Практическое (производственное ) обучение

Методические рекомендации курсовой работы

(блок специальных отраслевых дисциплин)

Специальность

030500.06‑«Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)»

Челябинск 2014


УДК 378(021)

ББК 74.480.2 Я73

Х98

Рыжикова А.М. Практическое (производственное) обучение: Методические рекомендации для курсовой работы. – Челябинск, ППИ ЧГПУ, 2014г. – 32 с.

Методические рекомендации содержат общие требования, предъявляемые к контрольным мероприятиям по курсу «Практическое (производственное) обучение»; перечень, структуру и содержательный аспект тематических вопросов, заданий для экзамена и курсовой работы. Настоящее издание предназначено для студентов заочной формы обучения по специальности «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)».

Составитель: А.М. Рыжикова,ст.преподаватель каф. ИТ,ВТ и ПМ ЧГПУ

Рецензенты: А.А.Олейников, канд.пед.наук, зав.кафедрой ИТ.ВТ и ПМ

Л.М.Базавлуцкая, канд.пед.наук, доцент каф

©Челябинский Государственный Педагогический Университет

©Профессионально-педагогический институт


Содержание:

№п\п Наименование раздела № стр.
  Общие требования, предъявляемые к контрольным мероприятиям по курсу «Практическое (производственное) обучение  
  1.1. Целями изучения курса являются  
  1.2. Этапы подготовки курсовой работы  
  1.3. Оформление работы  
  Тематические вопросы, задания для курсовой работы.  
  Рекомендуемая литература  
  Приложения  

Общие требования, предъявляемые к контрольным мероприятиям по курсу «Практическое (производственное) обучение»

Курс «Практическое (производственное) обучение» входит в число специальных отраслевых дисциплин Государственного образовательного стандарта по специальности 030500.16 – «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)». Он базируется на знаниях и умениях, приобретенных студентами при освоении психолого-педагогических дисциплин, а также при изучении информационных технологий в рамках курсов, предусмотренных учебным планом ВУЗа по обозначенной специальности.

1.1. Целями изучения курса являются:

‑ приобретение знаний по современным концепциям преподавания информационных технологий в учреждениях профессионального образования и системы повышения квалификации;

‑получение профессионально приобретенных знаний и навыков педагогического проектирования и реализации учебного процесса в рамках предметной области «Информационные технологии».

В связи с этим, в курсе «Методика обучения информационным технологиям» ставятся следующие задачи:

‑приобрести знания и сформировать умения по проектированию учебно-программной документации, содержания, педагогических средств обучения и организации учебного процесса, разработке новых учебных курсов и методического обеспечения дисциплин в рамках предметной области «Информационные технологии».

‑выработать умения выполнять педагогические проекты по методике обучения информационным технологиям;

‑получить навыки проведения учебных занятий по предметам, «информационные технологии» в которых присутствуют либо в качестве учебных элементов, либо в качестве средств обучения, приобрести опыт внедрения педагогических проектов в учебный процесс.

В результате изучения курса студент должен знать:

‑предмет и значение курса для подготовки педагога профессионального обучения;

‑содержание основных документов государственного стандарта начального и среднего профессионального образования;

‑содержание информатических дисциплин и факторы, его определяющие, в учреждениях начального и среднего профессионального образования, системы повышения квалификации;

‑ принципы разработки и анализа учебного плана, учебной программы предмета и другой учебно-программной документации;

‑ методы, средства и формы теоретического и практического обучения;

‑ содержание дидактической деятельности педагога профессионального обучения: цели, содержание и технологии дидактического проектирования процесса обучения и характеристику технологической деятельности педагога;

‑ методы целевой ориентации, стимулирования и мотивации учения, формирования новых знаний, умений, навыков; приемы оптимизации форма, методов и средств в ходе реализации педагогических проектов;

‑ вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса и основное направление повышение эффективности обучения информационным технологиям.

В результате изучения курса студент должен уметь:

‑ анализировать существующую нормативную и учебно-программную документацию подготовки и повышения квалификации рабочих, специалистов в различных видах учебных заведений, обосновывать внесение изменений в эту документацию, а также ее обновлять и при необходимости разрабатывать;

‑ отбирать необходимый дидактический материал и конструировать предметное содержание обучения по информатическим дисциплинам;

‑ осуществлять дидактическое проектирования учебного процесса, планировать деятельность педагога профессионального обучения и конструировать деятельность учащихся при формировании профессиональных знаний и умений;

‑ разработать частные методики преподавания по информатическим дисциплинам;

‑ управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся;

‑ проводить занятия по предмету с последующим анализом результатов обучения учащихся, диагностикой реализации целей обучения и корректировкой учебного процесса;

‑ самостоятельно работать с научной, методической и учебной литературой, электронными информационными источниками, а также развивать критические способности и творческое начало при работе с информацией;

‑ проводить самоанализ своей деятельности, оценивать ее результаты и проводить корректировку.

В качестве контрольных мероприятий по курсу предусмотрена курсовая работа.

Задание для курсовой работы выдается студенту в начале сессии предшествующей сессии сдачи курсовой работы.

Цель курсовой работы является формирование у студента умения применять всю систему психолого-педагогических и методологических знаний для решения актуальных методических проблем в рамках предметной области «Информационные технологии». Курсовая работа носит учебно-исследовательский характер и предполагает самостоятельную творческую деятельность студента по разработке реальной методической задачи. В процессе выполнения курсовой работы студент изучает инновационный педагогический опыт, углубляет и систематизирует знания в области методики научного исследования и методики обучения.

Тематика курсовых работ формируется в соответствии с перечнем тем программы курса, направлениями научно-методических работ, осуществляемых на кафедре, а также может включать инициативные темы студентов, если они по характеру материала, содержанию и глубине проработки удовлетворяют целям, задачам, требования, предъявляемым к курсовым работам, и представляют практический интерес для системы профессионального образования. При этом проблемное направление и тематика курсовой работы может совпадать с зачетным вопросом. Актуальность тематики, практическая значимость курсовой работы и творческая самостоятельность при ее выполнении способствуют адаптации будущего педагога к осуществлению профессиональной деятельности. В ряде случаев для выполнения курсовой работы необходимо собрать, систематизировать и обработать фактический материал; поставить эксперимент, сделать научные выводы и высказать свою точку зрения на поставленную методическую проблему.

Избранная тема регистрируется на кафедре. После этого самостоятельное изменение студентом темы не допускается.

1.2. Этапы подготовки курсовой работы:

1. Выбор темы курсовой работы, согласование ее с научным руководителем, утверждение темы.

2. Определение зада и плана исследования, выбор и разработка методов исследования.

3. Сбор, изучение и анализ учебной, методической и научной литературы в объеме, необходимом для исследования проблемы.

4. Обоснование актуальности темы курсовой работы; написание введения и теоретической части работы.

5. Организация и проведения экспериментальной работы в рамках целей и задач исследуемой проблемы; обработка полученных результатов.

6. Обобщение результатов исследования и обоснование выводов в заключительной части работы; рекомендации по практическому внедрению новых идей, изложенных в работе.

7. Окончательное оформление работы; научное и литературное редактирование.

8. Рецензирование работы, внесение исправлений после рецензии.

9. Публичное выступление с результатами исследования или защита работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: