Развитие самооценки у подростков, находящихся в интернатном учреждении

Самооценка детей из интернатных учреждения существенно ниже по уровню и менее устойчива во времени, чем у их «домашних» сверстников, что связано с главным недостатком социальной ситуации развития в ИУ - отсутствием близкого общения с взрослым, способным восполнить недостаток стабилизирующего родительского принятия. Поскольку именно устойчивость самооценки определяет ее регуляторные функции в поведении, у воспитанников учреждения оказывается ослаблена основная - регуляторная - функция самооценки. Отсутствие внутренней опоры в виде устойчивой самооценки делает поведение воспитанников повышенно зависимым от внешних обстоятельств и влияний.

В практической работе с учащимися подросткового возраста чрезвычайно важно учитывать, что критерии самооценок, как уже говорилось выше, в этот период еще очень не самостоятельны: школьники остро хотят знать, что о них думают окружающие – и сверстники, и взрослые. В связи с этим, можно сделать вывод, что педагоги и воспитатели ИУ играют первостепенную роль в развитии самооценки подростков. Педагоги должны в полной мере осознавать этот факт и учитывать его в общении с подростками. В частности, для формирования у подростка правильной самооценки педагогу необходимо объяснять удачи ребенка его способностями, а неудачи – не недостатком способностей, а недостатком приложенных усилий. Такая позиция создаст условия для того, чтобы воспитанник прилагал больше усилий для достижения успехов в своей деятельности и не окажет негативного влияния на самооценку подростка, поскольку в тех случаях, когда взрослые (педагоги и воспитатели) постоянно подчеркивают недостатки подростка, его неудачи, промахи, а успехи объясняют случайностью, у подростка формируется низкая самооценка, препятствующая нормальному развитию.

Однако чрезмерное захваливание ребенка, объяснение успехов ребенка его способностями, а неудач – случайным стечением обстоятельств, также имеют неблагоприятные последствия. В этом случае в самооценке подростка возникает конфликт между очень высокими притязаниями и сильной неуверенностью в себе. Такие подростки, как правило, болезненно реагируют даже на мельчайшие замечания, не могут правильно отнестись к критике в свой адрес, отвечая на них грубостью, плачем, другими острыми отрицательными эмоциональными реакциями. Это явление получило в психологии название «аффект неадекватности». Подобное явление нередко наблюдается у тех подростков, которые в младшем возрасте были «любимчиками», а по мере взросления подобной позиции добиться не смогли.

При работе с подростками с неблагоприятными вариантами самооценок необходимо прежде всего помочь им добиться успеха, т.е. помочь приобрести необходимые знания и навыки. Без этого никакая работа по преодолению отклонений в развитии самооценки, по ее укреплению не будет результативной.

Сама деятельность по развитию и коррекции самооценки должна быть направлена на раскрытие собственных возможностей подростка, создание внутренних критериев самооценки, базирующихся на его реальных и потенциальных достижениях. Этой цели может служить прежде всего работа по развитию интересов и способностей воспитанника, формирование у него представлений о собственных возможностях, самооценки способностей. Именно знание и уверенность в собственных способностях в той или иной области в наибольшей степени способствуют укреплению представлений подростка о себе, формированию положительной самооценки.

Развитию самооценки служит формирование у подростков умения правильно, по объективным критериям оценивать свой успех и неуспех. У подростков с низкой самооценкой важно оценивать как успех даже малейшее продвижение, показывая им, что такого продвижения они добились благодаря собственным усилиям. При этом оцениваться должен действительно реальный успех, критерии которого должны показываться, а иногда и доказываться. Важно обучать детей анализу собственных успехов и неудач, сформировать их адекватные критерии.

Наиболее сложными для психологического и педагогического воздействия являются случаи аффекта неадекватности. Для их преодоления требуется найти такую область деятельности, которая была бы интересна подростку, но не влияла на его самооценку. Надо помочь воспитаннику добиться реального успеха, разъясняя и объясняя ему, благодаря чему и как он добился успеха. Важно, чтобы успешность в данной области получила признание у сверстников, способствовала его популярности. Следует обратить особое внимание на распространение отношения к собственным успехам и неудачам в данной области на другие сферы.

Для формирования интереса к себе, развития чувства собственного достоинства необходимо развивать у воспитанников умение думать, говорить о себе, разбираться в своих переживаниях. Полезны регулярное проведение занятий по психологии, групповых занятий, посвященных развитию «Я», формированию представления о себе как о личности, уверенности в себе и общению со сверстниками и взрослыми.

Такие занятия, сочетающие в себе теоретические знания по психологии, прежде всего психологии «Я», психологии личности, с элементами тренинга – упражнениями, выполнением отдельных заданий и т.п., открывают пути самопознания, позволяют приобрести навыки и средства самовыражения и позволяют тут же реализовать их в активных формах поведения, т.е. удовлетворяют важнейшие потребности подростка.

Опыт свидетельствует о том, что занятия по психологии для подростков в целом оказываются предпочтительнее, чем тренинговые занятия. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

Во-первых, занятия распространяются не только на желающих (как обычно требуется при занятиях тренингом), но и на всех воспитанников определенной группы. Участие в работе подростков с разным уровнем развития потребности в самопознании, различным репертуаром средств самовыражения позволяет подросткам столкнуться с многообразным опытом в этой сфере.

Во-вторых, длительность, относительная обязательность занятий по психологии обеспечивают естественность усвоения предлагаемых новых форм поведения, средств самопознания и самовыражения и, как показывают специальные исследования, их большую прочность.

Принципиально важным для действенности тренинговой работы и занятий по психологии являются, по мнению А.М.Прихожан, «обеспечение практики реализации новых навыков и умений в реальной жизни, помощь и поддержка со стороны психолога за пределами обучающей ситуации».[1] С этой целью, в частности, можно использовать индивидуально задание, выполнение которых воспитанник должен был бы анализировать в личном дневнике и которые «проверялись» бы в ходе специального обсуждения на занятии.

При организации психологических занятий для подростков необходимо соблюдать следующие принципы:

- обеспечение возможности для подростка получить и расширить опыт личностно-ориентированного взаимодействия, когда каждый участник ощущает собственную значимость, уникальность;

- создание условий для формирования адекватного образа «Я» и самооценки, предоставления возможности реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившимся опыте;

- уводить от возможности формирования неадекватных компенсаторных защит, искажающих образ «Я» и способствующих наработке соответствующих компенсаторных моделей поведения и эмоционального реагирования.

Задача психолога заключается в научении подростка способам самоанализа поиску причин неудач в проектировании вариантов решения конкретной проблемы.

Структура психологических занятий с подростками должна выстраиваться в соответствии с тремя названными аспектами:

- рефлексивный – предполагает получение информации средствами самоанализа, самонаблюдения, самооценивания;

- «отражательный» – означает получение информации от других людей через обратную связь;

- «научный» – посредством специальных диагностических методик.

При этом каждое занятие должно быть посвящено конкретной теме. Например:

- Прояснение ценностно-мотивационной сферы подростка и ее развитие;

- Развитие уверенности в себе и коррекция агрессивных манер поведения;

- Методы преодоления стрессовых ситуаций и развитие эмоциональной устойчивости.

Упражнение «Сильные стороны».

В спокойной, доброжелательной обстановке, при некотором расслаблении ребятам предлагается вспомнить свои достижения, какие-то дела и поступки, которыми они могут гордиться. Начать можно с самых ранних детских воспоминаний. Сказать следует о тех поступках, которые кому-то могут показаться легкими, но для этого подростка они были очень трудны.

Каждый член группы рассказывает о своих сильных сторонах, о том, что любит и ценит в себе, что дает ему чувство внутренней уверенности. Руководитель и другие участники должны следить за тем, чтобы говорящий подросток не умалял своих достоинств и не занимался самоосуждением, самокритикой.

Упражнение «Комплимент».

Психолог подчеркивает, что очень важно умение человека видеть сильные стороны и положительные качества другого человека, найти нужные слова, чтобы выразить это своему партнеру. Все ребята садятся в круг. Каждый по очереди обращается к соседу слева и, подумав, говорит приятные слова, то есть комплимент. Психологу необходимо настроить ребят на поддержку друг друга и развивать стремление сделать приятное своим сверстникам.

Упражнение «Автопортрет».

Психолог обращается к ребятам со словами «Представьте, что вы все известные художники и вас пригласили принять участие в престижной выставке. У вас попросили автопортрет. У вас его нет, но вы не хотите отказываться от участия в выставке, поэтому вы садитесь за работу. Как и в каком стиле вы выполните свой портрет – решите сами. Но помните, что творчество – процесс очень личностный, интимный, поэтому пишите самостоятельно, не советуясь с другими и не интересуясь изображениями товарищей. Подписывать и ставить на полотне какие-либо знаки не надо». Всем участникам группы раздаются «Холсты» (листы белой бумаги) и ребята выполняют рисунки. После окончания работы все вновь сходятся в круг. Ведущий по очереди кладет портреты в центр круга. Участники пытаются определить какими чертами мог бы обладать автор, какие переживания его волнуют, что для этого человека характерно. В конце обмена мнениями можно выразить предположение, кому принадлежит этот автопортрет.

Упражнение «Самоориентация».

Психолог просит всех ребят по очереди рассказать о себе, акцентируя внимание на личностных качествах. Ребятам будет легче выполнить задание, если его уточнить: например, назвать пять наиболее характерных для тебя личностных качеств (желательно положительные).Можно задавать отвечающему вопросы типа:

- Твое главное достоинство?

- Можешь ли ты назвать свои слабости?

- Что тебе нравится в себе больше всего?

Возможен другой вариант упражнения. Группа разбивается по парам, которые расходятся в разные стороны. Ребята берут друг у друга интервью, стремясь получше узнать своего партнера. Затем в общем кругу каждый по очереди представляет (2-3 мин) своего напарника, обнародуя его достоинства и выделяя то новое, что они узнали из беседы.

Упражнение «Грани сходства».

Каждый участник группы выбирает себе партнера, садится рядом с ним, берет чистый лист бумаги и ручку.

Руководитель группы поясняет задачу: нужно внимательно посмотреть на своего партнера, сидящего рядом, подумать о том, что, хотя он – Другой человек и многим отличается от тебя, но тем не менее у обоих есть в чем-то сходство. Нужно подумать о том, что вас двоих объединяет. Спрашивать об этом партнера нельзя, работать следует в течении 4-5 мин. На листочке это следует записать в виде фраз: «Мы оба добрые» или «Мы оба любим слушать музыку» и т.д.

После того. Как перечисление сходств закончено, ребятам предлагается передать списки друг другу, перечитать то, что написано партнером и выразить по этому поводу согласие или несогласие. Если одного из ребят что-то не устраивает, запись вычеркивается.

Целесообразно провести общегрупповое обсуждение результатов работы в парах и ощущений участников, давая возможность высказаться всем.

Психологическая помощь и поддержка подростку, неуспешному в обучении, также должна выражаться в действиях, направленных на формирование у него установки о значимости своей личности и развитие умения опираться на них, мыслить о себе в положительном ключе. В групповые занятия с учащимися следует включать следующие практические задания.

Упражнение «Контраргументы».

Психолог предлагает участникам группы разобраться в тех качествах и привычках, которыми они бывают недовольны. Для этого чистый лист бумаги нужно разделить на две половинки. Слева, в колонку «Недовольство собой» откровенно следует записать то, чем подросток недоволен в себе именно сейчас (5-6 мин.). Затем на каждое недовольство собой учащийся должен привести контраргументы, то есть то, что можно противопоставить, чем окружающие люди и сам учащийся уже довольны. Это надо записать в правой колонке «Принятие себя» (5-8мин.).

Обсуждение написанного можно провести либо в общем круге, либо объединившись в микрогруппы по 4-5 человек.

Другая важная задача психолога – развивать умение подростков действовать адекватно и эффективно при различных психических состояниях, помочь подростку осознать возможности достижения поставленных перед собой целей, обучить конструктивно-уверенному поведению и умению отличать его от неуверенного и агрессивного. Ниже приведем примеры таких упражнений

Упражнение «Поиск вариантов поведения».

Ведущий предлагает ребятам возможные ситуации из жизни:

- учитель говорит, что твоя прическа не соответствует внешнему виду ученика. Ты говоришь учителю…

- друг продолжает занимать тебя разговором, а ты хочешь уйти. Ты говоришь другу…

- твой сосед по парте постоянно отвлекает тебя от интересного урока, задает ненужные и глупые, на твой взгляд вопросы. Ты говоришь ему ….

Все члены группы должны постараться предложить несколько вариантов ответов в данной воображаемой ситуации – неуверенный, агрессивный и уверенный. Проводится подробный разбор предложенных высказываний.

Упражнение «Девиз».

Руководитель группы говорит: «В старину был обычай – изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, то есть краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Давайте и мы подумаем над девизом. Сформулируйте его так, чтобы он отражал вашу цель, или отношение к окружающему миру, или ваши мечты, жизненные установки».

На формулировку девиза дается 5-7 минут. Затем участники группы по очереди зачитывают свои девизы и дают пояснение в случае необходимости.


[1] Практическая психология образования: Учебное пособие. Под.ред.И.В.Дубровиной – СПБ.: Питер, 2004.-с.411


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: