Основные жизненные позиции

Основная жизненная установка или фиксированная жизненная позиция – это совокупность основных, базовых представлений о себе, значимых других, окружающем мире, дающих основание для главных решений и поведения человека. Выбор фиксированной жизненной позиции осуществляется семьей, ближайшим окружением и самим человеком. Это происходит с первых мгновений жизни и завершается к семи годам. Как только основная позиция сформирована, все поведение человека направлено на ее подтверждение и закрепление.

А. «Я неблагополучен – Вы благополучны». Человек с такой установкой считает, что его жизнь мало чего стоит в отличие от жизней других, благополучных людей. Человек с негативным образом собственного «Я» отягощен происходящими событиями и принимает на себя ответственность за них. Он недостаточно уверен в себе, не претендует на успех и результат. Низко оценивает свой труд. Отказывается брать на себя инициативу и ответственность. Подвержен стрессам и часто болеет. Причем заболевания развиваются медленно, протекают вяло, период выздоровления затягивается на длительное время. Такие люди часто испытывают депрессии, страдают неврозами, нарушениями характера, склонны к саморазрушающему поведению: курению, злоупотреблению алкоголем, наркотиками. Такие люди неряшливы в образе жизни, в одежде. Им свойственен банальный или проигрышный сценарий – неосознаваемый план жизни.

Б. «Я неблагополучен – Вы не благополучны». Это позиция безнадежного отчаяния, когда жизнь бесполезна и полна разочарований. Человек с подобной установкой считает, что как его жизнь, так и жизнь других людей вообще мало чего стоит. Человек бессилен, и другие не могут ему помочь. Такой человек недостаточно энергичен; он скорее апатичен, склонен к подавленности, пассивной враждебности к себе и другим. Не способен проявлять настойчивость. Его постоянно преследуют неудачи, он свыкся с этим. Ему не свойственен творческий подход к работе и к жизни вообще. Он мрачен, ироничен, труден в общении. Его пассивность в конце концов формирует отрицательное отношение к нему окружающих. Он убежден, что не может вызывать положительной оценки окружающих. Установка неблагополучия формируется в детстве, когда ребенок заброшен, лишен внимания, когда окружающие безразличны к нему. Только часть людей с подобной установкой живет в обществе, большинство же проводят жизнь в наркологических, психиатрических и соматических стационарах, на улице и в местах лишения свободы.

В. «Я благополучен – Вы неблагополучны». Это установка надменного превосходства. Человек с такой установкой считает свою жизнь весьма ценной и не ценит жизнь другого. Человек с подобной установкой обладает высоким самомнением; он преувеличивает свой вклад в общий результат, какой бы деятельностью он не занимался. Такой человек труден в общении, он стремится подавлять и унижать, использовать людей. Когда чаша терпения окружающих переполняется, они покидают его. Рядом с ним остаются люди с потребительской установкой и люди с установкой «я не благополучен – Вы благополучны». Такие люди часто становятся руководителями, некоторые - лидерами преступного мира. Данная фиксированная установка может складываться в двух случаях: во-первых, если в семье постоянно подчеркивается превосходство ребенка над другими членами семьи и другими людьми; во-вторых, когда ребенок постоянно находится в условиях, угрожающих его здоровью и даже жизни. Для данной фиксированной эмоциональной установки типичны следующие формы патологии: гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, истерия со всем разнообразием ее клинических проявлений.

Г. «Я благополучен – Вы благополучны». Это фиксированная установка здоровой личности. Человек с такой установкой считает, что жизнь каждого человека стоит того, чтобы жить и быть счастливым. Такой человек живет в гармонии с миром. Он поддерживает добрые отношения с окружающими людьми, отзывчив, вызывает доверие и доверяет другим. Готов жить в изменяющемся мире. Он внутренне свободен и, по возможности избегает конфликтов. Зачастую старается не растрачивать время на борьбу с самим собой или с кем-то из окружающих. Такая фиксированная эмоциональная установка может формироваться внутриутробно. В дальнейшем такой ребенок растет в атмосфере доверия, понимания и любви. Такой ребенок в дальнейшем принимает жизненный сценарий победителя. Люди с установкой благополучия обычно соматически здоровы или страдают заболеваниями, которые не обнаруживают психологического генеза.

Приобретая ту или иную фиксированную эмоциональную установку, люди зачастую всячески поддерживают ее в течение всей жизни. Осознание позиции - это уже продвижение к ее изменению. Раскодирование содержания позиции и замена отдельных ее фрагментов могут вести к изменению позиции. Психотерапия в данном случае – это длинный путь приобретения позиции благополучия.

 

Анализ трансакций

Единицей общения является трансакция (взаимодействие). При взаимодействии могут включаться различные Я-состояния.

Различают:

· простые (или дополнительные) трансакции;

· перекрестные;

· скрытые;

 

1. Дополнительные трансакции соответствуют ожиданиям контактирующих людей. Такие взаимоотношения неконфликтны и могут продолжаться неограниченное время (рис.4). Например, взаимодействие (3): Руководитель (из «родительской» позиции): «Мария Петровна, Вы опять опоздали на работу!»; Подчиненный (из позиции «ребенка»): «Василий Сергеевич, у меня как назло автобус сломался. Честное слово, я больше не буду». Общение в таком ключе может продолжаться бесконечно долго (в повторяющихся ситуациях, «включающих» данные эго-состояния).

 

 

Рисунок 6.

 

2. Перекрестные трансакции обладают конфликтогенной способностью. В этих случаях на стимулы дается неожиданная реакция, активируются не те состояния «Я», к которым первоначально шло обращение (рис. 5). Пример: Из «взрослого» состояния: «Дорогая, ты не видела мои запонки?»; ответ 1 из эго-состояния «ребенка»: «Ну почему я всегда у тебя во всем виновата?»; ответ 2 из эго-состояния «родителя»: «В таком возрасте человек уже должен знать, где лежат его вещи!»

 

Рисунок 7.

 

3. Скрытые трансакции отличаются от предыдущих тем, что включают более двух состояний «Я». Сообщение в них маскируется под социально-приемлимым стимулом. Обратная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения (рис.6). Например: Взаимодействие на социальном уровне (1) между двумя «взрослыми» (молодым человеком и девушкой), приводимое в качестве примера Э. Берном: «Мэри, не хотели бы вы осмотреть лошадей?» «Да, Джо, я очень люблю лошадей», на скрытом уровне (2) подразумевают ухаживание и приглашение к свиданию и положительный ответ.

Рисунок 8.

 

Скрытые трансакции лежат в основе психологических игр.

 

 

Психологические игры

 

Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом дополнительных и скрытых трансакций с четко определенным, предсказуемым исходом [36, 49]. Это набор трансакций со скрытой мотивацией, серия ходов, содержащих ловушку, подвох. В качестве выигрыша выступают определенные эмоциональные состояния, к которым игрок неосознанно стремится (это не всегда позитивные переживания; иногда игроку «выгодно» испытывать постоянную обиду на окружающих или чувство гнева). Таким образом, идет коллекционирование излюбленных чувств и подтверждение жизненной позиции (например, «Я – неблагополучен, вы –благополучны»). Игра структурирует время, помогает избежать открытости, близости во взаимодействии (что для клиента при наличии определенного травматического опыта может быть неприемлемо) и позволяет подтвердить привычную жизненную позицию.

    

Классификация игр (по Э. Берну):

А. По количеству игроков (для 2-х, 3-х и более);

Б. По используемому материалу (деньги в игре «Должник», слова в игре «Психиатрия» и т.д.);

В. По клиническим типам (истерический – игра «Динамо», депрессивный – «Опять я за старое», с синдромом навязчивости – «Гость – растяпа», параиноидальный – «Почему это случилось именно со мной?»);

Г. По психодинамическим характеристикам (контрфобические – «Если бы не ты, то…», интроецирующие – «Психиатрия», проецирующие – «Родительский комитет»)

Д. По инстинктивным влечениям (мазохистские – «Если бы не ты, то…», садистические – «Гость – растяпа», и т.д.);

   

 Игры также классифицируют по степеням:

I. Игра I степени: игра, приемлемая в социальном кругу, но связанная с разочарованиями и дискомфортом для одного из участников;

II. Игра II степени: игра связана с серьезными переживаниями для одного из участников, но не грозит непоправимым ущербом;

III. Игра III степени: игра ведется до последней точки и связана с непоправимым ущербом для одного из участников.

И, наконец, можно выделить конструктивные (не связанные с нанесением ущерба) и деструктивные (связанные с «расплатой», неприятными переживаниями или ущербом) игры.

 

Жизненные сценарии

    

 Жизненный сценарий – это план, которому личность неосознанно следует. Он зависит от позиций, принятых в детстве. Игры, в которые играют люди, являются частью жизненного сценария.

Сценарий формируется в раннем детстве и сначала «пишется» невербально (поведение родителей по отношению к ребенку, их отношение к нему, проявления чувств), затем на вербальном уровне с помощью наставлений, предписаний («Не высовывайся», «Будь первым») прогнозов («Этот парень не пропадет», «Ничего путного из тебя не выйдет») и характеристик, которые даются ребенку («Наказание ты мое», «Умница»). Родительские сценарные сообщения могут быть конструктивные («Ты многого добьешься», «Будь терпелив и настойчив»), деструктивные («Глаза бы мои тебя не видели», «Все дети как дети, а ты – недоразумение») и непродуктивные («Не высовывайся»). В результате формируются жизненные сценарии

Выделяют три уровня экзистенциальных установок (Макаров В.В., 1999): неудачники, середняки (непобедители) и удачники (победители). В то же время в каждом из уровней можно обнаружить по три подуровня. В группе неудачников различают: неудачника 3 степени – абсолютного, или «лягушку»; 2 степени – полного неудачника; 1 степени – слабого неудачника. Среди середняков (непобедителей): середняка 1 степени – слабого середняка; 2 степени – полного середняка; 3 степени – крепкого середняка, малоудачника. Среди удачников: удачника 1 степени – слабого удачника; 2 степени – полного удачника; 3 степени – абсолютного удачника, «принца» (Макаров В.В., 1999).

    

Неудачники – это такие люди, для которых поставленные ими самими цели остаются недостигнутыми или же за свои достижения они платят слишком высокую цену. Они отказываются от претензий на результат, успех; часто лишены комфорта на своем жизненном пути.

Неудачники большую часть времени играют роли, претворяются, манипулируют, повторяют старые роли своего детства, расходуют энергию на сохранение масок, на сдерживание себя от активности. В конечном счете неудачник большую часть жизни является кем-то другим, а не самим собой. Они уничтожают настоящее, сосредоточившись на прошлом и будущем, часто испытывают тревогу в настоящем и бегут от него. Такие люди боятся всего нового. Сохраняют прежний статус. Даже не представляют о возможностях более продуктивного наполнения своего жизненного пути. Они не любят себя, поэтому им мало доступна любовь к ближнему.

           

Непобедители (середняки) – это те, кто довольствуется тем малым, что удается достичь день ото дня, терпеливо неся свою ношу. Они избегают риска и возможных потерь. Ограничивают себя, свои достижения, свой комфорт в жизни. Они живут так, что всегда только сводят концы с концами. Они не поднимаются на высоты, но и не падают в пропасти

Победители (удачники) – это те, кто достигает поставленных целей, рискует, выполняет контракты с самими собой. Удачники достигают комфорта в своей жизни. Они рассматривают многие возможности и выбирают несколько, действуют продуктивно, осознанно, обладают чувством перспективы. Учитывают возможности, пробуют разные пути достижения результата, пока не достигают успеха. Способны отделять факты от мнений, проекты от реальностей жизни. Дорожат временем. Для них главное в жизни – быть аутентичным, познавать новое, реализовать себя.

Основная цель процесса психотерапии в трансактном анализе – реконструкция личности на основе пересмотра жизненных позиций, осознание непродуктивных стереотипов поведения, формирование новой системы ценностей. В ходе анализа жизненных сценариев происходит осознание ранних программ, становится возможным принятие нового решения на интеллектуальном и эмоциональном уровне.

Чаще всего работа в рамках данного метода проводится поэтапно. Структурный анализ и анализ трансакций лучше проводить на группе, работа же с анализом игр и жизненных сценариев должна вестись индивидуально.

 

Вопросы для повторения:

  1. В чем состоит специфика метода трансактного анализа?
  2. Что такое «эго-состояние»?
  3.  Какие элементы личности участвуют во взаимодействии?
  4.  Какие виды трансакций Вы знаете?
  5. Что входит в понятие «психологическая игра»?
  6. Каковы основные технические приемы трансактного анализа?
  7.  Как формируются жизненные сценарии?

 

Литература

1. Бурлачук Л.Ф., А.С. Кочарян Психотерапия [текст]/Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян. - С-Пб. – Питер. - 2003.

2. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник для студентов мед. вузов [текст]/Б.Д. Карвасарский. - С-Пб. – Питер. - 1999.

3. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии [текст] / В.В. Макаров. - М. - Академ. Проект. - 1999.

4. Психотерапевтическая энциклопедия [текст]/Под ред. Б.Д. Карвасарского. - С-Пб. – Питер. - 1998.

 

 

  19. Суггестивные методы терапии

А. Гипнотерапия

Гипноз (от греческого hypnos – сон) – временное состояние сознания [2, 5, 26, 38], характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения.

Научная гипнология берет начало с середины Х1Х века, хотя практическое использование гипноза имеет многовековую историю. Впервые термин «гипноз» был применен английским хирургом Бредом, книга которого, посвященная нейрогипнологии вышла в свет в 1843 г. С конца 70-х годов Х1Х в. французский невропатолог Шарко начинает изучать гипноз на больных, страдающих истерией. Сальпетриерская школа Шарко занимается клиническим применением гипноза, изучением его стадий. В этом с ней соперничает Нансийская школа, главой которой был Бергейм. Существенный вклад в науку о гипнозе внесли и многие другие зарубежные ученые: Веттерстранд, Краффт-Эбинг, Форель и др. В нашей стране теоретические и практические аспекты применения гипноза в лечебных целях изучали В.Я.Данилевский, А.А.Токарский, В.М. Бехтерев, И.П.Павлов, их многочисленные ученики и последователи.

Теоретические разработки механизмов гипноза связаны с именами И.П.Павлова и З.Фрейда. По И.П. Павлову, физиологической основой гипнотического состояния является процесс торможения, возникающий в коре больших полушарий головного мозга; гипноз – это частичный сон, состояние, переходное между сном и бодрствованием, при котором на фоне заторможенных в различной степени участков мозга сохраняется «сторожевой» пункт в коре больших полушарий, обеспечивающий возможность взаимосвязи между гипнотизирующим и гипнотизируемым. В психоаналитических теориях гипноза акцентировалось внимание на удовлетворении инстинктивных желаний человека. В последнее время формируются теории, объединяющие попытки формирования интегративных психофизиологических взглядов на сущность гипноза (Рожнов В.Е., 1985 г.; Тукаев Р.Д., 1996 г.; Шерток, 1992 г. и др.)

Различные авторы предлагают разное деление гипноза на стадии: одни выделяют 3, другие 4,6,9 и даже 12.

В практической работе можно ориентироваться на предложенные Форелем в 1928г. 3 стадии:

1. Сонливость. Гипнотизируемый при некотором усилии еще может противостоять внушению, открыть глаза. Характеризуется легкой мышечной релаксацией и дремотой.

2. Гипотаксия. Пациент не может открыть глаза и выполнить некоторые внушения. Отличается глубокой мышечной релаксацией. В этой стадии гипноза уже можно вызвать внушенную каталепсию (восковидную гибкость мышц), которая иногда возникает и спонтанно.

3. Сомнамбулизм. Характеризуется амнезией и способностью к выполнению не только гипнотических, но и постгипнотических внушений.

При проведении гипноза важно учитывать внушаемость пациента. Используется ряд приемов, с помощью которых удается ее определить. К ним относятся приемы с падением вперед и назад, внушение сцепленных пальцев рук, определение внушенных запахов и др. Перед проведением гипноза проводится беседа для выяснения отношения пациента к нему и устранения возможных его опасений.

    

Методы и техники гипнотизации [2, 5, 26, 38]:

1. Метод Фариа, или фасцинации. Педложен португальским аббатом Фариа, который привез его из Индии, позаимствовав его из практики факиров. Терапевт находится напротив пациента на расстоянии 30-50 см, несколько возвышаясь над ним (пациента усаживают на стул, кресло). Пациенту предлагают смотреть в глаза терапевту не мигая. Одновременно внушающий берет пациента за плечи, медленно раскачивает его спереди назад и пристально смотрит в его переносицу. Внушение: «Смотрите мне в глаза. Ваш взгляд становится тяжелым. Ваши глаза устали, но не закрывайте их до тех пор, пока можете держать их открытыми. Ваши веки тяжелеют, как будто наливаются свинцом. Тяжелеет все тело». Следует короткая пауза. Обычно пациент не выдерживает длительного взгляда и начинает моргать. После этого голос психотерапевта становится более уверенным: «Ваши глаза моргают, а теперь закрываются, закрываются. Вы засыпаете…засыпаете». Как только глаза пациента закрылись, терапевт кладет на них пальцы и внушает: "Ваши веки склеились, вы не можете их открыть до тех пор, пока я сам вам не прикажу». При всей своей кажущейся демонстративности этот метод достаточно эффективен.

 

2. Техника П.И. Буля. Пациент располагается на кушетке в горизонтальном положении. Терапевт садится у изголовья и держит перед его глазами примерно на расстоянии 10 см какой-либо блестящий предмет. Пациенту предлагается пристально смотреть на предмет. Через 5-7 минут врач тихим монотонным голосом произносит формулу внушения: «Смотрите пристально на блестящую точку. Постепенно Ваши глаза будут утомляться…веки будут тяжелеть…Вас будет охватывать приятная усталость. Вы начинаете испытывать приятную усталость. Все тише, все спокойнее, все темнее становится вокруг Вас. В голове возникает легкий туман, он все нарастает, все усиливается…Вас охватывает сонливость, веки тяжелые, словно наливаются свинцом…Веки смыкаются. Вам все труднее различать предметы…Вы засыпаете, засыпаете…веки плотно смыкаются. Вы не в силах их поднять. Забываетесь, забываетесь…Все глубже сонливость…Вы засыпаете…спите…спите глубже…спите». Примерно такие же формулы внушения Буль рекомендует применять в сочетании с монотонным воздействием на слуховой (метроном, звук падающих капель воды) или на кожный анализатор.

 

3. Техника В.Е.Рожнова. Больному предлагают фиксировать взгляд на каком-то неподвижном блестящем предмете, обычно на металлическом шарике или кончике молоточка. Прием внушения примерно таков: «Расслабьте мышцы. Лежите совершенно спокойно. Старайтесь ни о чем не думать. Внимательно слушайте то, что я Вам буду говорить. У Вас появится желание спать. Ваши веки тяжелеют и постепенно опускаются. По всему телу распространяется чувство приятной теплоты. Все больше и больше расслабляются мышцы рук, ног и всего тела. Расслабляются мышцы лица, шеи, голова глубже уходит в подушку. Вам хочется спать. Сейчас я начну считать, и по мере того, как я буду проводить этот счет, приближаясь к 10, желание спать будет нарастать, становиться все сильнее и сильнее. Когда я назову цифру 10, Вы заснете». Примерно такие фразы врач говорит несколько раз спокойным, ровным голосом, часто подкрепляя их прямым внушением: «Спать! Спите!» Говорить лучше негромко и спокойно, но в то же время твердо и уверенно. Отдельные слова, особенно такие, как «Спать! Спите!», следует выделять из общей мелодии речи и произносить с ударением, придавая им приказной оттенок. Не следует допускать скороговорок. Слова должны произноситься с некоторыми паузами, фразы должны быть короткими, понятными, легко воспринимаемыми.

Существуют также другие техники гипнотизации.

Длительность сеанса гипноза определяется задачами его проведения.

Лечебная эффективность внушения в гипнозе не всегда зависит от глубины гипнотического транса. Хотя наиболее эффективной считалось проведение внушения в сомнамбулической фазе, но доказано, что такой же, а иногда и лучший эффект дает внушение в фазе сонливости. Различают общие и специальные внушения. К общим относят внушения, снимающие болезненные симптомы и вызванные ими дискомфортные состояния, внушения, улучшающие общее самочувствие, повышающие тонус, вызывающие безразличие и даже амнезию к таким болезненным состояниям, которые изменить уже нельзя. Специальные внушения более конкретны, чем общие и всегда индивидуализированы.

Гипноз-отдых. Методика гипнотерапии, способствующая созданию лечебно-охранительного режима. Гипноз-отдых отвечает требованиям немедикаментозной терапии сном, применявшейся в нашей стране главным образом в 50-х годах для лечения неврозов, реактивных состояний и некоторых психосоматических расстройств. Методика разработана К.И. Платоновым. Больного вечером погружают в гипнотическое состояние, которое спонтанно переходит в естественный сон, или утром психотерапевт переводит естественный сон в гипнотический на необходимое время. Гипноз-отдых может продолжаться до 15-20 ч в сутки в течение 10-15 дней.

Методику удлиненной гипнотерапии предложил В.Е. Рожнов. Она рассматривается как промежуточная между обычными и кратковременными сеансами гипнотерапии и длительным, гипнозом-отдыхом и рекомендуется в амбулаторной практике для работы с группой из 4-6 больных. Под удлиненной гипнотерапией понимается лечебное внушение больному, находящемуся от 2 до 4 ч. в состоянии гипнотического сна. За это время пациент получает большее количество лечебных внушений (через каждые 15-20 мин), чем при обычной гипнотерапии, что повышает их терапевтическую эффективность.

Эта методика является вариантом коллективной гипнотерапии, но может применяться и при индивидуальных сеансах.

Эриксоновский гипноз. Новый подход в гипнотерапии, создателем которого явился американский психотерапевт М. Эриксон, получил в 50-е годы в мировой психотерапевтической практике широкое признание и известен как Эриксоновский гипноз. 

Подход Эриксона принципиально антитеоретичен и прагматичен. 

Эриксоновскому подходу свойственно расширенное понимание гипнотического состояния, представляющего собой разновидность измененного или трансового состояния сознания. 

Микродинамика наведения гипнотического транса и внушения состоит из следующих стадий: 1) фиксация внимания; 2) депотенциализация установок сознания; 3) бессознательный поиск; 4) гипнотический отклик.

В стадии фиксации внимания важно обеспечить и поддерживать его сосредоточение с помощью: 1) рассказов, которые интересуют, мотивируют, увлекают клиента; 2) стандартной фиксации взгляда; 3) пантомимы и невербального общения в целом; 4) воображения или визуализации; 5) левитации руки; 6) релаксации и др. способов.

Вторая стадия — депотенциализация установок сознания — осуществляется, когда удается зафиксировать внимание и фокус внимания автоматически сужается до той степени, при которой обычные системы отсчета клиента становятся уязвимыми для депотенциализации. Для того, чтобы обойти и депотенциализировать сознательные процессы, используются: 1) шок, удивление; 2) отвлечение внимания; 3) диссоциация; 4) когнитивная перегрузка; 5) замешательство и др. способы.

М. Эриксон часто использовал «сюрприз – неожиданность», чтобы «встряхнуть» человека из его привычных паттернов ассоциаций, пытаясь развить его естественные способности к бессознательному творчеству. 

Прием замешательства явился одним из наиболее эффективных компонентов в техниках наведения транса и внушения. В то время как другие психотерапевты, так же как и большинство людей, обычно пытаются найти способ достичь максимальной ясности в общении, М. Эриксон намеренно развил в себе умение общаться так, чтобы это вызывало у людей замешательство. Основной момент здесь – кажущееся случайным и непреднамеренным вмешательство, препятствующее спонтанному реагированию субъекта на реальную ситуацию. Это вызывает состояние неопределенности, фрустрированности и замешательства, в результате чего человек с готовностью принимает гипноз как средство разрешения ситуации. Метод создания замешательства утилизирует все, что бы не делал пациент с целью противодействия трансу, в качестве основы, позволяющей вызвать транс. Замешательство может быть осуществлено посредством прерывания какого-либо стереотипа. 

Еще один прием замешательства, первоначально разработанный М. Эриксоном для возрастной регрессии, состоит в дезориентации во времени. 

В рамках недирективного (неавторитарного) гипнотического транса используются такие приемы, как импликация (подразумевание), связка и двойная связка, диссоциация, ратификация, идеомоторный сигналинг, составные внушения и многие другие способы косвенного внушения. Психологическая импликация – это ключ, который автоматически устанавливает переключатели ассоциативных процессов клиента в предсказуемые паттерны без осознания того, как это происходит. 

Все позитивные изменения в структуре личности клиента, в его представлениях, эмоциях или поведении должны быть следствием обучения, возникающего во время гипноза, а не прямым результатом конкретного гипнотического внушения. Гипноз не столько создает для пациента новые возможности, сколько обеспечивает доступ к существующему у него опыту, способностям, знанию, потенциалу, помогая более эффективному их использованию. Гипноз позволяет проводить психотерапию на бессознательном уровне. Терапевтическое воздействие в значительной мере облегчается, если гипнотерапевт погружается в межличностный внешнеориентированный транс (этот аспект поведения гипнотерапевта подробно разработан Гиллигеном), в котором все его внимание поглощено пациентом. Использование в трансе идеомоторного сигналинга (непроизвольные движения пальцев, покачивание головы), а затем автоматического рисунка и автоматического письма по аналогии со сновидениями и фантазиями открывает прямой доступ к пониманию бессознательного. В процессе гипнотерапии пациент постепенно становится готовым к тому, чтобы произошел перенос психотерапевтически значимого обучения с бессознательного уровня на сознательный.

Дегипнотизация. Вывод из гипнотического состояния обычно не представляет затруднений, но его нужно проводить не спеша. И.З. Вельвовский и соавт.(1985) рекомендуют следующие этапы:

· закрепление позитивных элементов на постгипнотический период;

· внушение повышения гипнабельности на последующих сеансах;

· отключение пациента от привязанности к гипнопсихотерапии;

Заканчивая сеанс, следует еще раз коротко и четко повторить формулу лечебного внушения. Например: «Появилась уверенность в выздоровлении. Вы стали спокойнее. Сон улучшился. Боли в сердце уменьшились. Болезнь уходит». После этого проводится дегипнотизация: «После сеанса Вы будете чувствовать себя бодрым и вместе с тем спокойным, уравновешенным. Когда проснетесь, не будет никаких неприятных ощущений. Настроение и самочувствие будут прекрасными. Ночью Вы будете спать глубоким, спокойным сном, а утром проснетесь полным сил и уверенности в своем выздоровлении…На следующем сеансе Вы уснете еще быстрее и глубже, а мои внушения будут действовать на вас все сильнее и сильнее.…Через полминуты я выведу Вас из состояния гипнотического сна. Сейчас я сосчитаю до пяти. На счет «пять» Вы проснетесь. Раз…Вы начинаете просыпаться, тяжесть в мышцах исчезает, возвращается активность. Два…мышцы Ваши несколько напрягаются, Вы начинаете хорошо различать посторонние звуки. Дремота становится все легче, все поверхностнее. Три…возвращается легкость, желание двигаться. Вы просыпаетесь. После сеанса Вы будете чувствовать себя бодрым, уравновешенным, ночью будете хорошо спать. Четыре…Пять. Глаза открылись. Вы проснулись». Быстрое пробуждение может повлечь за собой жалобы на общую слабость, недомогание, головную боль и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: