Вопрос 2. Философия и естествознание, ее функции. Ф-кие проблемы биологии

Вопрос 1. Системный подход, его смысл и основные понятия. Типы систем.

Систем подх – общенаучн конц. Выраст из фил, но пыт дистанциров. Вкл нек базисн понят: «Часть», «Целое» Любой мат предм м предст как нек целое, имеющ части(целое-сов-ть частей). В др фил появилась мысль о том, что цел – эт нечто большее, чем сов-ть частей. Кроме частей целое содер сетку связей м/у част. У целого есть кач, с-ва, кот нет у отд частей и даж у совокупн этих частей. Это - интегративн кач(появл в силу связ-ти частей). У люб предм есть интегратив св-ва. Инегративн=эмерджентн (неожидан, внезапн). Сист подх явл общенаучн метод объясн-я св-в. Задача объяснения св-в — фунд-я задача люб науки. Создан предм с желат чел св-ми— практ объясн св-в. Мет объясн с-ва основан на: люб с-во люб предм мож поним как инегративн с-во. Люб предм мож раздел на части огромн кол-вом спос. Люб предм не делим до бесконечн. Сист подх: найти в предмете такие части и такие связи, из природы кот интерес нас с-ва вытек с необх. Сист подх включ понятия элемент и ст-ра. Их единство-система. Элемент мож опр только если иметь в виду с-во целого. Эл-т – можн опр как те части целого, из прир кот интегр св-во вытек с необ. Ст-ра -такие связи м/у эл-ми, кот с необх поражд какое-либо св-во этого цел. Это связи м/у эл-ми, но не любые. Эл эт части но не люб части, и ст-ра это связи м/у частями, но не межд люб част. Опр сист – сист S на объ-те A от-но св-ва I этого A есть сов-ть таких част эт A и таких связ м/у эт част, из прир кот I вытек с необх. Люб предм(A) им не одно с-во, а множество=>люб предм мож предст не как одна сист, а как разн(в зав-ти от того какое I мы пыт объясн). Напр, если А -эт общество, у общ много с-в и кажд м предстать как интегративное.

Вопрос 2. Философия и естествознание, ее функции. Ф-кие проблемы биологии

Философия – крайне неоднородн. предм. с разл. течен. Сущ. разн. вар. отнош. Ф и Е. мож. быть 4 вар:

1. натурфилософ.

2. позитивист. решение

3. антиинтерактиоцизм (ф не связ с ест)

4. диалектич. реш.(прежде всего научн. ф)

1.Натурфилос. – мож. выраж. неск. полож. Ф в конечн. счете не завис. от Е, а Е завис. глубоко от Ф(Ф – наука наук, царица наук). Ф распол. общ. понят. способна вывести в кач. следств. Ест наук законы.(из общ. Ф понятий) – взгляд общепринят. до 1 трети 19 в.

Это точн. предпол., что сист. явл. абс. истинн., оно явл. законч. сист, из нее можно вывести любые частн. зак. (кон. 16 в.) До появл. Е философы давали объясн. жив. объектам.

Натурфилос. подх. к Е характ. для классич. Ф. Она влияет: античн, среднев, нов. врем. Ф.

Ф появл. раньше, чем Е формир. как наука.

Натур. подх. предметно разв. в Ф Гегеля. Он объясн. богат. содерж. всеобщ., что расход. с более ранн. следств.

Гегель настаив., что хим. эл-ты должны быть кач-вами. Он вывел представл. что ни одна форма не мож. эволюционир. (прир. не развив.)

Нельзя поним. прир. таким обр., что хим. форма материи возник. из физич.

Е. нач игнорир. Ф Гегеля=> появл. предпос., что Ф не должна претенд. на роль царицы.

2. Позитивизм – появл. в 1 треть 19 в.

А. Конт – Ф не мож. иметь общ. понятий, к соотв. мат. сущн. мира, и из к. можно вывод. чатные зак. прир.

Ф по Конту – Ф не м.б. метафиз. (неск. смыслов). Антология – учен. о самом мире. Конт полагал, что метафиз. – это содерж., к. не м.б. достовер. доказ. Противопост. Ф и Е, как спекулятивн. науку и Е.

Лозунг Конта – наука – сама себе Ф. (может опред. зак. своего предм.). Он обеднил задачу науки (это опис. накапл. фактов) Объясн. – не задача науки. Под объясн. он имел открытие каких-л. сущн.

Все разговоры о сущн. – метафизика.

Духовн. мир чел:

1. религ, 2. метафиз, 3. позитивисткий

Е. Конт огранич. эмпирич. уровнем. Позитивизм тяготеет к агнотицивизму.

Ф должна стать частн. наукой. Ф. должна изуч. научн. позн. Задача Ф – разраб. методов, к м.б. эффективн. – в отнош. исслед. частн. науками.

Главн. пробл. позитив. - можно ли разраб. антилогию, не говоря о мире. Позит. развив. как частн. наука самост. Позитив. не смог реш. пробл. познания.

3. Антиинтеракциоцизм. Ф никак не связана с Е. Это сов-но разные науки. Одна из реакций на Гегеля – иррационализм (мир не поддается разумному сознанию).

Ф жизни начата Ницше (негативн. отнош. к науке). Экзистенционализм не видит связи между Ф и Е – это сущ-ние чел. Они не должны интерес-ть общ. законы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: