Приоритеты государственной политики в области занятости населения

На протяжении многих десятилетий экономическая наука не признавала наличия у нас в стране рынка труда. Из сферы товарных отношений исключалась рабочая сила, что аргументировалось отсутствием в стране безработицы и наличием общенародной собственности как экономической основы государства.

В условиях товарно-денежных отношений рабочая сила не может не вступать как товар, поскольку она требует затрат, величина которых зависит от квалификации, условий труда, значимости той продукции, которую она создает.

Если рынок труда существует, то почему процветали уравниловка, низкое качество работы, слабая дисциплина труда и незаинтересованность работника в высокопроизводительном и качественном труде? Основной причиной этого является государственная монополия на рынке рабочей силы. Именно она и отсутствие нормальной рыночной конкуренции обусловили глубокие противоречия социально-экономического развития страны и вызвали необходимость создания государственных структур регулирующих занятость и безработицу.

Сейчас на первый план выходят новые приоритеты, а именно -повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того чтобы политика занятости стала эффективной и результативной т необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование структурной безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

-повышение спроса на квалифицированную рабочую силу;

-обновление кадрового потенциала за счет трудоустройства молодежи;

-усиление роли профессионального труда в росте доходов и соответствующее изменение трудовой мотивации;

-переподготовка и повышение квалификации экономически активных граждан;

-распределение гибкости рынка труда как по формам занятости, так и по режимам труда;

-максимально возможное привлечение безработных к общественным работам;

-совершенствование учета безработных и предоставлений пособий;

оказание социальной поддержки безработным и готовности человека адаптироваться к новым и более высоким профессиональным требованиям Решение этих задач обеспечит активизацию характера политики занятости.

Политика, проводимая на рынке труда, является составной частью государственной политики занятости, базируется на ее основных целях и задачах и призвана быть основой для разработки программ содействия занятости населения. Если исходить из сущности государственной политики занятости переходного периода, то политика на рынке труда могла бы быть ориентированной в этот период на обеспечение социального приемлемого уровня занятости, содействие переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста эффективности труда.

Дальнейшее совершенствование федеральных и региональных программ содействия занятости как механизм реализации политики на рынке труда зависит во многом от того, будет ли упорядочена вся система государственного регулирования занятости.

Если государственная политика занятости займет подобающее ей место в системе макроэкономического регулирования, то тогда программы содействия занятости, разрабатывыемые в рамках Министерства труда и социального развития, приобретут более реалистичный характер. Они будут нацелены непосредственно на разработку мер по трудоустройству и социальной поддержке населения.

Однако Министерство труда и социального развития остается пока единственным в системе исполнительной власти разработчиком государственной политики занятости, определяя концепцию программ содействия занятости на ближайшие годы, Они сохранят, как и раньше, достаточно широкий набор программных действий, в том числе и тех, ответственность за реализацию которых лежит, по существу, на других министерствах и ведомствах.

Речь идет прежде всего о тех направлениях мер, которые связаны с макроэкономическими условиями обеспечения занятости. Этот блок должен быть пока сохранен в программах содействия занятости, но изменен по форме и содержанию. В нем не следует повторять то, что изложено в общих программах социально-экономического развития РФ в части развития отраслей, создания новых рабочих мест и других макроэкономических условий обеспечения занятости. Более целесообразно дать разделы, где оценивается ожидаемое состояние занятости в результате осуществления уже принятых программ социально-экономического развития страны и четко формулируются предложения службы занятости по внесению корректив в эти программы, исходя из необходимости проведения государственной службы занятости активной политики на рынке труда.

Анализ существующих программ социально-экономического развития позволяет уже сейчас определить основные направления их корректировки в целях проведения активной политики на рынке труда.

Дополнительной проработки и взаимного согласования требуют те разделы программ социально-экономического развития и программ содействия занятости, которые позволили бы успешнее бы решать уже в ближайшие годы следующие задачи:

повышение спроса на рабочую силу;

значительное повышение роли малых и средних предприятий в создании новых рабочих мест как важнейшей предпосылки трудоустройства потерявших работу.

повышение экономически и социально значимой роли квалифицированных работников.

Реализация политики занятости на рынке труда в ближайшие годы предполагает более четкое разграничение функций и ответственности между федеральной и региональными службами занятости в регулировании рынка труда, Это приведет к изменению структуры и набора конкретных мер программ содействия занятости, разрабатываемых на федеральном и региональном уровнях Отдельные направления мер содействия занятости могли быть полностью переданы на усмотрение региональных служб занятости: подготовка и переподготовка незанятого населения с целью его дальнейшего трудоустройства, расширение занятости в сфере малого бизнеса, поддержки рабочих мест на отдельных предприятиях, содействия занятости инвалидов, многодетных матерей, матерей-одиночек и других контингентов населения, испытывающих дополнительные трудности на рынке труда, организация социальной поддержки безработных.

Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.

Согласно определению Международной организации труда, человек в возрасте 10-72 лет (в России, по методологии Росстата, — 15-72 лет[1]) признаётся безработным, если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости он одновременно:

-Не имел работы

-Искал работу

-Был готов приступить к работе

Уровень безработицы — количественный показатель, позволяющий сравнить безработицу для разной численности населения (для разных стран или для разных периодов одной и той же страны). Уровень безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к общему числу занятых в хозяйстве или к численности интересующей группы населения (безработица среди женщин, молодёжи, сельского населения и т. п.). Чаще всего выражается в процентах.

Выделяют следующие виды безработицы:

Добровольная — связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.

Вынужденная (безработица ожидания) — возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Причиной является нарушение равновесия на рынке труда из-за негибкости заработной платы (вследствие законов о минимуме заработной платы, работы профсоюзов, поднятие заработной платы для улучшения качества труда и т. п.). Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Количество претендентов на ограниченное число рабочих мест увеличивается, а вероятность реального трудоустройства уменьшается, что повышает уровень безработицы. Разновидности вынужденной безработицы:

циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.

сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.

технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

Зарегистрированная — незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.

Маргинальная — безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

Неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).

Структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.

Институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

Фрикционная — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.

Скрытая: - формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется

наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работ

Издержки безработицы

-недополученный выпуск продукции — отклонение фактического ВВП от потенциального в результате неполного использования совокупной рабочей силы (чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП);

-сокращение доходной части федерального бюджета в результате уменьшения налоговых поступлений и снижения выручки от реализации благ;

-прямые потери в личных располагаемых доходах и снижение уровня жизни лиц, ставших безработными, и членов их семей;

-рост затрат общества на защиту работников от потерь, вызванных безработицей: выплату пособий, реализацию программ по стимулированию роста занятости, профессиональную переподготовку и трудоустройство безработных и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: