Динамика развития помехоустойчивости к ограничению времени

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Учебное пособие

Краснодар, 2008

УДК 796.01:159.9 (075.8)

ББК 88.4 я73

Г 70

Г. Б. Горская ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ. Учебное пособие. Краснодар, 2008 г. - 209с.

Р е ц е н з е н т ы:

О. Г. Кукосян, профессор,

доктор психологических наук;

Ю. А. Ларин, профессор,

заслуженный тренер СССР

Учебное пособие содержит характеристику современного подхода к психологическому обеспечению подготовки спортсменов. В нем рассматривается специфика основных этапов многолетней подготовки спортсменов, характеризуются задачи и содержание их психологического обеспечения. Особое внимание уделено психологическим аспектам работы с юными спортсменами на этапе начального обучения и спортивного совершенствования. Анализируются возможности и роль этих этапов многолетней подготовки в формировании психологических предпосылок надежности и результативности соревновательной деятельности на этапе высшего спортивного мастерства. Уделено внимание путям усиления развивающего влияния занятий спортом на личность юных спортсменов. В разделе, посвященном психологическому обеспечению подготовки высококвалифицированных спортсменов, подробно освещены вопросы психологически обоснованного построения подготовки, рационального планирования соревновательных нагрузок, оптимизации влияния на спортсменов макровременных регуляторов психических нагрузок. Специальный раздел посвящен психологическим проблемам завершения спортивной карьеры высококвалифицированных спортсменов.

В пособии содержатся задания для самостоятельной работы, имеющие форму профессиональных задач исследовательского и практического характера.

Учебное пособие предназначено для студентов университетов, академий и институтов физической культуры, тренеров и спортивных врачей, интересующихся психологическими аспектами подготовки спортсменов, слушателей факультетов повышения квалификации работников спортивных организаций.

©Г. Б. Горская, 2008.

В В Е Д Е Н И Е

Влияние психологических факторов на результаты выступлений спортсменов в соревнованиях, на эффективность их работы на тренировках не вызывает сомнений. Более того, чем выше уровень мастерства спортсменов, чем сложнее соревнования, в которых они участвуют, тем больше вклад психологических факторов в достигаемые им результаты. Поэтому вполне естественно, что и спортсмены, и тренеры проявляют интерес к работам психологов-исследователей и психологов-практиков, предлагающих свои решения психологических проблем атлетов. Этот интерес усиливается тем, что в значительной степени исчерпаны возможности улучшения спортивных результатов за счет наращивания тренировочных нагрузок. Непримиримое отношение международных спортивных организаций к применению допинга побуждает к поиску иных средств выведения спортсменов на новый уровень спортивных результатов. Как одно из таких средств рассматривается мобилизация резервов их психики. Нахождение этих резервов и средств их раскрытия - это содержание особого класса профессиональных задач тренеров и спортивных психологов.

Решение профессиональной задачи включает ряд этапов: анализ условий, выделение тех из них, которые существенны для решения задачи; формулирование плана решения, определение средств реализации плана; осуществление намеченного решения, контроль и оценка результатов решения задачи.

Особенностью профессиональных задач, встающих перед тренером и спортивным психологом, в сравнении со знакомыми еще со школьной скамьи учебными задачами, является то, что чаще всего они не бывают сформулированы в явном виде. Для того, чтобы такие задачи решать, их надо прежде увидеть. Поскольку увидеть, сформулировать задачи довольно сложно, они часто не решаются потому, что просто не ставятся. С задачами, касающимися психологических аспектов подготовки спортсменов, это происходит довольно часто.

Из сказанного следует, что обязательным условием успешного решения профессиональных задач является их своевременная и правильная постановка, основанная на всестороннем анализе условий деятельности спортсменов. Для постановки и решения профессиональных задач психологического содержания необходимо достаточно полное представление о требованиях, предъявляемых спортом к психике спортсменов, о характерных источниках возникающих у них психологических проблем.

Условием успеха решения профессиональных задач является не только их правильная постановка, но и выбор эффективных средств достижения желаемого результата.

Средства, применяемые при решении профессиональных задач, должны быть практически осуществимыми, соответствующими возрастным и индивидуальным особенностям спортсменов, соответствующими сути решаемой проблемы.

Решения профессиональных задач, связанных с учетом психологических факторов в подготовке спортсменов, редко бывают стереотипны. В зависимости от конкретной ситуации, индивидуальных особенностей спортсмена одна и та же задача может быть решена по-разному.

Успешность решения профессиональной задачи обеспечивается в том случае, если качественно выполняется каждый его этап от анализа значимых условий до контроля эффективности решения. Исходя из этого, и определена структура данного учебного пособия, построено его содержание. В нем предлагается принципиальный подход к учету психологических факторов в подготовке спортсменов. Он заключается в том, что во главу угла ставится работа по формированию устойчивых психологических предпосылок высоких спортивных достижений, по профилактике дестабилизации психики, а не работа по принципу пожарной команды, когда все усилия концентрируются на коррекции неблагоприятных проявлений психики. Такой подход позволяет увидеть более широкий круг возможностей раскрытия резервов психики спортсменов, обнаружить существование не используемых в полной мере средств решения психологических проблем спортсменов.

Существенной частью содержания учебного пособия является характеристика методов решения наиболее значимых задач психологического обеспечения подготовки спортсменов на разных этапах многолетнего спортивного совершенствования.

Каждая глава учебного пособия завершается списком литературы, позволяющей получить дополнительную информацию по обсуждаемым проблемам. В эти списки включены работы спортивных психологов, теоретиков спортивной тренировки, тренеров, а также интервью и мемуары известных спортсменов. Это дает возможность сопоставить различные взгляды на психологические проблемы и способы их решения.

В пособии содержатся задания для самостоятельной работы, имеющие форму профессиональных задач исследовательского и практического характера.

В приложениях, завершающих учебное пособие, содержится информация методического характера, знакомящая читателя с программами психологического обеспечения подготовки спортсменов, методами развития некоторых психотехнических навыков, необходимых спортсменам.

В отличие от имеющихся учебных и методических руководств по психологическим вопросам подготовки спортсменов, в данном учебном пособии рассматривается психологическая специфика основных этапов многолетней подготовки спортсменов и особенности их психологического обеспечения подготовки спортсменов, эффективность которых подтверждена в формирующих педагогических экспериментах, проведенных под руководством автора, данными отечественных и зарубежных исследований последних лет.

В учебном пособии предпринята попытка преодолеть распространенный в психологии спорта "технологический" подход к психике спортсменов. Для этого в контекст рассмотрения включены проблемы взаимосвязи становления спортсмена как субъекта спортивной деятельности и как личности, специфических условий формирования личности в спорте, места спортивной карьеры в жизненном пути спортсменов, создания условий благополучного завершения спортивной карьеры и психологической адаптации к послеспортивной жизни. Это позволяет более полно охарактеризовать источники психологических проблем спортсменов, регуляторы их поведения, увидеть неиспользуемые резервы их личностного роста.

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

I. I. Принципы организации психологического обеспечения подготовки спортсменов

Термин "психологическое обеспечение подготовки спортсменов" появился в обиходе спортивных специалистов относительно недавно. Для большинства тренеров, спортсменов, спортивных врачей более привычно понятие "психологическая подготовка спортсменов". Появление понятия «психологическое обеспечение подготовки спортсменов» отражает изменение подхода к психологическим аспектам работы со спортсменами, которое является следствием изменения подхода к процессу их подготовки в целом.

Утверждение новых принципов подготовки спортсменов обусловлено современным уровнем развития спорта, прежде всего спорта высших достижений. К числу особенностей современного спорта, оказывающих влияние на подходы к работе со спортсменами, следует отнести стремительный рост уровня спортивных достижений. Мировые рекорды пятидесятых-шестидесятых годов 20 века во многих видах спорта не дотягивают до современного норматива мастера спорта (Т.М.Абсалямов, 2003).

Характерной чертой современного спорта высших достижений является высокая конкуренция высококвалифицированных спортсменов на международной арене. Ее выражением является высокая плотность результатов участников крупнейших международных соревнований, когда победителей и призеров разделяют тысячные доли балла, тысячные доли секунды. Другим показателем остроты конкуренции в мировом спорте является постоянное расширение круга стран, представители которых выигрывают медали на Олимпиадах и мировых первенствах. Высокая конкуренция значительно повышает требования к техническому и тактическому мастерству спортсменов, стабильности и надежности соревновательной деятельности, устойчивости к высоким физическим и психическим нагрузкам.

Уровень физических и психических нагрузок, преодолеваемых высококвалифицированными спортсменами, настолько высок, что трудно рассчитывать на дальнейший рост результатов за счет увеличения объемов тренировочной работы. Нужны новые пути совершенствования спортивного мастерства, связанные с улучшением качества подготовки, а не увеличения ее количественных характеристик.

Известный пловец В. Сальников, выигравший золотую медаль на Олимпийских Играх 1988 года в Сеуле, говорил, что перед первым в его жизни чемпионатом мира 1978 года, в котором он был победителем на дистанциях 1500 и 400 метров, он проплывал в неделю 140 километров. Но оказалось, что можно ценой значительно меньших усилий показать лучшие результаты. Перед Олимпиадой в Сеуле максимальные нагрузки В. Сальникова не превышали 85-80 километров. Это не значит, что спортсмен работал меньше. Его тренировки стали интенсивнее, их интенсивность возросла за счет более серьезного отношения к научному обеспечению работы.

Изменения в системе подготовки знаменитого пловца отражают еще одну характерную черту современного спорта: все более возрастающую роль науки в совершенствовании подготовки высококвалифицированных спортсменов (Новиков А.А., 2003). Это хорошо понимают и выдающиеся спортсмены, и успешно работающие тренеры. Еще двукратный победитель Олимпийских Игр, четырехкратный чемпион мира по тяжелой атлетике Л.Жаботинский говорил в одном из своих интервью, что нельзя бесконечно увеличивать тренировочные нагрузки, так как возможности организма не беспредельны. Резервы роста результатов в тяжелой атлетике заключаются, по его мнению, в другом: в увеличении вклада науки в совершенствование методики тренировки и реабилитации, в более полное использование личностного и интеллектуального потенциала спортсменов.

Одним из открытий Олимпиады в Сеуле была самая юная олимпийская чемпионка четырнадцатилетняя венгерская спортсменка Кристина Эгерсеги. Она завоевала две олимпийские медали в плавании на спине: золотую на дистанции 200 метров и серебряную на дистанции 100м. На фоне рослых, атлетичных спортсменок Германии, которые считались главными фаворитами соревнований, Кристина с ее весом 45 кг и ростом 165 см выглядела скромно, но во время соревнований составила им достойную конкуренцию. Свои достижения Кристина объясняла мастерством своего тренера Л.Киша. Он, не полагаясь только на свой опыт и интуицию, с помощью ученых рассчитал на компьютере оптимальный для ее роста вес, позволяющий показать максимальную скорость, и на основе этого целенаправленно совершенствовал ее технику. Более того, тренера во время подготовки к Олимпиаде в Сеуле уже волновал вопрос, насколько Кристина вырастет к Олимпиаде 1992 года в Барселоне, когда ей будет 18 лет, и каким должен будет быть ее вес, чтобы уровень результатов оставался предельно высоким. Заботы тренера о будущих результатах не оказались напрасными: и на Олимпиаде в Барселоне уже знаменитая К.Эгерсеги принесла своей команде олимпийские медали.

В стратегии работы тренера К. Эгерсеги Л. Киша просматривается следование принципу опережающей постановки задач. Этот принцип становится одним из основополагающих в работе многих тренеров мирового класса. Суть принципа опережающей постановки задач, по определению теоретика спортивной тренировки Ю.В.Верхошанского, заключается в заблаговременном развитии необходимых спортсмену качеств с опережением того момента, когда логика становления спортивного мастерства требует их наличия (Ю.В.Верхошанский, 1985).

Другую сторону принципа опережающей постановки задач выделяет известный тренер по спортивной гимнастике Л. Я. Аркаев (1997). Он считает, что уверенное лидерство на международной арене возможно лишь в том случае, если подготовка спортсменов ориентирована не на текущий уровень достижений, а на тот, достижение которого прогнозируется в ближайшем будущем. Поэтому подготовка резерва для национальной сборной команды по гимнастике ведется так, чтобы новое поколение спортсменов вошло в нее со сложностью упражнений, опережающей существующий в данный момент уровень. Стабильность позиций отечественной спортивной гимнастике в мировом спорте подтверждает продуктивность принципа опережающей постановки задач.

Приверженцем принципа опережающей постановки задачи является и тренер олимпийских чемпионов по прыжкам на батуте А.Москаленко и И.Караваевой В.Н.Дубко. Именно следованием этому принципу И.Караваева объясняет появление в школе своего тренера все новых выдающихся спортсменов.

Анализ практической работы по подготовке высококвалифицированных спортсменов, данные научных исследований привели к пересмотру подхода к организации учебно-тренировочного процесса, смысл которого сформулировал Ю.В.Верхошанский: "Вместо аналитико-синтетического подхода, рассматривающего тренировочный процесс как набор отдельных микроциклов, а его организацию - как выстраивание микроциклов различной направленности в последовательную цепочку, наметился переход к программно-целевому принципу организации тренировки. Он исходил прежде всего из постановки конкретных целевых задач на том или ином этапе подготовки и из разработки соответствующей программы тренировочной и соревновательной деятельности, обеспечивающей их реализацию»(Ю.В.Верхошанский, 1985).

Таким образом, существенными чертами современного подхода к организации подготовки спортсменов являются: осознание необходимости научно-обоснованного планирования подготовки спортсменов как целостного процесса; целенаправленный поиск функциональных и психологических резервов, позволяющих обеспечить рост спортивных результатов. Эти принципиальные подходы к проблеме подготовки спортсменов нашли отражение и в отношении к принципам организации и содержанию психологического обеспечения подготовки спортсменов, которое рассматривается как неотъемлемый компонент научного обеспечения работы с ними.

Особенностью современного подхода к психологическому обеспечению подготовки спортсменов является переход от решения частных задач, связанных с ее отдельными сторонами, к психологически обоснованному проектированию всего процесса подготовки (Ложкин Г., 2003; Неверкович С.Д., Судентова У.Ш. 2003; А.В.Родионов, 2003, Стамбулова Н.Б., 1999).

Изменение подхода к психологическим проблемам подготовки спортсменов аналогично по своей сути процессам, происходящим в таких прикладных отраслях психологии, как психология труда и инженерная психология. По мере своего развития и накопления научных данных они «перестают быть науками, способными лишь корректировать отдельные звенья трудового процесса или комплекса рабочих условий. В ходе своего развития они становятся науками, способными решать задачи проектирования трудовой деятельности на основе учета совокупности факторов (разного рода и уровня), определяющих ее эффективность (О.А.Конопкин, 1980).

Таким образом, отправным пунктом работы по психологическому обеспечению подготовки спортсменов должен быть анализ структуры деятельности спортсменов и психологических механизмов ее регуляции. Конечная ее цель - разработка системы управляющих воздействий, адресованных ко всем звеньям психологических механизмов регуляции деятельности спортсменов, способным оказать влияние на результаты.

Существенной особенностью современного подхода к психологическому обеспечению подготовки спортсменов является смещение фокуса внимания специалистов с вопросов регуляции, коррекции и оптимизации неблагоприятных психических состояний в условиях тренировок и соревнований на вопросы создания устойчивых предпосылок полноценной работы на тренировках и результативности соревновательной деятельности. Такими предпосылками являются: оптимальная структура мотивации спортивной деятельности, адекватная и устойчивая самооценка, навыки целеполагания, самоконтроля и саморегуляции поведения и эмоциональных состояний, развитие профессионально важных для спортсменов интеллектуальных и личностных качеств.

Работа тренера, спортсмена и психолога над развитием перечисленных психологических предпосылок высоких спортивных достижений может не иметь быстрого сиюминутного эффекта. В силу этого может возникать скептическое отношение к рекомендациям и работе психолога, что требует от него большого терпения, такта и настойчивости. Вместе с тем эта работа снижает вероятность возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний, отрицательно влияющих на результативность и надежность деятельности спортсменов.

Характерной тенденцией является в настоящее время внимание к индивидуализации подготовки спортсменов, в том числе и средств ее психологического обеспечения. Необходимость учета психической индивидуальности спортсменов очевидна как для спортивных педагогов, так и для представителей спортивной науки различного профиля. Известный тренер С.М.Вайцеховский пишет: «... индивидуальности не повторяются. Не может быть двух одинаковых исполнителей. В спорте это такая же истина, как и в искусстве. Более того, один и тот же человек все время изменяется. Психологическое состояние, физическая форма, уровень техники у него всякий раз иные. И тренер все время должен ощущать эту разницу». Следовательно, индивидуализация подготовки предполагает не только точную ориентацию на сильные и слабые стороны индивидуальности спортсмена, но и контроль динамики проявления различных индивидуальных особенностей спортсмена. Это важно потому, что на разных этапах многолетней подготовки значимость и характер проявления тех или иных индивидуально-психологических свойств меняется. Динамика развития психики особенно важна для видов спорта, где высокий уровень спортивного мастерства достигается в юном возрасте и в которых период спортивного совершенствования приходится на время формирования личности, связанного с изменением ведущих психологических регуляторов поведения.

Подводя итог рассмотрению принципов построения психологического обеспечения подготовки спортсменов, отметим его следующие основные черты.

1. Задача учета психологических факторов в подготовке спортсменов не сводится только к психологической подготовке спортсменов к соревнованиям. Речь идет о психологически обоснованной организации всего процесса подготовки, а психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям рассматривается как часть этой работы.

2. Основной задачей мероприятий психологического обеспечения подготовки спортсменов является не ликвидация неблагоприятных проявлений психики, а мобилизация психических резервов повышения эффективности тренировочного процесса, надежности и результативности соревновательной деятельности.

3. Необходимым условием эффективности психологического обеспечения подготовки спортсменов является его планирование на основе изучения требований, которые предъявляет конкретный вид спорта к психике спортсменов на определенных этапах подготовки в пределах годичных и многолетних циклов.

4. Неотъемлемой чертой правильно построенного психологического обеспечения подготовки спортсменов является его индивидуализация. Выбор средств индивидуализации психологического обеспечения подготовки спортсменов проводится с учетом динамики изменения в проявлениях психической индивидуальности спортсменов, связанной с возрастом, влиянием длительных занятий конкретным видом спорта, спецификой реакции на тренировочные и соревновательные нагрузки.

5. Условием успешности реализации программ психологического обеспечения подготовки спортсменов является мобилизация активности личности каждого из них, отношение к ним не как к объектам деятельности тренера и психолога, а как к активным участникам планирования и осуществления намеченных мероприятий, анализа их эффективности.

6. Полноценной реализация программ психологического обеспечения подготовки спортсменов возможна лишь при сотрудничестве тренера, спортсмена и психолога, их взаимопонимании, основанном на достаточно глубоких знаниях тренера в области психологии, на готовности психолога понять проблемы тренера и спортсмена, на открытости к точке зрения партнера по совместной работе.

Исходя из уже сказанного, можно определить психологическое обеспечение подготовки спортсменов как систему мероприятий, направленных на мобилизацию резервов психики спортсменов, обеспечивающих высокую эффективность учебно-тренировочного процесса, высокую надежность и результативность соревновательной деятельности.

К основным составляющим психологического обеспечения подготовки спортсменов следует отнести анализ требований, предъявляемых видом спорта, в котором оно проводится, к психике спортсменов, планирование подготовки спортсменов с учетом психологических факторов, обучающие и развивающие программы, направленные на формирование необходимых спортсменам психотехнических навыков, развитие профессионально важных свойств психики; коррекционные и реабилитационные программы, связанные с оказанием помощи спортсменам и тренерам в решении возникающих у них психологических проблем; программ обеспечения выступлений в ответственных соревнованиях; программы психологического контроля (рис.1). Роль каждого компонента психологического обеспечения подготовки спортсменов, его конкретное содержание зависит от этапа многолетнего спортивного совершенствования, на котором находятся спортсмены.

Анализ требований вида спорта

к психике спортсмена

Установление степени соответствия индивидуально-психологических особенностей спортсмена к требованиям деятельности в

избранном виде спорта

Опережающее планирование психологического обеспечения

подготовки спортсменов в соответствии с

задачами этапа многолетней подготовки

 
 


Обучающие и развивающие программы   Коррекционные и реабилитационные программы

Психологический контроль

Рис. I. Основные компоненты психологического обеспечения

подготовки спортсменов

1.2. Опережающая постановка задач психологического обеспечения многолетней подготовки спортсменов

До настоящего времени психологи работают, как правило, с высококвалифицированными спортсменами, в высококлассных командах. Это вполне объяснимо. Именно в спорте высших достижений с ростом физических и психических нагрузок растет число психологических проблем, затрудняющих деятельность спортсменов, увеличивается их острота. Поэтому неудивительно, что в большинстве учебников, методических руководств, посвященных психологическим проблемам подготовки спортсменов, речь идет о психологическом обеспечении подготовки высококвалифицированных спортсменов. Психологическим аспектам работы с юными спортсменами уделяется значительно меньше внимания.

Очевидная для любого тренера истина, что фундамент высоких спортивных достижений закладывается с первых шагов юных спортсменов в спорте, не распространяется на их психологические предпосылки. Психика при таком подходе рассматривается как источник препятствий на пути к высоким достижениям, устранением которых нужно заниматься тогда, когда они появятся. Психика спортсменов не воспринимается как источник резервов их роста. Невнимание к психологическому обеспечению подготовки юных спортсменов сильно затрудняет решение психологических проблем высококлассных спортсменов, а иногда оказывается одной из причин их возникновения.

Создание эффективных программ психологического обеспечения подготовки спортсменов возможно на основе следующих исходных положений.

1. Решение психологических проблем подготовки спортсменов может быть успешным только в том случае, если психологическое обеспечение их подготовки проводится систематически, а не сводится к "аварийным мероприятиям" по снятию неблагоприятных проявлений психики в их деятельности

2. Каждый этап многолетней подготовки спортсменов имеет специфические психологические особенности, а, следовательно, и специфические задачи его психологического обеспечения.

3. Каждый этап подготовки закладывает основы для успешного выведения спортсменов на последующие этапы, поэтому он должен быть ориентирован на требования последующих этапов подготовки, т. е. должен быть построен по принципу опережающей постановки задач, что в полной мере относится к психологическому обеспечению подготовки спортсменов.

В теории спортивной тренировки принято выделять три этапа многолетней подготовки: I) этап начальной подготовки, 2) этап специализированной подготовки, подразделяемый на периоды начальной и углубленной специализированной подготовки; 3) этап высшего спортивного мастерства.

Задачей этапа начальной подготовки является укрепление здоровья детей, выявление их задатков и способностей, всесторонняя физическая подготовка, обучение основам техники вида спорта, избранного занимающимися, воспитание устойчивого интереса и любви к занятиям спортом.

На этапе специализированной подготовки спортсменов ставятся следующие задачи: повышение уровня специальной физической подготовленности, обеспечение прочного овладения основами техники и тактики вида спорта, развитие умения самостоятельно работать и соревноваться, определение будущей спортивной специализации.

Этап специализированной подготовки сменяется этапом высшего спортивного мастерства, который подразделяется на этап максимальной реализации индивидуальных возможностей спортсмена и этап сохранения достижений. На этапе высшего спортивного мастерства возрастает объем специализированных тренировочных нагрузок и соревновательной практики, что увеличивает роль реабилитационных мероприятий, психологического обеспечения спортсменов. Выход на этап высшего спортивного мастерства связан с постановкой новых задач подготовки. К ним следует отнести доведение технического и тактического мастерства до уровня, необходимого для участия в соревнованиях национального и международного уровня, нахождение индивидуальных резервов роста спортивного мастерства, позволяющих нейтрализовать влияние таких негативных факторов, как адаптированность спортсменов к различным видам тренировочных нагрузок, уменьшение функционального потенциала организма с возрастом (В.Н.Платонов, 1986).

Задачи психологического обеспечения основных этапов многолетней подготовки отражают те возможности, которые они содержат с точки зрения мобилизации резервов психики для достижения высокой эффективности тренировочного процесса, результативности соревновательной деятельности, (табл. 1).

Основной задачей психологического обеспечения этапа начальной подготовки спортсменов, отмечаемой авторами практически всех программ для детско-юношеских спортивных школ, является формирование и закрепление мотивации занятий избранным видом спорта.

Другой не менее важной задачей этого этапа является развитие психологических предпосылок общей двигательной культуры спортсменов: совершенствование произвольной регуляции двигательных действий, развитие способности к тонкой дифференцировке силовых, временных, пространственных характеристик движения.

Значимость решения этой задачи объясняется тем, что от уровня двигательной культуры зависит предельно возможный для конкретного спортсмена уровень технического мастерства. А сензитивный период развития психомоторики как основы двигательной культуры приходится на младший школьный возраст. Поэтому пробелы в работе по развитию общей двигательной культуры на этапе начальной подготовки позже практически невозможно компенсировать (К. П. Сахновский, 1990). Следовательно, успешность работы по развитию психомоторики юных спортсменов в первые годы занятий спортом может оказать долговременное влияние на эффективность последующих этапов многолетней подготовки.

Таблица I

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Этап многолетней подготовки Содержание подготовки Задачи психологического обеспечения подготовки
Начальная подготовка Укрепление здоровья занимающихся; Выявление задатков и способностей; Обучение основам техники вида спорта; Воспитание устойчивого интереса и любви к занятиям спортом. 1. Формирование мотивации занятий избранным видом спорта. 2. Развитие психомоторики как основы общей двигательной культуры. 3. Развитие интеллектуальных способностей и учебных действий. 4. Ознакомление занимающихся с соревновательной сутью спорта. 5. Отбор перспективных юных спортсменов для дальнейшего спортивного совершенствования.
Спортивное совершенствование/специализированная подготовка/ Повышение уровня специальной физической подготовленности; обеспечение прочного овладения основами техники и тактики; обеспечение совершенствования в избранной спортивной специализации; развитие умения самостоятельно работать и соревноваться 1. Формирование психологических механизмов регуляции деятельности /мотивации, целеполагания, планирования своих действий, текущего и итогового самоконтроля, действий и эмоциональных состояний, рациональных причинных схем объяснения успехов и неудач/. 2. Формирование профессионально важных свойств психики. 3. Развитие психологических предпосылок соревновательной надежности. 4. Профилактика дисгармоний личностного развития.
Этап высшего спортивного мастерства Доведение технического и тактического мастерства до уровня конкурентоспособности на международном уровне; нахождение индивидуальных резервов роста спортивного мастерства; поддержание высокой результативности соревновательной деятельности; обеспечение релизации потенциала спортсменов. 1. Учет психологических факторов на этапе планирования подготовки. 2. Профилактика психических перенапряжений. 3. Разработка и внедрение программ психической реабилитации спортсменов и тренеров. 4. Разработка и внедрение программ психологического обеспечения выступлений в отечественных соревнованиях. 5. Совершенствование коммуникативной компетентности спортсменов. 6. Психологическое обеспечение завершение спортивной карьеры элитных спортсменов.

На этапе начальной подготовки успешность обучения юных спортсменов во многом зависит от их общих способностей, прежде всего интеллектуальных. В связи с этим одной из задач психологического обеспечения их подготовки является развитие внимания, памяти, мышления (В.Н.Платонов, К.Н.Сахновский, 1988).

Хотя соревнования не занимают значительного места в содержании начальной подготовки спортсменов, в число задач ее психологического обеспечения входит ознакомление спортсменов с соревновательной сутью спорта, с правилами честной спортивной борьбы, формирование у начинающих юных спортсменов положительной мотивации участия в соревнованиях. Важной задачей этапа начальной подготовки является оценка перспективности юных спортсменов, отбор наиболее талантливых детей, способных достичь высоких результатов, для углубленного спортивного совершенствования. Существенным психологическим аспектом решения этой задачи является оценка перспективных, по мнению тренеров, юных спортсменов, имеющихся у них предпосылок соревновательной надежности, так как тренеры часто ограничиваются оценкой способностей к освоению техники и тактики вида спорта.

Таким образом, основным содержанием психологического обеспечения начальной подготовки юных спортсменов является формирование общих психологических предпосылок успешности последующих этапов спортивного совершенствования.

Выход юных спортсменов на этап специализированной подготовки делает актуальными новые задачи ее психологического обеспечения. Психологическая сторона приобретения технического и тактического мастерства, составляющего содержание этого этапа многолетней подготовки, заключается в формировании психологических механизмов регуляции деятельности спортсменов, в развитии у них специальных свойств психики, необходимых для достижения высоких спортивных результатов.

Основными звеньями психической регуляции деятельности, которые должны быть сформированы у совершенствующихся спортсменов, являются: мотивация, целеполагание, навыки анализа значимых условий деятельности, оценки вероятности достижения целей, планирования и программирования своих действий, навыки текущего и итогового самоконтроля собственных действий и эмоциональных состояний; рациональные причины схемы объяснения успехов и неудач. В связи с тем, что в процессе тренировок спортсмены испытывают действие значительных тренировочных нагрузок, а свое мастерство они должны продемонстрировать в эмоционально напряженных условиях соревнований, обязательным требованием ко всем звеньям психической регуляции деятельности является высокая помехоустойчивость. ЕЕ развитие- важный компонент психологического обеспечения подготовки совершенствующихся спортсменов.

Круг профессионально важных качеств, необходимых спортсменам, зависит от специфики их вида спорта. Тем не менее, любая спортивная дисциплина требует сформированности волевых качеств, способности к саморегуляции эмоциональных состояний, устойчивости к соревновательным стрессам, высокого развития значимых для конкретного вида спорта интеллектуальных качеств, прочного усвоения нравственных норм и ценностей, которое делает естественным и обязательным следование правилам честной спортивной борьбы.

Совершенствование спортивного мастерства приходится на подростковый и юношеский возраст, когда человек развивается интеллектуально, формируется как личность, получает образование. Углубленные занятия спортом не могут быть вырваны из общего контекста жизни спортсмена. Процесс приобретения спортивного мастерства не может рассматриваться вне зависимости от становления спортсмена как личности, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, сформированность спортсмена как личности, уровень его интеллектуального развития влияет на уровень спортивных достижений. Причем это влияние тем ощутимее, чем выше квалификация спортсмена. Во-вторых, включение подростка или юноши в спортивное совершенствование изменяет условия личностного развития, что может сделать его дисгармоничным.

Дисгармонии личностного развития, связанные с ранним включением в спортивное совершенствование, не являются неизбежными, но в случае их возникновения они могут оказывать отдельное влияние на благополучие жизненного пути спортсмена. Поэтому одна из задач психологического обеспечения подготовки юных спортсменов на этапе специализированной подготовки заключается в контроле того, насколько успешно сочетается решение спортсменами задач чисто спортивных и более широких жизненных задач, в помощи тем, у кого возникают дисгармонии личностного развития.

Значимость данного направления психологического обеспечения подготовки спортсменов обусловлена тем, что неподготовленность к решению жизненных проблем становится причиной жизненных стрессов. А жизненные стрессы оказываются источником психических перегрузок, повышающих вероятность заболеваний и травм, снижающих соревновательную надежность. Подверженность жизненным стрессам становится более заметной у высококвалифицированных спортсменов, но чувствительность к ним может быть обусловлена процессами, происходящими на этапе специализированной подготовки.

Выход спортсменов на уровень высшего спортивного мастерства связан со значительным ростом физических и психических нагрузок, с тем, что улучшение спортивных результатов дается все труднее, и приходится искать нетрадиционные пути решения этой задачи. Расширяется круг социальных контактов, увеличивается число социально-психологических факторов, действующих на спортсменов. В связи с этим появляются новые задачи психологического обеспечения подготовки спортсменов. Возрастает роль психологической службы на этапе планирования подготовки, так как именно на этом этапе могут быть решены многие вопросы, от которых зависит предотвращение психических перегрузок и срывов, возможность подведения спортсменов в оптимальном психическом состоянии к наиболее ответственным соревнованиям. Появляется настоятельная потребность в программах психической реабилитации после значительных физических, эмоциональных, коммуникативных нагрузок. Возникает необходимость в развитии специальных программ психологического обеспечения выступлений высококвалифицированных спортсменов в ответственных соревнованиях.

Выход на уровень спорта высших достижений - это вершина спортивной карьеры атлетов. Но вслед за периодом успехов, славы, материального благополучия наступает время завершения выступлений в большом спорте, связанное с резким изменением образа жизни, с необходимостью определить свое место в ней. Сделать это многим спортсменам бывает непросто. Поэтому в ряде стран создаются консультативные службы, помогающие элитным спортсменам, готовящимся к завершению спортивной карьеры, решить связанные с этим проблемы. Это еще одна из задач психологического обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов. Постановка этой задачи перед спортивной психологической службой указывает еще раз на то, что ее функции не ограничиваются узкими утилитарными задачами мобилизации резервов психики для достижения максимальных спортивных результатов. В ее работе всегда присутствует или по крайней мере должен присутствовать более широкий гуманитарный компонент, связанный с помощью спортсменов в решении проблем их личностного роста.

По мере того, как спортсмены продвигаются по пути спортивного совершенствования, становятся более многообразными и сложными межличностные отношения, в которые они включаются. Среда общения начинающего спортсмена ограничивается тренером, товарищами по группе, родителями и родственниками, школьными учителями и одноклассниками.

На этапе специализированной подготовки описанный круг общения расширяется за счет соперников, с которыми они встречаются на соревнованиях, их тренеров, судей. При выходе на уровень спорта высших достижений у спортсменов появляется еще большее число партнеров по общению, не все из которых оказываются желательными. Некоторые люди, с которыми приходится общаться высококвалифицированным спортсменам, оказывают на них психологическое давление, создают дополнительные психические нагрузки.

Выступления высококлассных спортсменов проходят в присутствии зрителей, их результаты широко обсуждаются в средствах массовой информации. Даже события личной жизни спортсменов часто становятся предметом обсуждения в прессе, на радио и телевидении. Все это увеличивает требования к коммуникативной компетентности спортсменов. Задача психологической службы заключается в том, чтобы помочь им развить навыки общения, разрешения межличностных конфликтов, сопротивления психологическому давлению к тому моменту, когда эти навыки окажутся необходимыми.

Из сказанного следует, что эффективное психологическое обеспечение подготовки спортсменов не может действовать по принципу скорой помощи, концентрируя свои усилия на оптимизации психических состояний спортсменов, коррекции неблагоприятных проявлений психики. На каждом этапе многолетней подготовки ее главная цель заключается в формировании психологических предпосылок успешности деятельности спортсменов на последующих этапах подготовки, в прогнозировании наиболее актуальных психологических проблем последующих этапов подготовки и своевременном нахождении средств их профилактики либо средств помощи спортсменам в их преодолении. Это тем более важно, что многие пробелы в подготовке юных спортсменов невозможно или трудно компенсировать, когда они становятся мастерами.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Абсалямов А.М. Место спорта высших достижений в современном мире. //Юбилейная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию ВНИИФК «Физическая культура и спорт в условиях современных социально-экономических преобразований в России». М.: 2003, с.119-120.

Аркаев Л.Я. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса. //Теория и практика физической культуры, 1997, № 11, с. 17-25..

Аросьев Д.А., Нежнов П.Г. Организационно-психологический подход к подготовке спортсменов // Психология и современный спорт. М.: 1982, с.25-34.

Бойко В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: 1987.

Вайцеховский С. М. Быстрая вода. М.: 1983.

Ванек М., Гошек В. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсменов //Психология и современный спорт. М.: 1982, с.112-120.

Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: 1985.

Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. – 2-е изд., перераб. и доп. М.Издательство «Советсвий спорта, 2006. – 296 с.

Горская Г.Б. Психологическая теория спортивной деятельности: актуальные направления развития. //Теория и практика физической культуры, 1999, № 5, с.53-56.

Давыдов В. В. Современная общая психология и психология спорта // Теория и практика физической культуры, 1975, N 2, с.9-13.

Колесов А. И., Кузнецов В. В., Новиков А. А., Орлов В. А., Ра-

тов И.П. Тенденции использования системного подхода в теории физического воспитания и спорта. //Теория и практика физической культуры, 1977, N 11, с25-30.

Ильин Е. П., Киселев Ю. Я., Сафонов В. К. Психология спорта. Л.: 1989.

Кокун О.М. Принципы и этапы психофизиологического обеспечения спортивной деятельности. //Олимпийский спорт и спорт для всех. Материалы конференции. М.: 2003, т.1, с. 252-253.

Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: 1980.

Ложкин Г. Психологический потенциал квалифицированного спортсмена. //Олимпийский спорт и спорт для всех. Материалы конференции. М.: 2003, т.1, с. 272-273.

Медведев В. В. Психологическое обеспечение спортивной деятельности. М.: 1989.

Мильштейн О. Олимпийская сага. М.: 2001.

Неверкович С.Д., Судентова У.Ш. Системный подход к решению проблем психологической подготовки спортсменов. //Олимпийский спорт и спорт для всех. Материалы конференции. М.: 2003, т.1, с. 291-292.

Никитушкин В. Организационные и научно-методические перспективы развития детско-юношеского спорта в Российской федерации. //Международный форум «Молодежь. Наука. Олимпизм». М.: 1998, с.171-172.

Новиков А.А. Перспективы методики тренировки и научно-методического обеспечения высококвалифицированных спортсменов. //Юбилейная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию ВНИИФК «Физическая культура и спорт в условиях современных социально-экономических преобразований в России». М.: 2003, с.210-212.

Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: 1986.

Платонов В. Н., Сахновский К. П. Подготовка юного спортсмена. Киев: 1988.

Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте.

М.: 1969.

Пуни А. Ц. К психологической теории спортивной деятельности. //Теория и практика физической культуры, 1973, N 12, с.10-14.

Родионов А. В. Программирование психологической подготовки. //Олимпийский спорт и спорт для всех. Материалы конференции. М.: 2003, т.1, с. 317.

Рудик П. А. Понятие, содержание и задачи психологической подготовки спортсменов. //Психологическая подготовка спортсменов. М.: 1969, с.3-10.

Сахновский К.П. Подготовка спортивного резерва. Киев: 1990.

Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб.: 1999.

Хан Э. Место психологии в подготовке тренера. //Психология в современном спорте. М.: 1982, с.66-73.

Щадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: 1982.

Agota L. Multi-factorial psychological preparation program for athletes. //2004 Pre-Olympic Congress. Proceedings. V.2, 24-25.

Brown М. А. Mahoney M. J. Sport Psychology //Annual Review of Psychology, 1984, v.35, 605-625. Sport Psychology. The psychological health of athlete. N. -Y., PMA

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭТАПА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

2.1. Психологические особенности этапа начальной подготовки

спортсменов

Психологические вопросы подготовки спортсменов, как правило, попадают в поле внимания тренеров только тогда, когда их ученики приобретают достаточно высокий уровень мастерства и начинают выступать в соревнованиях. Вследствие этого не используются многие возможности повышения эффективности тренировочного процесса, формирования психологических предпосылок надежности выступлений в соревнованиях. Растущие требования к качеству подготовки резерва для пополнения команд высококвалифицированных спортсменов побуждают к пристальному рассмотрению возможного вклада этапа начальной подготовки в формирование психологических предпосылок высших спортивных достижений.

Специфической чертой этапа начального обучения является несформированность психологической структуры спортивной деятельности, прежде всего несформированность мотивации занятий. Мотивы начала занятий спортом отличаются диффузностью, отсутствием интереса к определенному виду спорта, стремлением просто к двигательной активности, к получению удовлетворения от нее без понимания сути спорта. Если речь идет о маленьких детях, то во многих случаях их побуждают к занятиям спортом взрослые. В этом случае мотивом занятий оказывается желание заслужить их одобрение, доставить им удовольствие, даже если самих детей занятия не очень интересуют, а иногда и противоречат их желаниям.

По признанию рекордсменки мира и Европы в беге на 60 м Л. Нарожиленко, ее спортивный путь начался с занятий гимнастикой, которую она ненавидела. Но так как на занятиях настаивали родители, а она не хотела их огорчать, спортсменка продолжала занятия и даже выполнила норму мастера спорта. Лишь повзрослев, она самостоятельно перешла к занятиям легкой атлетикой, в которой добилась высоких результатов (В. Афиногенов, 1992). Негативная мотивация, как показывает спортивная биография Л. Нарожиленко, может стимулировать достижение достаточно высоких результатов, но ведет к росту психической напряженности, психической усталости, к прекращению занятий при первой возможности.

Формирование положительной и устойчивой мотивации занятий, безусловно, является одной из центральных задач работы с детьми на этапе начального обучения. Поэтому объяснимо то внимание, которое уделяется исследованию возникновения и сохранения у детей интереса к занятиям спортом. Согласно результатам исследований, мотивация начала занятий отличается диффузностью и неустойчивостью. У начинающих юных спортсменов преобладает неспортивная мотивация. В структуре мотивации занятий спортом у них значительное место занимают мотивы социального характера: желание доставить удовольствие взрослым, найти дополнительную возможность неформального общения с друзьями, добиться авторитета в глазах сверстников. Все исследователи, изучавшие мотивы начала занятий спортом, обращали внимание на их многочисленность и разнообразие. О. А. Мильштейн и К. А. Кулинкович (1979), исследуя стимулы начала занятий спортом у спортсменов-олимпийцев, выделили следующие их основные группы: 1) воспитательно-образовательные стимулы (пример педагога, товарищей, родителей, братьев и сестер, советы учителя, рекомендации тренера); 2) содержательные (увиденные соревнования, участие в первых соревнованиях, первый успех); 3) гедонистические (удовольствие от выполнения упражнений, участия в занятиях, первых соревнованиях); 4) коммуникативные (выступления артистов, спортсменов, просмотренные телепередачи, кинофильмы, материалы журналов, газет); 5)материально-бытовые (расположенная близко от дома спортивная база, наличие необходимого инвентаря, наличие свободного времени, слабая физическая подготовка, плохое здоровье). Авторы отмечают, что мотивация начала занятий не отражает понимания сути спорта как деятельности достижения, утилитарных аспектов занятий спортом, которые очевидны для тренеров, работающих с детьми. Эта специфика понимания спорта детьми, своеобразие источников удовлетворения от занятий спортом должно учитываться тренером при решении задачи формирования и закрепления устойчивой мотивации занятий избранным видом спорта.

Проведенные относительно недавно исследования мотивов начала занятий спортом у американских школьников 8-19 лет (Гоулд Д., 1987; Уэйнберг Р.С., Гоулд Д., 1998), выявили картину, достаточно близкую к той, которая описана О. А. Мильштейном и К. А. Кулинковичем. Спектр побуждения к занятиям спортом у американских школьников достаточно широк. Это и удовольствие от двигательной активности, и стремление оправдать ожидания родителей, и желание приобрести независимость. В числе стимулов, побуждающих к занятиям спортом, находятся также: стремление к самоутверждению, овладению новыми навыками, желание получать награды, поощрения, одерживать победы. Наиболее значимыми мотивами начала занятий для американских школьников являются: стремление совершенствовать двигательные навыки, удовольствие от двигательной активности, положительные эмоциональные переживания, физическое совершенствование, достижение успеха. Отмечаются различия в мотивах начала занятий у девочек и мальчиков. Для девочек более значимы мотивы общения, а для мальчиков - преодоление трудностей, соперничество, соревнование. Как правило, к занятиям спортом побуждают не один, а несколько мотивов. Имеются определенные различия мотивов занятий спортом, связанные с возрастом, но устойчивых сочетаний мотивов, обусловленных возрастом, не обнаружено.

В связи с решением задачи развития и сохранения мотивации возникает вопрос о факторах, которые являются причиной прекращения занятий спортом. Д. Гоулд отмечает, что прекращение занятий связано с появлением новых интересов, с тем, что не реализуются мотивы, побудившие к занятиям, нет роста спортивных результатов. Причинами прекращения занятий оказываются также: скука, однообразие занятий, травмы, плохие взаимоотношения с тренером, отсутствие поддержки со стороны родителей, нарастающий соревновательный стресс. Последнее демонстрирует важность проблемы несовпадения чисто содержательных мотивов (интереса к двигательной активности как таковой) и соревновательных мотивов, доминирования у начинающих спортсменов содержательных мотивов. В связи с этим соревновательные аспекты спортивной деятельности становятся для некоторых детей нежелательной психической нагрузкой, снижающей интерес к занятиям.

Поскольку существенным фактором поддержания мотивации занятий спортом является переживание положительных эмоций, а их источником служит достижение успехов, представляет интерес исследование Г. С. Робертса (1986), посвященное особенностям понимания достижений и факторов, от которых они зависят, детьми разного возраста.

Г. С. Робертс исходил из того, что цель достижения заключается в стремлении продемонстрировать максимально высокие способности и свести к минимуму демонстрацию низких способностей. Продемонстрировать способности можно двумя путями: путем сравнения себя с другими либо путем сопоставления достигнутого результата с собственными критериями совершенства. О спортивных способностях судят главным образом по победам или поражениям в соревнованиях. Но исследования показывают, что дети до 11 лет не связывают достижения со способностями. Они в большей степени видят причину достижений в собственных усилиях, а критерием успеха для них служит одобрение их усилий взрослыми.

Лишь после 11 лет дети начинают различать способности и усилия и рассматривать неудачи в соревнованиях как следствие отсутствия способностей. Осознание недостатка способностей, который проявляется в недостаточно высоких результатах на соревнованиях, снижает интерес к спорту и ведет к прекращению занятий. Более устойчиво сохраняется интерес к спорту у детей, ориентированных не на результаты в соревнованиях, а на совершенствование собственного мастерства, получение социального одобрения. Следовательно, формирование процессуальных мотивов в большей степени способствует закреплению детей в спорте, чем усиление мотивов результативных, но соревновательная суть спорта делает их присутствие в структуре спортивной мотивации обязательным.

Поскольку далеко не всем юным спортсменам удается выигрывать в соревнованиях, источником положительных эмоций в условиях соревнований должна быть не только победа, но и достижение поставленной цели, связанной с демонстрацией своей подготовленности, т. е. соответствие соревновательного результата собственным, внутренним критериям успеха. В таком случае более широкий круг юных спортсменов будет воспринимать выступление в соревнованиях как успешное, участие в соревнованиях будет в этом случае положительно окрашено эмоционально. А это обязательное условие закрепления юных атлетов в избранном виде спорта.

Таким образом, закрепление детей в спорте зависит от того, насколько в процессе занятий удовлетворяются их потребности, реализуются мотивы. Следовательно, развитию и закреплению мотивации занятий спортом должна способствовать организация занятий, которая позволяет достичь того, к чему стремятся дети: усовершенствовать двигательные навыки, получить удовольствие от двигательной активности, проявить самостоятельность и инициативу.

Занятия спортом должны удовлетворять потребность детей в неформальном общении, обеспечивать положительные эмоции за счет интересной и разнообразной работы, исключающей скуку и потерю внимания. На важность предотвращения монотонии на занятиях с детьми обращает внимание В. П. Сахновский (1990), показавший, что не столько физические нагрузки, сколько однообразие и монотонность занятий снижает интерес к тренировкам.

По мнению американского исследователя Д. Гоулда, немаловажно формирование у детей правильного понимания сути успеха, под которым подразумевается не только победа в соревнованиях, но и повышение собственных достижений за счет мобилизации усилий. Такое понимание успеха позволяет большему числу детей переживать радость успеха, получить удовольствие от участия в соревнованиях.

Формирование мотивации занятия спортом, как следует из уже сказанного, включает два аспекта: во-первых, создание устойчивого интереса к определенному виду спортивной деятельности, стремления совершенствоваться в нем, во-вторых, создание положительной мотивации участия в соревнованиях, желания продемонстрировать свое мастерство именно в соревновательных условиях.

Для детей более естественным оказывается интерес к двигательной активности, удовольствие от движения, восприятие занятий спортом как игры. Но то, что соревнование является неотъемлемым компонентом спортивной деятельности, делает необходимым с самого начала занятий формировать положительное отношение к ним. Акцентирование внимания детей только на приобретении и совершенствовании двигательных навыков, исключение из подготовки соревновательных элементов может превратить соревнования в сильный стрессор, снижающий мотивацию занятий спортом.

Критерием успеха работы по формированию мотивации занятий спортом на этапе начального обучения является их субъективное принятие как личностно значимых. Если спорт не становится личностно значимой деятельностью, трудно ожидать от спортсменов активности в совершенствовании спортивного мастерства, в преодолении связанных с ним трудностей, физических и психических нагрузок.

Принятие спортивной деятельности как личностно значимой может происходить на фоне своеобразного мотивационного кризиса, связанного с проблемой выбора между спортом и другими занятиями. Такой мотивационный кризис может сопровождать принятие решения о том, чтобы посвятить себя серьезным занятиям спортом, даже при наличии успехов в нем. Известные спортсменки И. Роднина (1990) и Г. Белоглазова (1990) отмечали в начале своей спортивной карьеры период, когда после нескольких лет занятий они встали перед выбором: заняться ли всерьез любимым видом спорта или отдать предпочтение и свободное время изучению иностранного языка. Г. Белоглазова, характеризуя сложность ситуации, вспомнила, что решение проблемы затянулось у нее на два года, в течение которых она пыталась совмещать два любимых занятия. Помощь спортсменам в разрешении мотивационного кризиса, если он возникает, - одна из задач психологического обеспечения их подготовки.

Значимой задачей этапа начальной подготовки является формирование сенсорной основы движений, способности контролировать и регулировать силовые, временные, пространственные параметры двигательного действия. На основе способности к различению основных параметров движений формируются специализированные восприятия, играющие важную роль в достижении высокого технического мастерства. Целенаправленное развитие точности сенсорных дифференцировок приводит к ускорению освоения двигательных навыков детьми (Н. А. Худадов, А. И. Соколов, 1976, М. В. Пилиповская, 1979, В. П. Озеров, 1983, К. П. Сахновский, 1990).

Важно и другое. Опытные тренеры отмечают, что, если развитию способности к тонкой дифференцировке основных параметров движений не уделяется внимание на начальных этапах подготовки юных спортсменов, то в более позднее время, когда они становятся взрослыми, компенсировать этот пробел не удается. А это сказывается на техническом мастерстве спортсменов (В. Н. Платонов, С. М. Вайцеховский, 1985).

Несмотря на значимость развития сенсорной культуры для приобретения, в свою очередь, технического совершенства движений, в программах для детско-юношеских спортивных школ задача ее целенаправленного развития ставится далеко не всегда. Лишь в программе для ДЮСШ по спортивной гимнастике приводятся упражнения для развития способности к дифференцировке силовых, пространственных, временных характеристик движений, приводятся контрольных тесты для оценки готовности детей в этом плане. Невнимание к развитию психомоторики юных спортсменов не позволяет в полной мере раскрыть их потенциальные возможности и реализовать возможное развивающее влияние занятий спортом на становление их психики.

Сензитивным периодом для развития психомоторики является младший школьный возраст. Особенно благоприятные возможности для ее формирования имеются в видах спорта, где начало занятий приходится на 7-8 лет. Б. Б. Коссов (1989) включает в число психомоторных способностей наряду с точностью дифференцировок основных характеристик движений произвольность двигательных действий. Как известно, произвольность поведения, движений, под которой подразумевается способность подчинить свои действия сознательно поставленной цели, определенному правилу, является одним из основных психических новообразований младшего школьного возраста (В. В. Давыдов, 1979).

Развитие произвольности представляет собой существенную предпосылку обучаемости. Двигательная деятельность содержит большие возможности для развития произвольности. Постановка задачи развития произвольности целесообразна и с точки зрения повышения эффективности обучения юных спортсменов младшего школьного возраста, и с точки зрения усиления развивающего влияния занятий спортом на их психику.

Другим условием повышения обучаемости является развитие у юных атлетов рефлексии и самоконтроля. Способность к самоконтролю, сформированность действия самоконтроля необходима в любом процессе обучения. Но в спорте, где совершенствующийся спортсмен оказывается одновременно и субъектом, и объектом деятельности, роль самоконтроля особенно велика. Значение самоконтроля не исчерпывается его позитивным влиянием на процесс освоения двигательных действий. Самоконтроль результата их выполнения способствует формированию адекватного представления о своих возможностях, а это необходимо для формирования уверенности в своих силах, умения ставить реалистичные цели, что является предпосылкой надежности действий во время соревнований.

Таким образом, занятия спортом, особенно в тех его видах, где период начальной подготовки приходится на младший школьный возраст, создают благоприятные предпосылки для продвижения детей в психическом развитии. Решение двигательных задач требует произвольности действий, внимания. Освоение новых движений вызывает потребность в их осознании и тем самым способствует развитию рефлексии. С другой стороны, целенаправленная ориентация занятий с детьми на формирование психических новообразований способствует ускорению обучения юных спортсменов основам техники избранного вида спорта. Если речь идет о младших подростках, занятия спортом создают дополнительную возможность неформального общения, удовлетворяющего потребность детей в самостоятельности, способствуют освоению детьми норм общения, навыков взаимодействия с другими детьми. Формирование в этом возрасте самооценки может происходить более полноценно в условиях занятий спортом. А адекватная самооценка, если она оказывается сформированной, становится предпосылкой уверенности в себе, необходимой спортсменам.

Формирование устойчивого интереса к избранному виду спорта, обучение юных спортсменов основам техники, обогащение их двигательного опыта за счет включения в тренировки упражнений из различных видов спорта являются основными задачами начального этапа подготовки спортсменов. Поэтому часто в сознании тренеров не актуализируются проблемы, связанные с соревновательной сутью спорта, хотя при отборе учеников в группы начальной подготовки некоторые из них обращают внимание на зачатки бойцовских качеств, проявляемые детьми в играх, как на одну из существенных предпосылок их будущих спортивных успехов. В некоторых случаях как критерий отбора детей для занятий спортом рассматривается их устойчивость к помехам.

Существуют программы подготовки спортсменов даже очень юного возраста, которые включают адаптацию детей к соревновательным условиям, присутствию зрителей, большей регламентированности двигательных действий на соревнованиях по сравнению с тренировками (например, программы болгарских тренеров по художественной гимнастике). Но чаще всего задача формирования психической устойчивости к соревновательному стрессу не считается актуальной для этапа начальной подготовки.

Обдуманное включение соревнований в процесс занятий с начинающими спортсменами следует рассматривать как элемент опережающей постановки задач их подготовки. Он заключается в формировании устойчивых психологических предпосылок усп


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: