Соотношение "затраты—результат" накладывает естественное ограничение на детальность ведения учета и составления отчетности. Предполагается, что выгоды внешних пользователей от получения бухгалтерской отчетности должны превосходить затраты ее составителей. Эта концептуальная установка финансового учета является, на наш взгляд, весьма туманной, поскольку выгоды пользователей трудно представить в количественном выражении. На практике это означает, что затраты на ведение учета и составление отчетности должны находиться на некоем разумном уровне, обеспечивающем выполнение предъявляемых к ней требований.
Существенность представляемой информации определяется как "те пределы, в рамках которых бухгалтерская информация может быть опущена или неверно представлена и при превышении которых в свете сложившихся обстоятельств становится возможным, что суждение или благоразумно действующее лицо, опирающееся на информацию, будет изменено или испытает на себе влияние того, что часть информации была опущена или представлена неверно". Случайные и незначительные поступления и расходы, как правило, не влияют на мнение внешнего пользователя, поэтому при их учете не обязательно строго придерживаться стандартов учета, достаточно отнести их к статье прочих расходов или доходов. В американской практике в качестве существенных часто рассматриваются суммы, составляющие не меньше 5—10% доходов или активов. Суммы, которые можно считать существенными, безусловно, зависят от размера компании. Одна и та же сумма может оказаться критической для мелкой фирмы и незаметной в обороте корпорации-гиганта.
|
|
Отраслевые особенности определяют возможности исключений из стандартов финансового учета для компаний, действующих в специфических отраслевых условиях, например в рамках прямого государственного регулирования. При наличии таких исключений их причина должна быть объяснена в примечаниях к финансовой отчетности, равно как и методы ведения учета, подпадающие под исключения. Исключения допускаются только в том случае, если в их отсутствие возникнет угроза предоставления пользователю дезориентирующей его информации.
К онсерватизм означает, что, когда есть возможность использования в соответствии со стандартами двух альтернативных методов учета одних и тех же показателей, следует использовать тот метод, который представляет положение компании в менее благоприятном свете. Так, при возможности двух оценок стоимости активов должна использоваться наименьшая, пассивов — наибольшая и т.д. В основу принципа консерватизма заложена идея о том, что при наличии неопределенности в выборе подхода к учету того или иного показателя интересам пользователя в наибольшей мере будет отвечать выбор того из них, который дает менее оптимистическую картину положения вещей в компании. При использовании же более привлекательной оценки или показателя бухгалтер должен обосновать это, исходя из мотивов наиболее полного удовлетворения интересов внешних пользователей.
|
|
2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
Балансовый отчет (balance sheet) — отчет о финансовом состоянии компании на дату его составления.
Отчет о прибылях и убытках (income statement) отражает доход компании и затраты, сделанные для его получения в течение отчетного периода.
Отчет о движении денежных средств (cash-flow statement) показывает приток и отток наличных средств, обусловленные всеми видами деятельности компании в течение отчетного периода.
Отчет о состоянии акционерного капитала (statement of owner's equity) показывает инвестиции, сделанные в компанию ее владельцами (акционерами), и полученные ими выплаты на вложенный капитал (дивиденды) в течение отчетного периода.
Отчет о совокупной (окончательной) прибыли (comprehensive income). В настоящее время эта форма отчетности еще до конца не разработана и на практике не используется. По замыслу авторов концепций финансового учета, он в дальнейшем может заменить собой отчет о нераспределенной прибыли. Последний не входит в обязательный минимальный перечень отчетностипоскольку его показатели содержатся также и в отчете о состоянии капитала акционеров. Совокупный доход определяется как результат "всех отраженных в отчетности изменений в собственном капитале (чистых активах) объекта учета в течение отчетного периода, обусловленных сделками и другими хозяйственными событиями, отличными от тех, которые вызваны вложением инвестиций со стороны владельцев и отчислениями средств владельцам". Сноски и примечания к финансовой отчетности должны дополнять, но не заменять собой показатели самих отчетов.