Форму проведения практических занятий (деловые игры, решение ситуационных задач (кейс-стадии), применение проектного метода, «круглые столы» с приглашением представителей органов государственной власти и местного самоуправления, выездные семинары, участие в открытых судебных заседаниях) определяет преподаватель, ведущий занятия в учебной группе с учетом целей семинара, состава, подготовленности обучаемых и других факторов.
Преподаватель должен иметь план проведения занятия, учебно-методические материалы, по возможности и необходимости использовать технические средства обучения.Семинарское занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.1. Вводная часть.Во вступительном слове преподаватель должен раскрыть перед студентами: – учебные и воспитательные цели семинара;– актуальность, теоретическое и практическое значение обсуждаемой темы;– связь с ранее изученными темами в рамках как данной дисциплины, так и других изучаемых дисциплин; Преподаватель должен назвать выносимые на обсуждение вопросы семинара, определить методику его проведения, обозначить примерное распределение времени на рассмотрение отдельных вопросов. 2. Основная часть. Проходит в форме обсуждение вопросов семинарского занятия, в ходе которого обучаемые могут, по усмотрению преподавателя, выступать как по своему желанию, так и по вызову преподавателя. Обсуждение рассматриваемых проблем не должно превращаться в диалог по типу «вопрос-ответ» между преподавателем и отвечающим. Следует вовлекать в работу как можно большую часть аудитории посредством дополнений, уточнений, вопросов выступающему, вступления с ним в дискуссию и т.д. Если обучаемый затрудняется с ответом, переадресовать вопрос аудитории. При ответе на вопросы семинара студенты, по возможности, должны увязывать теорию с практикой, делать ссылки на нормативно-правовые акты, первоисточники, дополнительную литературу. При ответе студенты могут, по усмотрению преподавателя, использовать дополнительные материалы, подготовленные во время самостоятельной работы (опорные конспекты), что не должно превращаться в читку конспекта.После рассмотрения каждого вопроса для закрепления изученного материала преподаватель должен провести краткий опрос по знанию ключевых понятий, определений, что также позволяет обеспечить наибольший охват аудитории опросом. По окончании обсуждения, следует подвести краткие итоги, проанализировать допущенные в ответах ошибки и дать им правильное толкование. При достаточной степени подготовленности, выводы по рассмотренному вопросу могут делать и сами студенты.Основная часть семинара, в свою очередь, может подразделяться на две части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть включает в себя вопросы теории, а практическая может представлять собой решение различных проблем, задач, ситуаций, поставленных преподавателем. Возможно использование методики дискуссии в малых группах, которая позволяет обучаемым обмениваться опытом и делиться своими взглядами и идеями с целью разрешения определенной проблемы. Наиболее удобно проводить такие дискуссии для закрепления пройденного материала. Преимущества данного метода заключаются в том, что он позволяет обучаемым контролировать собственный процесс усвоения учебного материала и лучше влиять на него, стимулируя к активному участию на занятиях. Данный метод позволяет в ходе дискуссии прояснить и углубить знания, полученные на лекции.Процесс обучения состоит из следующих этапов:
1. Преподаватель ставит проблему для обсуждения.
2. Преподаватель разбивает участников на группы от четырех до семи человек.
3. В каждой группе выбираются руководитель дискуссии, секретарь и тот, кто представит результаты работы группы перед всей аудиторией.
4. Преподаватель должен убедиться, что каждая группа правильно поняла задание.
5. Предоставляется время на обсуждение – при этом участие преподавателя не требуется, за исключением тех случаев, когда у участников есть к нему вопросы.
6. Для обобщения итогов работы одному человеку от каждой группы дается возможность выступления. В качестве итогов могут быть представлены варианты решения проблемы, ответы на вопросы или обобщение основных высказываемых идей.
7. Преподаватель определяет явно прозвучавшие во время презентаций общие для всех групп темы.
8. Преподаватель опрашивает участников, чему они научились в ходе упражнения, как они смогут использовать в дальнейшем то, чему научились.
В начале занятия обучаемые получают от преподавателя четко и лаконично сформулированную проблему. В процессе обсуждения этой проблемы они прибегают к мозговому штурму – одному из простых и быстрых способов генерирования идей. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, неофициальная обстановка создает атмосферу свободного обмена мнениями. Для поддержания порядка во время мозгового штурма преподаватель следит за тем, чтобы не допускалась первоначальная оценка идей, стимулировались необычные идеи, развивались чужие идеи, обучаемые стремились к большому количеству идей. Важно, чтобы словесные формулировки стимулировали возникновение конкретных, реальных, а не абстрактных идей или мнений. Все высказанные идеи записываются на доске.
В ходе обсуждения участие преподавателя сведено к минимуму. Он может направить дискуссию в нужное русло, задавая наводящие вопросы. От него требуется умение найти побуждающие к участию в дискуссии стимулы для каждого обучающегося. Обычно преподаватель обходит все группы, чтобы убедиться в том, что обучаемые правильно поняли задание. Он помогает определить границы принимаемых решений, не ограничивая при этом инициативу и творчество.
Вниманию студентов могут быть предложены следующие основные правила, которых они должны придерживаться в процессе обсуждения:
– уважайте чужое мнение (это не значит, что нужно приходить к единому мнению);
– не говорите длинными фразами;
– не говорите одновременно;
– не «витайте в облаках» – подходите практически;
– избегайте группового редактирования;
– используйте творческий подход.
Эти правила можно подготовить заранее на слайдах или просто написать на доске.
Преподаватель контролирует ход обсуждения, применяя метод проверки хода обсуждения, обращая внимания на следующие негативные моменты: один или два человека доминируют в обсуждении; в аудитории ведутся посторонние разговоры; лишь несколько человек участвует в обсуждении; обсуждение поздно начинается или затягивается; задачи обсуждения неясны.
Для презентации идеи от каждой группы выступает один человек. Некоторые готовят материалы (раздаточный материал, записи на станковом блокноте или слайды). При этом задача преподавателя – проследить за тем, чтобы они отражали основную мысль, ограничивались только имеющей отношение к теме информацией, иллюстрировали точку зрения группы, были удобны для чтения. После каждого выступления члены других групп задают вопросы для более детальной проработки темы.
Преподаватель подводит итоги выступлений, определив явно прозвучавшие во время презентаций общие для всех групп проблемы. Кроме того, он оценивает возможные положительные и отрицательные последствия от претворения в жизнь предложенных обучаемыми решений.
Применение в практике преподавания вышеописанных ситуационных занятий дает обучаемым возможность совершенствовать навыки разрешения трудных проблем, учиться друг у друга, формирует чувство ответственности за учебный процесс, навыки совместной работы в командах, проясняет ценностные ориентации обучающихся.
3. Заключительная часть. В заключительном слове преподаватель подводит общие итоги семинара, отмечает степень достижения поставленных целей, обосновывает выставленные обучаемым оценки и дает рекомендации по дальнейшей работе над учебным материалом, подготовке к следующим занятиям. Некоторое время следует выделить для ответа на вопросы студентов.Некоторую особенность может иметь методика проведения семинарских занятий при чтении проблемных лекций. В данном случае семинары могут быть творческими, практическими, методическими.
Как правило, семинар следует за лекцией, имея целью закрепление лекционного материала. Творческие семинары должны готовить студентов к восприятию проблем, которые будут обсуждаться на проблемной лекции и, следовательно, предшествовать ей. Семинар становится базой для ее творческого восприятия, проработки наиболее сложных, научных проблем, с которыми студенты предварительно ознакомились в процессе самоподготовки. Причем такие проблемы должны быть поставлены заранее.
Использование активных форм и методов при проведении семинара позволяет не только повысить интенсивность обучения, но и научить студентов самостоятельному решению проблемных ситуаций.
Семинары - дискуссии
Вариант №1
Группа делится на пары, тройки, четверки, эти подгруппы обсуждают какой-либо вопрос, затем группа как целое обсуждает решения, предложенные в подгруппах.
В этом могут участвовать как выявившиеся в подгруппе лидеры, так и остальные.
Вариант №2
Первоначально обучаемые проводят примерно 5 минут, работая индивидуально и подготавливая письменно 2-3 вопроса по материалу самостоятельного чтения, затем они образуют пары, в которых эти вопросы обсуждаются.
Через 10 минут пары образуют малые группы по 4-6 человек, которые продолжают дискуссию примерно 20 минут.
Смысл состоит в том, что вопросы уже были обсуждены в парах, сложились какие-то устойчивые мнения, и дискуссия в малой группе будет более осмысленной.
Оставшиеся 15 минут 50-минутного занятия отводятся для общегрупповой дискуссии и подведения итогов преподавателем.
Вариант №3
Отличается от второго только тем, что «стартом» для дискуссии служит краткое сообщение одного из обучаемых.
Вариант №4
Начало дискуссии закладывается изучением материала, предложенного преподавателем. Это могут быть: серия слайдов, фрагмент фильма, размноженный вариант статьи и т.д.
Примерно через 15 минут начинается общее обсуждение.
Вариант №5
«Мозговой штурм». Ставится проблема без обсуждения и критики, и как можно быстрее участниками предлагаются несколько вариантов решений, которые записываются на доске.
Лишь затем, когда все идеи уже зафиксированы, начинается их анализ с учетом всех «за» и «против».
Иногда до самого обсуждения каждый участник проводит ранжирование вариантов по значимости (приемлемости), и обсуждение проводится в том порядке, который представляется наиболее разумным большинству.
Вариант № 6. «Спор рядов»
Для того, чтобы организовать учебный семинар, как спор рядов, необходимо разделить группу студентов на 3 части, скажем, на 3 ряда.
В среднем ряду целесообразно оставить нечетное количество человек, по возможности больше трех. Они будут судьями.
В двух крайних рядах количество студеннтов должно быть одинаковым.
Равными (по оценке преподавателя) должны быть и интеллектуальные возможности крайних рядов.
Занятие начинается с того, что преподаватель формулирует правила проведения семинара.
Задачей каждого из крайних рядов является доказать «судьям», что отстаиваемые ими взгляды более приемлемы, нежели взгляды противоположного ряда. Они должны всеми силами, изобретательно поддерживать своих докладчиков (лидеров) и находить контраргументы против другой стороны.
Судьи должны, выслушав соображения каждого из крайних рядов, разобраться в сложившейся ситуации и определить, чья аргументация заслуживает большего доверия.
Все обсуждение должно быть направлено на судей, они могут прерывать выступающих, призывать к порядку, если станет слишком шумно и т.д.
Преподаватель – наблюдатель и комментатор происходящего. Он вмешивается только тогда, когда чувствует, что кто-то из выступающих не может четко выразить свои мысли. Кроме того, допустимо давать историко-философские комментарии по различным вариантам решений.
Главный итог семинара – тайное (на отдельных листочках) голосование судей в конце семинара. Причем обязательно нужно отдать предпочтение одной из отстаиваемых крайними рядами позиций.
Результаты голосования объявляет преподаватель.
Вариант №7. Студенты против преподавателя
Преподаватель начинает семинарское занятие с того, что предлагает каждому ряду сформулировать несколько вопросов по интересующим их проблемам, а затем в течение всего занятия отвечает на эти вопросы.
Оптимальное количество вопросов – 6.
Чтобы каждому ряду коллективно сформулировать такие вопросы, отводится минут 10-15, затем представители рядов записывают их на доске, разделенной на 3 части.
Здесь уже – элемент соревнования, ибо каждый ряд стремится задать вопросы лучше соседей. Преподаватель помогает находить точные формулировки вопросов.
Самое важное для преподавателя при проведении занятий такого типа – это умение настроиться, быть уверенным, что он сможет ответить на любой вопрос и действительно суметь воспользоваться при ответах своими знаниями. Любая неточность, сбой в логических рассуждениях, замеченная слушателями историческая ошибка полностью уничтожают эффект такого занятия.
Кроме того, преподаватель не должен бояться выхода за пределы учебных тем, ибо это занятие задумано как резюмирующее, и его роль — отработка мировоззренческого представления курсантов.
Вариант №8. Игровая контрольная
Семинарское занятие проходит в виде сжатого, стремительного дефиниционного опроса.
Ответы требуются краткие, опрашиваются все слушатели, причем желательно не по одному разу.
В начале занятия преподаватель объявляет, что в конце семинара будет пятиминутная контрольная, состоящая из пяти вопросов, чтобы присутствующие внимательно следили за ответами.
Когда до конца занятия остается 10-15 минут, преподаватель предлагает записать сформулированные вопросы.
Ключевым моментом игровой контрольной является подведение ее итогов.
После написания контрольной (не раньше) преподаватель объявляет, что он сейчас дает правильные ответы на все пять вопросов, и называет эти ответы.
Те, у кого ответы по смыслу совпадают с данными преподавателя, ставят себе плюс, у кого различия — минус. Спорные случаи тут же обсуждаются.
Затем преподаватель говорит, что сейчас надо будет каждому назвать сумму баллов (плюсов), и он запишет ее в свою тетрадь.
Однако, подчеркивает преподаватель, полученная оценка не будет влиять на дальнейшее отношение преподавателя к слушателям, не будет учитываться при проведении экзамена. Задача контрольной иная: каждый студент, написав ее и назвав сумму вслух, тем самым доводит до сведения окружающих свое представление об уровне своих знаний.