Фермопильский «мемориал»

Много было войн у греков и у варваров между собою… Но мне кажется, что подвиг выполненного Леонидом долга превзошел все подвиги и до и после этого времени.

Павсаний. Описание Эллады. III. 4. 6.

(Пер. с греч. С.П. Кондратьева)

Культура древних греков была культурой звучащего слова и «говорящего» предмета. Отсюда – широчайшее распространение жанра стихотворной эпиграммы – в буквальном смысле «надписи», зародившегося еще на заре греческой литературы. Помещенная на любой предмет – будь то надгробие, постамент статуи, чаша или светильник – такая надпись, идеально соединяя музыку слова с образом прекрасного, организовывала диалог человека и вещи. Эпиграммы пользовались большой популярностью и в Греции, и в Риме, и в Византии: на них ссылались историки, их изучали филологи, их подбирали в особые сборники – антологии или цветники. Этот «малый» жанр литературного творчества, доступный не только поэту-профессионалу, но и мало-мальски грамотному человеку, обладал невероятно богатыми возможностями увековечивать историческую память. При краткости и лапидарности слога, наличии привычных поэтических «штампов» эпиграмма, точнее, стихотворная надгробная надпись – эпитафия – была удобна и для запоминания, и для запечатления на камне[1].

Важнейшим этапом в становлении эпиграмматической поэзии стали греко-персидские войны. В полисах, выступивших против незваных завоевателей, появилось немало стихотворных эпитафий в память павших на полях сражений, а в крупнейших храмах – подписей в стихах на посвященных богам трофеях. Именно они увековечили ту меру коллективного подвига и индивидуальной доблести, позволившей маленькому народу одержать победу над многомиллионным (так, по крайней мере, считали сами греки) полчищем варваров. Но ни один памятник той эпохи не был столь на слуху у греков, как «мемориал» в Фермопильском ущелье на границе Локриды и Фессалии – там, где небольшое ополчение нескольких полисов семь дней сдерживало стократно превосходившую его армию персов.

Память об этой битве жива до сих пор. Правда, в массовом сознании она отложилась как подвиг трехсот спартанцев, погибших под стрелами персов, но не сдавших поля боя врагу. Но это – последний этап сражения. Общая беда впервые сплотила греков, и к Фермопилам вышло ополчение, составленное из отрядов, присланных полисами Северной Греции и Пелопоннеса:

Полис Численность ополчения по:
Геродоту[2] Павсанию[3]
Спарта    
Тегея    
Мантинея    
Орхомен    
Полисы Аркадии    
Коринф    
Флиунт    
Микены    
Феспии    
Фивы    
Локры Опунтские   Ок. 6000
Фокея    

Каждый отряд имел своего командующего (полемарха). Из них Геродот называет лишь имена командующего отрядом феспийцев – Демофила, сына Диадрома и Леонтиада – командующего отрядом фиванцев[4]. Общее командование было поручено спартанскому царю Леониду[5]. Ущелье – единственный проход из Северной Греции в Среднюю – было идеально укреплено самой природой. «Фермопилы представляют узкий[6] и длинный проход; его окружает с одной стороны море, с острыми подводными камнями при полном отсутствии гаваней, с другой – непроходимое и бездонное болото», – отмечал Аппиан[7]. Это позволяло грекам, перекрывшим стеной самую узкую часть ущелья, держать оборону долгое время, что было частью общей стратегической задачи: не допустить врага в Среднюю Грецию, пока союзный флот не одержит победу над персидским флотом у мыса Артемисий.

Два (по Геродоту) или три (по Юстину) дня непрерывных атак не принесли персам победы: узость ущелья уравнивала силы. Наконец, изменник указал обходную тропу, и отряд «бессмертных» с наступлением сумерек начал продвижение в тыл грекам[8]. Ночью царь Леонид, которому наблюдатели сообщили о передвижении врага, отправил отряд фокейцев на прикрытие обходной тропы.

На заре, когда стало ясно, что положение безнадежно, царь Леонид приказал союзникам покинуть поле боя. С царем остались спартанцы, которым отступать запрещал обычай, феспийцы и фиванцы[9] – по данным Юстина, около 600 человек[10]. Атака основных сил персов началась ближе к середине дня – когда в ущелье спустились первые отряды «бессмертных». Узнав о выходе противника в тыл, фиванцы сдались на милость победителя и по приказу царя Ксеркса были заклеймены как рабы[11]. Спартанцы же и феспийцы вырвались из ущелья и контратаковали противника, а затем, понеся сильные потери (в этом бою пал царь Леонид), заняли на холме у входа в ущелье круговую оборону[12]. О гибели остатков отряда греков существуют две версии. Согласно Геродоту, греки, оборонявшиеся на холме, были окружены персами и засыпаны градом стрел[13], а согласно Юстину – ворвались ночью во вражеский лагерь и к середине следующего дня пали все до единого[14]. По-видимому, более правдоподобной является версия Геродота: при раскопках в Фермопилах, проведенных незадолго до Второй мировой войны, был локализован холм, на котором греки приняли последний бой, засыпанный наконечниками персидских стрел[15].

После окончания греко-персидских войн над могилами павших были сооружены стелы со стихотворными эпитафиями. Такие погребения греки называли «poluandre‹on» – «многомужными» могилами, что эквивалентно русскому термину «братская могила». В отличие от героона – места погребения мифического или реального героя, ставшей объектом религиозного почитания, полиандрии не были местом отправления культа. Устанавливавшиеся на них надгробия хранили память о совершенном здесь воинском подвиге. Так что этому понятию более соответствует термин «мемориал» в его современном значении. И полиандрий в Фермопилах был не только данью уважения тем, кто отдал жизнь за свободу и независимость Эллады, но и памятником, на котором воспитывали патриотизм не одного поколения греков.

Впервые об этом «мемориале» сообщает «отец истории» Геродот. Он говорит о стелах с надписями (™pigr£mmasi... ka… st»lVsi), поставленных на месте гибели каждого отряда [16]. А это указывает на то, что «мемориал» должен был располагаться у входа в ущелье – «на том месте, где пали» последние защитники Фермопил.

Правда, из труда Геродота неясно, сколько надгробных памятников было установлено на «мемориале»: «отец истории» приводит тексты только трех эпитафий. Двумя из них павших почтили (™pikosm»santej) амфиктионы[17] – члены Дельфийско-Пилейского религиозного союза. Этот союз имел два культовых центра – храм Аполлона в Дельфах и святилище Деметры Амфиктионийской с храмом героя-эпонима Амфиктиона[18]. Амфиктионы собирались здесь раз в год – на весеннее заседание, решали общие дела, приносили жертвы Деметре и несли надзор за казной, которая хранилась в этом святилище[19]. По-видимому, это свидетельствует о том, что оба надгробных памятника, по крайней мере, были выполнены в едином стиле. Третью стелу – над могилой спартанского прорицателя Мегистия, предсказавшего накануне последнего сражения гибель греков, но отказавшегося, тем не менее, покинуть обреченное войско – Геродот выделяет особо. Ее по собственной инициативе поставил поэт Симонид Кеосский «в память о дружбе» (™pikosm»santej)[20] – скорее всего, прорицателя и поэта связывали узы взаимного гостеприимства. Он же, очевидно, был и автором высеченной на ней стихотворной эпитафии.

В этой связи возникает вопрос о том, почему инициатива возведения «мемориала» принадлежала именно Амфиктионии. Так как все полисы, выславшие ополчение в Фермопилы являлись ее участниками, то они и выступили с инициативой о возведении «мемориала» на средства союза. Это не противоречило обычаю греков: например, в Афинах существовал закон о погребении павших на войне воинов за счет полиса в братской могиле на особом участке некрополя [21]. При этом останки погибших обязательно распределялись по филам [22]. Хоронили павших смертью храбрых воинов в полиандриях и спартанцы [23]. Погребение же убитых непосредственно на месте битвы считалось признанием их величайшей доблести [24]. При этом афиняне, по-видимому, создали первый подобного рода прецедент, похоронив убитых в Марафонском сражении на поле боя [25]. Таким образом, возведение полиандрия в Фермопилах было общей волей полисов, чьи воины приняли участие в сражении, и преследовало цель таким образом почтить выдающийся героизм павших при защите ущелья. Погребение же останков, как того требовал обычай, проводилось в разных могилах – соответственно месту гибели полисного отряда. Отдельно от всех был погребен лишь командующий ополчением – царь Леонид, что тоже было признанием его выдающегося мужества. Не исключено, что эта могила являлась кенотафом: Геродот сообщает, что по приказу Ксеркса персы надругались над трупом царя Леонида – отрубили ему голову и насадили ее на кол [26]. Так что опознать его тело среди множества убитых было проблематично.

Представление о «мемориале» расширяет сообщение Страбона, видевшего его почти четыре века спустя, на рубеже дохристианской и христианской эр. Так же, как Геродот, он локализует «мемориал» «близ Фермопил», но упоминает уже пять стел с надписями, первой из которых (™pˆ tÍ prètV tîn pšnte sthlîn tîn perˆ QermopÚlaj) называет не отмеченную «отцом истории» эпитафию над могилой опунтских локров[27].

Возможно, Страбон видел «мемориал» уже поврежденным, так как тот мог сильно пострадать во время многочисленных военных действий в ущелье. В 323 г. до Р.Х., во время Ламийской войны, предводитель отряда наемников Леосфен разбил в ущелье войско союзных Македонии беотийцев. В 278 г. до Р.Х., во время нашествия галлов на Грецию, в Фермопильском ущелье строились укрепления[28]. В 208 г. до Р.Х. этолийцы, готовясь к войне с македонским царем Филиппом V, укрепили Фермопилы «рвами и окопами»[29]. Наконец, в 191 г. до Р.Х. сирийский царь Антиох III, пытаясь остановить римлян, перегородил ущелье «двойным валом и рвом, а где нужно было – еще и стеной, благо камни валялись повсюду во множестве»[30]. Эти укрепления стали самыми мощными за всю историю Фермопил – валы служили площадкой для метательных орудий[31]. В любом случае строительным материалом для фортификационных сооружений могли «пригодиться» и стелы «мемориала» – в чрезвычайной ситуации обычай это допускал. Однако во втором десятилетии по Р.Х. памятник царю Леониду видел поэт Лоллий Басс[32]. На рубеже II-III вв. по Р.Х. памятник царю Леониду и, видимо, прорицателя Мегистия видел Флавий Филострат[33].

В ранневизантийское время укрепления в Фермопилах были возобновлены при императоре Юстиниане I[34]. В 539 г. им пришлось испытать натиск племен, кочевавших по Европе после распада гуннского племенного союза[35].

Тексты пяти эпитафий – в том числе и не упоминаемых у Геродота и Страбона – имеются в Палатинской Антологии – собрании греческих эпиграмм, в основе которого лежал сборник, составленный около 900 г. византийским филологом Константином Кефалой. Эти тексты, скорее всего, восходят к Венку – антологии греческих эпиграмм, составленной около 70-60 гг. до Р.Х. поэтом Мелеагром Гадарским: составитель называет «поросли дивной лозы», подаренные в этот сборник Симонидом[36].

Все эти сообщения дают возможность восстановить количество стел с эпитафиями в Фермопильском ущелье. Приведем их греческий текст вместе с поэтическими переложениями на русский язык:

1. Strab., IX, 4, 1. С 425.

Эпитафия над братской могилой опунтских локров, локализуемая Страбоном без указания имени автора у входа в ущелье:

Poqe‹ fqimšnouj Øpr `Ell£doj ¢nt…a M»dwn,

mhtrÒpolij Lokrîn eÙqunÒmwn 'OpÒeij.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: