Методы и способы психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива

Для выполнения задачи психологического изучения личного состава должностные лица должны владеть разнообразными методами психодиагностики, разумное сочета­ние и применение которых обеспечивает получение объективной информации о военнослужащих.

Основными методами здесь являются:

- анализ документов (биографический метод);

- опрос (беседа, анкетирование);

- наблюдение и тестирование.

1. Работа с документами — это важная, ответственная и достаточно трудоемкая часть деятельности должностного лица, в процессе которой вырабатывается предваритель­ное представление о военнослужащем. К документам относятся автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионального психологического отбора и учетно-послужные карточки, различные справки, отзывы о военнослу­жащих, дневники, письма, фотографии.

Их изучение и анализ позволяют:

1) выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологи­ческих качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к военной службе, последующее профессиональное становление;

2) выделить в учебной и производственной деятельности юноши до призыва в армию конкретные проявления, свидетельствующие о степени зрелости, ак­тивности различных психических процессов, об устойчивости определен­ных интересов, ценностных ориентаций, черт характера.

Предметом изучения являются:

а) социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории;

б) особенности непосредственного социального окружения — в семье, школе,
производственном коллективе, среди сверстников и друзей;

в) содержание наиболее предпочитаемой, интересующей военнослужащего и
доступной ему информации;

г) основные события его биографии.

Важные сведения о познавательных способностях, уровне нервно-психической устойчивости, военно-профессиональной направленности и отдельных професси­онально важных качествах военнослужащего можно получить из карты професси­онального психологического отбора призывника, в которую заносятся результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологиче­ского обследования в период приписки и призыва.

2. Опрос — метод сбора первичной информации посредством обращения с воп­росами к опрашиваемым (респондентам).

Источником информации в опросе яв­ляются письменные или устные суждения-ответы респондента. С помощью оп­роса можно получить информацию о фактах и событиях, сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых, их потребностях, интересах, ценност­ных ориентациях, жизненных планах и т. д. Причем эту информацию можно по­лучить довольно быстро и от большого количества людей.

Различают несколько вариантов опроса: устные и письменные опросы, свобод­ные и стандартизированные, экспертные, выборочные и сплошные и т. д. Одной из наиболее распространенных форм опроса является анкетирование. Анкета — это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.

Индивидуальная беседа — метод получения информации об индивидуально-психологических качествах военнослужащего на основе прямого словесного контак­та с ним. В зависимости от целей использования данного метода беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т. д.

Основными диагностическими блоками необходимой информации о военно­служащем могут и должны быть следующие сведения:

1) биографические данные;

2) состав, условия жизни членов семьи;

3) ориентированность в событиях, происходящих в стране и за рубежом;

4) время, место и характер учебы или работы по специальностям, родственным конкретной воинской должности, навыки организаторской работы;

5) увлечения в настоящем и прошлом, особые привычки, отношения со сверст­никами;

6) нарушения поведения в прошлом (прогулы, мелкое хулиганство, выпивки, побеги из дома, приводы в милицию и т. п.);

7) перенесенные заболевания и травмы, наличие жалоб на состояние здоровья, нарушение сна, аппетита и т. п.;

8) наиболее неприятные события в прошлой жизни и реакция на них (мысли о самоубийстве), преобладающие настроения в связи с отрывом от семьи, от­ношение к трудностям армейской жизни;

9) отношение к военной службе, обоснованность желания овладеть конкрет­ной воинской специальностью;

10) успешность освоения программы общевойсковой подготовки;

11) участие в общественной жизни подразделения;

12) взаимоотношения с сослуживцами, отношение к коллективу и др.

Результаты беседы помогут составить психологический портрет, на основе ко­торого строится индивидуальная работа с военнослужащим и вырабатываются рекомендации командирам и начальникам. Обобщение содержания индивидуаль­ных бесед, проведенных по единому замыслу, позволяет получить пофамильные списки состава микрогрупп, информацию об их лидерах, данные об их направ­ленности, влиятельности, взаимосвязях.

Для выявления картины группирования военнослужащих подразделения на основе землячества, национальности или по какому-либо другому признаку ак­тивно используется метод групповой беседы. В начале беседы сообщается, что ее целью является поиск путей соз­дания нормальной морально-психологической атмосферы в коллективе.

В повседневной деятельности не всегда есть возможность для тщательного со­поставления данных, полученных в ходе проведения многочисленных отдельных бесед. Поэтому психологами для получения интересующей информации о взаи­моотношениях в коллективе довольно часто применяется социометрия.

Социометрическая методика. Как способ психологического изучения соци­ометрия представляет собой совокупность методических приемов для количе­ственной оценки и графического представления межличностных отношений типа «симпатии — антипатии» в группах и коллективах. Достоинством этого метода яв­ляется возможность за относительно короткое время охватить изучением всех членов группы и получить объемную и разностороннюю информацию.

3. Метод наблюдения — один из наиболее объективных и надежных методов психологии. Он представляет собой целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения к службе и различным явлениям окружающей действитель­ности в целях обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые могут характеризо­вать направленность, характер, способности и другие личностные качества военнослужа­щих, социально-психологические особенности воинского коллектива.

При индивидуальном наблюдении предметом изучения являются практические действия (поступки) отдельного человека. По их характеру судят об отношении человека к военной службе, о сформированности у него моральных, индивиду­ально-психологических и других качеств, имеющих важное значение для успеш­ного прохождения военной службы.

Предметом группового наблюдения могут выступать межличностные контакты членов воинского коллектива, подразделения, боевого расчета: их количество, длительность, характер, активность, приспособление, инициатива, доминирова­ние и другие показатели внутригруппового взаимодействия. Кроме этого наблю­дение помогает решить и ряд вопросов изучения индивидуальных особенностей военнослужащих: направленности личности, организаторских, педагогических, коммуникативных, эмоциональных, волевых и других качеств.

К изучению военнослужащего методом наблюдения привлекаются самые раз­личные категории лиц, имеющих с ним прямой контакт.

Так, в ходе медицинского осмотра, при помывке в бане необходимо обращать внимание на признаки, указывающие на вероятность девиантного поведения военнослужащего.

Например:

Татуировки на теле могут отражать символику приобщения к кри­минальной среде, к «свободной жизни», примитивное стремление к самоутверж­дению, к неподчинению или же инфантильную влюбленность. Следы порезов (чаще на левом предплечье) могут быть следами суицидальных попыток, следами «разрядок» внутреннего напряжения («чтобы успокоиться, увидев собственную кровь») или следами «обряда братания» в полукриминальной подростковой среде.

Следы инъекций на предплечьях, между пальцами, в подмышечных впадинах, на бедрах, особенно по ходу вен, часто указывают на использование внутри­венных вливаний наркотических веществ.

Признаком злоупотребления наркотиками могут быть также бледность или желтушность кожных покровов, покраснение лица, характерные алые губы на бледном лице («маска клоуна»), широкие или узкие зрачки, дрожание кистей, потливость, слюнотечение, коричневый налет на языке, шаткость походки. Следы повреждений (кровоподтеки, ссадины) должны привлечь внимание к фактам нарушения правил уставных взаимоотношений между военнослужа­щими в подразделении.

Тест — это метод исследования личности, пост­роенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы, с заранее определенной надежностью.

Тестирование получило достаточно широкое применение в практике работы войскового психолога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: