double arrow

Федеральная служба по труду и занятости: основные полномочия в сфере содействия

Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия:

1. осуществляет государственный надзор и контроль над соблюдением:

А. работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Б. установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

В. осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в полном объеме и качественно с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации, об отстранении от должности указанных должностных лиц;

Г. осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области содействия занятости населения, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;

Д. осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

2. осуществляет контроль над:

А. прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;

Б. расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции;

3. регистрирует в уведомительном порядке:

А. отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства;

Б. коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

4. осуществляет:

А. рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;

Б. информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

В. обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;

Г. анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;

Д. реализацию федеральных программ в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;

Е. реализацию мер активной политики занятости населения, за исключением мер, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

Ж. принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;

З. подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;

И. содействие в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

К. организацию подготовки трудовых арбитров;

Л. ведение базы данных по учету трудовых арбитров;

М. информирование о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

Н. государственную экспертизу условий труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

О. формирование и ведение в установленном порядке регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;

П. согласовывает в установленном порядке схему размещения государственных учреждений службы занятости населения субъекта Российской Федерации;

Р. устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

С. в случаях, установленных федеральными законами, готовит и направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Т. анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

У. участвует в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;

Ф. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

Х. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

Ц. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

Ч. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

Ш. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности территориальных органов по их мобилизационной подготовке;

Щ. осуществляет профессиональную подготовку работников центрального аппарата Службы, территориальных органов их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

Ъ. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

Ы. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

Ь. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности.

5. Федеральная служба по труду и занятости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

А. организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности;

Б. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

В. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

Г. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

Д. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

Е. составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

Ж. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;

3. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

И. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов труда.


7. Правовой статус безработного
Безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы и не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях и не состоящие на воинской службе, зарегистрированные в Государственной службе занятости.
Таким образом, понятие безработного включает в себя пять признаков:
· трудоспособность;
· наличие трудоспособного возраста;
· постоянное проживание на территории Республики Беларусь;
· отсутствие у лица работы, учебы или прохождения воинской службы;
· регистрация в качестве безработного в Государственной службе занятости.
Наличие комплекса всех перечисленных пяти признаков позволяет гражданину считаться безработным и претендовать на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом о занятости. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков является препятствием к получению гражданином статуса безработного с соответствующими компенсационными выплатами.
Первый признак безработного - трудоспособность - обозначает совокупность физических и духовных свойств человека, необходимых для производительного и творческого труда и формирующихся в результате физического и культурного развития личности, общего и специального образования, выработки трудовых навыков и мастерства.
Различают трудоспособность общую (способность выполнять какую-либо работу в обычных условиях труда) и специальную (способность выполнять работу по определенной профессии, специальности). В случае стойкой утраты трудоспособности гражданин вынужден вообще прекратить трудовую деятельность на длительный период, в связи с чем устанавливается инвалидность и назначается пенсия по инвалидности. В таком случае гражданин лишается права на статус безработного и на пособие по безработице. При временной же потере трудоспособности гражданин считается трудоспособным и не может быть лишен статуса безработного.
Трудоспособный возраст законодательством определяется с 16 лет и до 55 лет у женщин, до 60 лет у мужчин. Хотя трудовое законодательство в отдельных случаях предусматривает возможность трудиться лицам, достигшим 14 лет, с согласия родителя, опекуна, попечителя, тем не менее, учащиеся дневных общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, студенты дневных отделений вузов не могут, в силу ст. 1 Закона о занятости, считаться безработными и обладать правом на соответствующие социальные гарантии, так как работа для них в данном случае является не основным, а второстепенным, дополнительным к учебе делом. Если гражданин выходит на пенсию на льготных условиях, несмотря на то, что он еще не достиг пенсионного возраста, к безработным он не относится, так как у него имеется гарантированный государством источник дохода - пенсия.
Закон о занятости населения распространяет свое действие на всех лиц, постоянно
проживающих на территории Республики Беларусь.
Регистрация в качестве безработного осуществляется районными службами занятости по месту постоянного проживания безработного. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости после предъявления обратившимся в службу лицом необходимых документов: трудовой книжки, паспорта, свидетельства об образовании, профессиональной квалификации, а также справки о среднемесячном заработке за последние два месяца по последнему месту работы.
При наличии условий, необходимых для признания гражданина безработным, у него возникает субъективное право на признание его безработным и на трудоустройство при посредничестве службы занятости.

Право безработного на трудоустройство тесно связано с комплексом сопутствующих правомочий, а именно правом на:
· профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку;
· бесплатную информацию о вакантных рабочих местах и бесплатные консультационные услуги по вопросам своего правового положения как безработного;
· социальные гарантии и компенсации;
· обжалование неправомерных действий службы занятости.

Этим правам безработного соответствуют обязанности Государственной службы занятости: обязанность оказания бесплатного посредничества в поиске и получении подходящей работы, помощь в выборе такой работы, регистрация гражданина в качестве безработного, назначение стипендий и пособий по безработице в соответствии с Законом о занятости и т. д.
На профессиональное обучение или переобучение центры занятости направляют, как правило, безработных, которым невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой квалификации, либо если безработный утратил способность выполнять работу по прежней профессии (специальности), либо если профессия (специальность) безработного не находит спроса на рынке труда.
Период профессиональной подготовки безработного засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и отражается в трудовой книжке. Повторное направление на переобучение допускается только по истечении одного года с момента окончания предыдущей учебы и на профессии, имеющие спрос на рынке труда.
Кроме прав безработный обладает определенными обязанностями:
· самостоятельно заниматься поиском работы и информировать об этом Государственную службу занятости по ее требованию;
· являться по вызову в Государственную службу занятости для предложения ему конкретной работы, а при отсутствии вызова - один раз в месяц в установленный срок;
· в течение двух рабочих дней обратиться к работодателю, который указан в направлении Государственной службы занятости;
· информировать Государственную службу занятости о временном выезде в другой населенный пункт;
· правоотношения между безработным и Государственной службой занятости прекращаются после приема гражданина на работу.
Обжалование неправомерных действий должностных лиц и органов Государственной службы занятости может производиться в вышестоящий орган и в судебном порядке.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: