Границы ведения финансового учета

Соотношение "затраты—результат" накладывает есте­ственное ограничение на детальность ведения учета и со­ставления отчетности. Предполагается, что выгоды внеш­них пользователей от получения бухгалтерской отчетно­сти должны превосходить затраты ее составителей. Эта концептуальная установка финансового учета является, на наш взгляд, весьма туманной, поскольку выгоды пользо­вателей трудно представить в количественном выраже­нии. На практике это означает, что затраты на ведение учета и составление отчетности должны находиться на не­коем разумном уровне, обеспечивающем выполнение предъявляемых к ней требований.

Существенность представляемой информации определяется как "те пределы, в рамках которых бухгалтерская информа­ция может быть опущена или неверно представлена и при превышении которых в свете сложившихся обстоятельств становится возможным, что суждение или благоразумно действующее лицо, опирающееся на информацию, будет изменено или испытает на себе влияние того, что часть информации была опущена или представлена неверно". Случайные и незначительные поступления и расходы, как правило, не влияют на мнение внешнего пользователя, поэтому при их учете не обязательно строго придерживаться стандартов учета, достаточно от­нести их к статье прочих расходов или доходов. В американ­ской практике в качестве существенных часто рассматрива­ются суммы, составляющие не меньше 5—10% доходов или активов. Суммы, которые можно считать существен­ными, безусловно, зависят от размера компании. Одна и та же сумма может оказаться критической для мелкой фирмы и незаметной в обороте корпорации-гиганта.

Отраслевые особенности определяют возможности исклю­чений из стандартов финансового учета для компаний, действующих в специфических отраслевых условиях, на­пример в рамках прямого государственного регулирова­ния. При наличии таких исключений их причина должна быть объяснена в примечаниях к финансовой отчетности, равно как и методы ведения учета, подпадающие под ис­ключения. Исключения допускаются только в том случае, если в их отсутствие возникнет угроза предоставления пользователю дезориентирующей его информации.

К онсерватизм означает, что, когда есть возможность ис­пользования в соответствии со стандартами двух альтерна­тивных методов учета одних и тех же показателей, следует использовать тот метод, который представляет положение компании в менее благоприятном свете. Так, при возмож­ности двух оценок стоимости активов должна использо­ваться наименьшая, пассивов — наибольшая и т.д. В осно­ву принципа консерватизма заложена идея о том, что при наличии неопределенности в выборе подхода к учету того или иного показателя интересам пользователя в наиболь­шей мере будет отвечать выбор того из них, который дает менее оптимистическую картину положения вещей в ком­пании. При использовании же более привлекательной оценки или показателя бухгалтер должен обосновать это, исходя из мотивов наиболее полного удовлетворения ин­тересов внешних пользователей.

2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

Балансовый отчет (balance sheet) отчет о финансовом состоянии компании на дату его составления.

Отчет о прибылях и убытках (income statement) отражает доход компании и затраты, сделанные для его получения в течение отчетного периода.

Отчет о движении денежных средств (cash-flow statement) показывает приток и отток наличных средств, обусловлен­ные всеми видами деятельности компании в течение от­четного периода.

Отчет о состоянии акционерного капитала (statement of owner's equity) показывает инвестиции, сделанные в компа­нию ее владельцами (акционерами), и полученные ими выплаты на вложенный капитал (дивиденды) в течение от­четного периода.

Отчет о совокупной (окончательной) прибыли (comprehen­sive income). В настоящее время эта форма отчетности еще до конца не разработана и на практике не используется. По замыслу авторов концепций финансового учета, он в дальнейшем может заменить собой отчет о нераспреде­ленной прибыли. Последний не входит в обязательный минимальный перечень отчетностипоскольку его показатели содержатся также и в отчете о состоянии капитала акционеров. Совокупный доход определяется как результат "всех отраженных в отчетности изменений в собственном капи­тале (чистых активах) объекта учета в течение отчетного периода, обусловленных сделками и другими хозяйствен­ными событиями, отличными от тех, которые вызваны вложением инвестиций со стороны владельцев и отчисле­ниями средств владельцам". Сноски и примечания к финансовой отчетности должны дополнять, но не заменять собой показатели самих отчетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: