Культурная антропология и культурология

Термин «культурология» был введен в научный обиход еще в первой половине XIX в. немецким физико-химиком, натурфилософом и науковедом, лауреатом Нобелевской премии Вильгельмом Фридрихом Оствальдом. Однако широкое применение этот термин получил после выхода в свет основного произведения американского культурантрополога Лесли Уайта (1900–1975) «Наука о культуре» (1949), который предложил следующее определение культурологии: «Культурология — это часть антропологии, которая рассматривает культуру (институты, технологии, идеологии) как обособленный класс феноменов, организованных согласно своим собственным принципам и действующих согласно собственным законам. Культурный процесс признается самостоятельным и самодетерминированным. Различия в культуре объясняются посредством культурологических, а не только биологических или психологических понятий»[3]. Несмотря на то, что термин был предложен и обоснован американским ученым, он получил распространение в России, на Западе же сходными проблемами занимается культурная антропология.

Культурная антропология изучает эволюционные механизмы развития культуры: возникновение языков, функционирование текстов, материальных культур, продуктов духовной деятельности. В центре ее интересов — архаические культуры и их аспекты функционирования — материальная культура, обычаи и обряды, табу, фольклор, одежда, способы приготовления пищи, способы охоты и рыболовства, социальная структура, формы брака, формы воспитания. Поэтому в качестве своих структурных элементов культурная антропология включает археологию, этнологию, лингвистику и отвечает на вопросы о том, как возникает культура, как входит в мир культуры человек, как он начинает жить в соответствии с установками, передающимися из поколения в поколение, как возникают такие формы культуры, как искусство, наука, мифология, как взаимодействуют между собой различные культуры. Эти вопросы исследовал американский культурантрополог, профессор Колумбийского университета Джеймс Керн Фейблман, который обосновал их в книге «Теория человеческой культуры» (1946).

Однако культурная антропология носит по преимуществу практический характер и трудно совмещается с теоретическим знанием, накопленным философской мыслью. Эта наука не обращается к проблемам кризиса культуры,генезиса культур, взаимосвязи культуры и религии, культуры и науки, культуры и природы, культуры и техники и многим другим, которые и составляют ее предметное поле. Это позволяет сделать вывод о том, что культурная антропология и культурология являются разными науками о культуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: