Примерная схема анализа занятия с позиции оценки ресурсного обеспечения адаптивной образовательной среды для детей с ОПФР

1. Тип занятия, его место в общей системе коррекционного воздей­ствия.

2. Характеристика пространственных ресурсов:

• структурирование пространства на специально организованные зоны и их использование на занятии;

• рациональная пространственная организация рабочего места и рабочей позы ребенка;

• организация полисенсорного восприятия пространства.

3. Характеристика предметных ресурсов:

• использование специального учебного оборудования, расширя­ющего познавательные возможности ребенка;

• рациональное построение деятельности ребенка в системе «слово- - наглядность - действие»;

• структурирование информации (таблицы, схемы, алгоритмы и т. д.);

• эргономичность и эстетичность используемого оборудования, пособий.

4. Характеристика организационных ресурсов:

• использование на занятии режимов учебной работы и введение правил, обеспечивающих их соблюдение (в том числе для детей с
заиканием, ОНР и др.- использование в качестве правил, регла-


ментирующих речевую деятельность детей, различных речевых памяток, правил речевого поведения);

• дифференцированные дозировки различных видов нагрузки (зрительной, слуховой, речевой, тактильной, физической, интел­лектуальной);

• подбор лингвистического материала: коммуникативно-значимо­го для ученика, доступного по содержанию, соответствующего его произносительным возможностям;

• речь педагога как образец (орфоэпическая правильность, нето­ропливый теми, достаточная громкость и выразительность, слит­ность речи, правильное речевое дыхание и т. д.);

• наличие разумной и понятной ребенку системы требований, ре­гулирующей его отношения с окружающими на занятии;

• обеспечение индивидуального темпа и ритма деятельности ре­бенка.

Характеристика социально-психологических ресурсов:

• организация взаимодействия ребенка с микросоциумом;

• формирование социального опыта на занятии: моделирование форм общения, усвоение социальных форм поведения;

• характер общения субъектов образовательного процесса: довери­тельные, доброжелательные отношения, позитивное настроение;

• эмоциональная насыщенность занятия и обеспечение разнообра­зия деятельности;

• создание ситуаций успеха;

• наличие у ребенка способов коммуникации, адекватных его воз­можностям.

Общее впечатление об оптимальности и эффективности организа­ции образовательной среды с точки зрения стимулирования различ­ных видов деятельности детей, обеспечения их результативности. Педагогические выводы, пожелания, рекомендации.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................ 3

1. ИДЕЯ СРЕДОВОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ {Гайдукевич СЕ.)..................................... 7

2. СРЕДОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ (Гайдукевич С Е.) 19

3. СРЕДОВЫЕ РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ (Гайдукевич СЕ.)................................................................................................................ 30

3.1. Организация образовательной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи (Баль Н.Н.) 30

3.2. Организация образовательной среды для детей с интеллектуальной недостаточностью (Зыгманова И. В.) 43

3.3. Организация образовательной среды для детей с нарушениями

зрения (Гайдукевич С.Е., Миненкова И.Н.)...................................................................... 59

3.4. Организация образовательной среды для детей с нарушением

слуха (Григорьева Т. А.)............................................................................................... 89

ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................................... 108

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................................. 112


Учебное издание

Гайдукевич Светлана Евгеньевна Григорьева Тамара Алексеевна

Баль Наталья Николаевна Зыгманова Ирина Витальевна Минснкова Инна Николаевна


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: