Для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов можно использовать метод идентификации, предложенный А.Беловым. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представлений каждого типа темперамента: I карточка – холерика, II – сангвиника, III – флегматика, IV – меланхолика.
Инструкция требует внимательно прочитать перечень свойств и поставить знак (+), если испытуемый считает, что это свойство ему присуще, и знак (-) – если оно у него отсутствует. В сомнительных случаях ничего не ставится.
I
· неусидчивость, суетливость;
· невыдержанность, вспыльчивость;
· нетерпеливость;
· резкость и прямолинейность в отношениях с людьми;
· решительность и инициативность;
· упрямство;
· находчивость в споре;
· неритмичность в работе;
· склонность к риску;
· незлопамятность и необидчивость;
· быстрота и страстность речи;
· неуравновешенность и склонность к горячности;
· нетерпимость к недостаткам;
· агрессивность забияки;
· выразительность мимики;
· способность быстро действовать и решать;
· неустанное стремление к новому;
· обладание резкими, порывистыми движениями;
· настойчивость в достижении поставленной цели;
· склонность к резким сменам настроения.
II
· жизнерадостность;
· энергичность и деловитость;
· не доведение начатого дела до конца;
· склонность переоценивать себя;
· способность быстро схватывать новое;
· неустойчивость в интересах и склонностях;
· легкое переживание неудач и неприятностей;
· легкое приспосабливание к разным обстоятельствам;
· увлеченность любым делом;
· быстрое остывание, когда дело перестает интересовать;
· быстрое включение в новую работу и переключение с одного вида работы на другой;
· тяготение однообразной, будничной, кропотливой работой;
· общительность и отзывчивость, раскованность в общении с другими людьми;
· выносливость и работоспособность;
· громкая, быстрая, отчетливая речь;
· сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации;
· всегда доброе настроение;
· быстрое засыпание и пробуждение;
· частая несобранность, поспешность в решениях;
· склонность иногда скользить по поверхности, отвлекаясь.
III
· спокойствие и хладнокровие;
· последовательность и основательность в делах;
· осторожность и рассудительность;
· умение ждать;
· молчаливость, нежелание болтать попусту;
· спокойная, размеренная речь, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики;
· сдержанность и терпеливость;
· доведение начатого дела до конца;
· умение использовать свои силы в дело (не растрачивать их попусту);
· строгое придерживание выработанного распорядка жизни, системы в работе;
· легкое сдерживание порывов;
· маловосприимчивость к одобрению и порицанию;
· незлобивость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес;
· постоянство в своих отношениях и интересах;
· медленное включение в работу и переключение с одного вида работы на другой;
· ровность в отношении со всеми;
· аккуратность и порядок во всем;
· трудное приспособление к новой обстановке;
· обладание выдержкой;
· постепенное схождение с новыми людьми.
IY
· стеснительность и застенчивость;
· растерянность в новой обстановке;
· затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми;
· неверие в свои силы;
· легкое перенесение одиночества;
· чувство подавленности и растерянности при неудачах;
· склонность уходить в себя;
· быстрая утомляемость;
· обладание слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота;
· невольное приспособление к характеру собеседника;
· впечатлительность до слезливости;
· чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию;
· предъявление высоких требований к себе и окружающим;
· склонность к подозрительности, мнительности;
· беспечная чувствительность и легкая ранимость;
· чрезмерная обидчивость;
· скрытность и необщительность, нежелание делиться своими мыслями;
· малоактивность и робость;
· безропотность и покорность;
· стремление вызвать сочувствие и помощь окружающих.
Обработка результатов.
1. Подсчитать количество плюсов по каждой карточке отдельно.
2. Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента:
Х=А1/А х 100%; С=А2/А х 100%; Ф=А3/А х 100%; М=А4/А х 100%,
где Х, С, Ф, М – типы темперамента,
А1, А2, А3, А4 – число положительных ответов по карточкам,
А – общее число положительных ответов по четырем карточкам.
Для наглядности результат может быть представлен в виде «Формулы темперамента»: Т= 17% Х + 37% С + 28% Ф + 18% М.
Список литературы
1. Изучение личности учащегося и классного коллектива и составление психолого-педагогической характеристики: Метод. указания для студентов, проходящих пед. практику/ Авт.-сост. Л. Н. Дичковская. – Мн.: БГУ. 2001 – 81с.
2. Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьников. Учебное пособие.- Владимир: ВГПИ. 1990. - 108 с.
3. Ивашкин В.С., Онуфриева В.В. Методы психологического изучения темперамента: Учебно-методические рекомендации к проведению исследования темперамента.- Владимир: ВГГУ. 2008.- 34 с.
4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия». 2003. – 448 с
5. Т.Д. Дубовицкая. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002 г., № 2, с. 42-46
6. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто.- Изд. 5-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 442 с.