Обучение начинается буквально с первых дней жизни ребенка. Обучающие воздействия направлены на то, чтобы сформировать у младенца зрительное и слуховое сосредоточение (над кроваткой ребенка вешают большую легкую игрушку, привлекают его внимание с помощью звучащих игрушек типа колокольчика, погремушки и др.).
Основными задачами обучения детей первого года жизни являются:
- развитие сенсорики ребенка: формирование ощущения и восприятия (зрительного, слухового, тактильного); - развитие движений (перемещение в пространстве: переворачивание со спинки на живот и обратно, на бок, ползание, ходьба); - развитие предметных действий (узнавание некоторых предметов, действия с ними в соответствии со свойствами - закрывание, открывание, складывание, прокатывание и др.); - развитие речи (понимание речи взрослого, подражание речи, активное использование некоторых звуковых сочетаний, первых слов). В процессе решения этих задач под обучающим воздействием взрослых у детей необходимо сформировать умения узнавать предметы, понимать речь взрослого, активно использовать некоторые звуковые сочетания и первые слова.
На втором году жизни ребенка обучение принимает более целенаправленный характер, хотя задачи его остаются прежними. Занятия направлены на развитие ориентировки ребенка в окружающем мире и овладение речью. Дети учатся различать и называть предметы ближайшего окружения (мебель, игрушки, посуду, одежду), некоторых животных, части их тела, знакомятся с их действиями и словесными обозначениями (бегает, летает, прыгает, плавает и др.). Ребенка учат выделять некоторые признаки предметов (форма, величина, цвет). Сначала на занятиях используют предметы одной формы (шарики или кубики), но разного цвета, затем предметы разной формы, но одинакового цвета. К концу второго года жизни ребенок должен понимать слово цвет,знать и называть четыре цвета (красный, зеленый, желтый, синий). Весь процесс формирования представлений проходит в неразрывном единстве с овладением речью. Содержание обучения детей второго года жизни приобретает разностороннюю направленность. Оно обеспечивает первую ориентировку детей в окружающем мире, развитие его речи и формирование первоначальных познавательных и практических навыков и умений.
Важным дидактическим принципом является применение наглядности в сочетании со словом. Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер На занятиях детям показывают действия с предметами; обучают действиям с дидактическими игрушками (собирание пирамидок, вкладывание одного предмета в другой, и др.). Обязательны занятия с сюжетными игрушками, в ходе которых ребенок овладевает игровыми действиями: кормит и укладывает куклу спать, катает машинку и др. Формированию орудийных действий (насыпать, зачерпывать, поить и др.) служат занятия с предметами (чашкой, ложкой, совком, лопаткой). Большое место отводится чтению коротких стихотворений, чтению и рассказыванию сказок, рассматриванию картин и картинок. Важным разделом обучения на этом этапе является музыкальное воспитание и развитие основных движений. На музыкальных занятиях детей учат слушать музыку, выполнять движения в такт музыке. На физкультурных занятиях осуществляется обучение детей основным движениям (ходьбе, ползанию, лазанию).
К занятиям с детьми раннего возраста предъявляются следующие требования:
· планировать заранее и проводить ежедневно в каждый отрезок бодрствования;
· продолжительность занятий зависит от сформированности у детей умений слушать взрослого, играть, действовать по его указанию.
· занятия одного и того же содержания следует повторять несколько раз через небольшой интервал времени (5-6 дней), так как умения и знания закрепляются у детей постепенно;
· необходимо создавать условия для отражения полученных на занятиях знаний и умений в самостоятельной деятельности ребенка (предлагать те же пособия, игрушки, предметы, которые использовались на занятии);
· занимаясь с подгруппой, воспитатель должен чаще обращаться по имени к каждому ребенку, уделяя особое внимание пассивным, медленно развивающимся малышам.