО имеют одни права, не участвующие – другие…).

2) Второй первичный субъект. Народ, борющийся за независимость. Или нация, борющаяся за независимость.

В этом плане разницы между народом и нации лектор не видит, и так, и так можно сказать.

В мире есть пара тысяч народов, однако борются за независимость и считаются потому субъектами международного права один-два-три. То есть это достаточно редкая категория.

Вот есть территория, и на этой территории проживает население, которое не хочет быть в составе государства, хотя формально они граждане. И тогда они создают какой-нибудь Народный Фронт и борются за независимость.

Здесь несколько факторов: обособленная территория, на которой не осуществляется государственная власть государством, к которому она формально принадлежит. Есть население, которое не хочет быть гражданами этой страны. Есть какие-то органы, которые выполняют функции.

То есть на выходе – догосударственная, предгосударственная ситуация.

К примеру, ЮАР и Намибии. Когда-то ЮАР Намиби оккупировал, а на той территории был один из народов, которые были против. Они двадцать лет боролись за независимость, доборолись и получилось на выходе государство. До того момента они были нацией, борющейся за независимость, это был прообраз, зародыш государства.

То есть это ещё не государство, это только стремится стать государством.

В настоящее время такой организацией (слегка территористическая) Освобождение Палестины. Это основная организация. Есть ещё две у них.

В 1948 году ООН сказало, что на территории ближнего востока надо создать два государства – одно еврейское, а другое арабское.

Это были первичные субъекты.

Вторичные субъекты.

Из вторичных субъектов нас интересуют:

1) Международные организации.

Международных организаций существуют два вида, две разновидности.

Разновидность «а»: Международные межправительственные организации.

Разновидность «б»: Международные неправительственные организации.

Международные межправительственные организации.

Название может ввести в заблуждение, что там участвуют только правительства. Однако название условное, его приняли для того только, чтобы отличать от неправительственных организаций.

В международных межправительственных организаций участвуют государства в целом, неважно, не каком уровне – президентов, правительства или министерств.

Эти организации являются вторичными субъектами международного права, и, следовательно, у них юридическая правосубъектность, это означает, что есть какие-то нормы, которые говорят, что это – субъект.

Какие это нормы?

Обычно у международной организации есть Устав.

Устав. 95-97% организаций имеют Устав.

Но может быть и учредительный договор или несколько учредительных договоров.

Дальше будем говорить про Устав.

Устав международной организации является источником международного права. Возникает вопрос – каким он источником может быть? Это международный договор, конечно же, обычно – в 99,9%. Это означает, что устав организации – это норма международного права.

В этом Уставе содержится:

Во-первых, содержатся цели организации. То есть для каких целей эта организация создаётся. В международном праве цели – это очень существенный элемент правоспособности и организация ограничена целями своего создания; действия, признанные выходящими за рамки цели, могут быть признаны незаконными, недействительными.

Организации имеют членство.

Есть полноправное членство в организации, есть ассоциированное членство.

В уставе организации написано, кто может быть членами организации. А этот вопрос зависит от того, как записано в уставе.

Членом организации в принципе могут быть любые субъекты международного права. Скажем, одна организация может быть членом в другой организации.

Но, кроме того, членами организации могут быть и не субъекты международного права. Зависит это от Устава организации.

Есть такая организация ВТО и в ней участвует государство Китай, но государство Китай участвует в виде континентального Китая, а ещё специальный административный район Макао и Гонконг. Юридически это части Китая, но в ВТО они участвуют как самостоятельные субъекты (так как они раньше туда вошли, чем весь остальной Китай).

Мы уже почти вступили в ВТО как государство, но потом решили создать Таможенный Союз и решили войти в ВТО Таможенным Союзом, так что теперь заново всё.

В некоторых организациях допускается участие субъектов федерации, ну, естественно, с разрешения самой федерации. А в отдельных организациях могут участвовать и неправительственные организации.

Есть всемирная туристская организация, и в ней участвуют не только государства, но и национальные ассоциации туристических фирм.

В международных организациях имеются органы, причём в каких-то это органы как в нормальных организациях, а некоторые организации начинают выпендриваться и, как Евросоюз, говорит, что у них не органы, а институты.

Есть в организациях главные органы, которые действительно главные, а есть главные органы, равные по статусу.

Скажем, в акционерном обществе акционерное собрание и впрямь главный орган, который самый главный. А есть организации, где есть несколько главных органов, между которыми поделена компетенция и поэтому они все одинаковой главности, равные по статусу.

Сами организации могут создавать себе вспомогательные органы, которых нет в уставе.

В принципе можно выделить три вида органов, которые есть практически в любой организации.

Первый – это общее собрание членов организации. Если общее собрание, то очевидно, что они постоянно работать не могут, а только периодически. Насколько периодически – записано в Уставе (раз в год, два раза в год, раз в два года).

К примеру, в ООН есть генеральная ассамблея ООН и она собирается раз в год (но длительно работает – с сентября по март).

Второй орган – постоянно действующий исполнительный орган. В нём членов меньше, чем в основном органе и работают там постоянно люди. Хотя бывает, что и столько же. В ООН есть генеральная конференция (министры, раз в определённое время) и генеральный совет (послы, постоянно заседают).

И должен быть постоянно действующий (третий) административный орган. Обычно его называют секретариатом. Возглавляет его, как правило, Генеральный Секретарь, который является главным должностным лицом этой организации. Он подписывает договоры от имени этой организации, выступает в переговорах от имени организации, руководит персоналом секретариата.

Персонал работает в международной организации частью по трудовому договору (слесарь дядя Вася), а часть по службе (секретарь, помощник, референт). То есть, есть государственная служба, а есть служба в международной организации.

Есть три органа, они как правило есть в организации.

Но может быть и больше – это зависит от устава (или от учредительного договора).

Органы международных организаций вправе принимать как индивидуальные правовые акты (избрать такого-то тем-то, или назначить на какое-то число заседание), так и документы нормативного характера.

Последние (документы нормативного характера), в свою очередь, делятся на две группы:

а) Документы, образующие «внутреннее право» данной организации. Допустим, положение о правлении, порядке выбора… Всё то, что не дописано в Уставе, подробно расписывается в каких-то документах, которые сама организация для себя принимает.

Это документы правовые, это «акты органов международной организации», это источник международного права.

б) Документы, образующие «внешнее право» для данной организации. Это «внешнее право» обязательно и для государств-участников, и для их физических и юридических лиц.

Есть акт органа международной организации «Визовый Кодекс ЕС», и он обязателен и для третьих государств и лиц, ведь для того, чтобы въехать в страны Шенгена, нам нужна виза.

В международном праве другие источники, поэтому не может быть международного законодательства и нормативных актов, так как эти категории внутреннего права.

Право, которое создают международные организации – это часть международного права.

Не все организации имеют право на такое нормотворчество, и даже те, которые имеют – не все их органы имеют такое право. Это влияет на обязательность – исполнять такой документ или не исполнять. Это смотреть в Уставе, как правило.

В организации, как правило, есть механизм разрешения споров.

Споры могут быть – между членами этой организации (государство заспорило с другим государством).

Во-вторых, члены и не-члены это организации (государство заспорило с третьим государством).

В-третьих, государства и данной организации (с каким-то органом спорит государство).

В-четвёртых, спор между органами данной организации (споры о компетенции).

В-пятых, спор между государством-членом и его гражданами или юридическими лицами (можно пожаловаться на своё государство в международную организацию).

Объём этих споров определён в Уставе, то есть какие споры организация может рассматривать (может все, а может и не все).

В организации могут быть специализированные органы по рассмотрению спора (типа Международный Суд), а могут споры рассматриваться в органах общей компетенции.

Это зависит от того, что записано в Уставе.

Это мы говорили про межправительственные организации. У них правоспособность ограничена Уставом.

Их около двух с половиной тысяч, много и все знать невозможно.

Кроме межправительственных, есть и неправительственные международные организации.

Неправительственные международные организации.

К примеру, Гринпис, международный комитет красного креста, есть всевозможные палаты и ассоциации.

Это – национальные юридические лица, в форме некоммерческих организаций в форме общественных объединений.

То есть каждая организация зарегистрирована как юридическое лицо в каждой стране и подчиняется законодательству этого государства. Но у этих организаций есть филиалы в других странах (или отделения), и они распространяют свою деятельность не на одно, а на несколько государств.

Пока они не распространяют – это национальная общественная, как только распространяет – международная неправительственная.

В них НЕ участвуют государства.

Эти организации не являются субъектами международного права, следовательно, документы, которые принимают эти организации, не являются источниками международного права.

Инкатермс – это документ, принятый Международной Торговой Палатой, это неправительственная организация.

Это сокращение от “international commercial terms”, «международные коммерческие/торговые термины».

С юридической точки зрения этот документ – то, чем это считает каждое государство.

В нашем государстве Инкатермс – это обычай делового оборота. Если ссылка в контракте есть – то тогда применяется, нет – не применяется. А в Испании Инкатермс приравняли к законам.

То есть это не нормы международного права и у них нет повышенной юридической силы, они не сильнее нашего законодательства.

Существует одна организация, которая является исключением.

Международный комитет Красного Креста хоть и является общественной организацией по законодательству Швейцарии, но является субъектом международного права.

Это потому, что есть нормы международного права, которые говорят, что это – субъект. Есть несколько международных договоров, которые признают этот комитет субъектом.

Неправительственных международных организаций тысяч так 35, и они нас мало волнуют.

Ещё одна разновидность вторичного субъекта – это государствоподобные образования.

Из самого названия следует, что они похожи на государство, но – не государство.

Это вторичный субъект, поэтому субъектом является в силу юридических норм.

К ним относятся:

1) Вольные города. Но их сейчас нет. Кончились.

Западный Берлин. Но его тоже нет. Кончился.

А что есть – есть два субъекта.

Первый – Ватикан. Город-государство Ватикан.

На самом деле это не город, не государство и не Ватикан.

Во-первых, это называется во всех документах «Святой престол».

Это не государство, хотя есть армия в виде швейцарских гвардейцев, есть законодательство в виде папских указов, используют валюту евро, территория небольшая есть, граждане-монахи…

Но это не государство, потому что это церковь. Это римская католическая церковь, а точнее – местонахождение её главных органов.

Папа римский выбил себе право считаться государством, хотя это не государство.

Ватикан – это не город, потому что это кусочек города, Рима, километр на километр.

И хотя размер в данном случае значения не имеет, ибо княжество Монако километр на полтора.

Но здесь не государство, потому что это церковь.

Есть Лютеранские соглашения, которые наделяют Ватикан качествами субъекта международного права.

В общем, Ватикан участвует в международных договорах, направляет посольства – они направляют посольства, у них это «миссии» называется.

В общем, Ватикан ведёт почти государственную жизнь, но всё же – это не государство.

Ещё один субъект из вторичных – Мальтийский орден.

На самом деле это «Орден Святого Иоанна» или «Орден госпитальеров» (или как-то так).

Это один из ста рыцарских орденов, которые были в нашей истории. Его основал какой-то Герард (или Жерард, или Жерар) и этот орден принимал паломников, которые приходили поклониться Гробу Господнему.

Потом он перебрался на Крит, потом на Мальту, потом несколько лет этот орден был России. И наш император Павел был магистром этого Мальтийского ордена.

Сейчас этот орден в мире, занимается религиозной и благотворительной деятельностью.

Те же полномочия, что и Ватикана – участвовать в международных договорах…

В нём состоят рыцари, их тысяч так пятьдесят.

Всё, больше вторичных субъектов международного права нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: