Социокультурные доминанты послереволюционной эпохи

Октябрьская революция 1917 г. была выступлением не только и не столько против прежней политической системы, сколько против основных духовныхценностей прежней культуры. Это было неосознанное стремление разрушить прежний образ России, а затем войти в это пространство в качестве нового субъекта, творящего собственную культуру. Данный процесс демократизации России стал периодом пробуждения социальной активности масс и их вступления в общественно-политическую жизнь.

Поэтому целенаправленное уничтожение культуры царской России и старой русской государственности стало одновременно распространением этой культуры в новых обстоятельствах на классы крестьянства и рабочих.

Процесс национализации культуры был законодательно закреплен на VIII съезде РКП(б), и в собственность народа перешли музеи, образовательные учреждения, театры, т. е. все объекты культуры и искусства. Это был, безусловно, прогрессивный политический шаг, так как доступ к культуре получили представители абсолютно всех классов. Между тем в процессе национализации многое погибало, уничтожалось, разрушалось как не обладающее культурной ценностью: архивы, некоторые издания, ветшали усадьбы, в обезглавленных церквах устраивались тюрьмы, склады, клубы, приюты. Безусловно негативным фактором развития культуры был узкоклассовый к ней подход, сопровождавшийся подозрительностью к дореволюционной культуре и ее представителям, антиинтеллигентскими настроениями и лозунгами о «бдительности» к старым специалистам.

Структура дореволюционной культуры принципиальным образом изменилась — ни один из прежних носителей культуры не сохранил своих функций, и ни одна из субкультур не осталась в прежнем качестве[1].

Структура культуры до революции в 20-е годы:

Дворянская культура — основа российской культуры, гордость мировой культуры (1,5% по переписи населения 1897 г.) была разрушена (часть дворянства — в эмиграции, часть — репрессирована, отдельные представители — на службе у нового государства, но как представители иной культуры).

Разночинная культура — культура революционеров-разночинцев — идеологизирована, на службе революции.

Крестьянская культура — основа русской культуры, ее «питательная почва» и фундамент (крестьяне составляли — 71% населения страны) — разрушается, «раскрестьянивание» сопровождается насильственным переселением людей, происходит также перемещение крестьян в город, что сопровождается стиранием социальной памяти и разрушением культуры.

Городская культура вследствие развития аграрного сектора экономикипредставлена незначительно (мещане — 10,7%) — частично продолжает существовать, частично маргинализируется, во-первых, за счет изменения социального статуса и, во-вторых, за счет перемещения значительных масс из деревни в город.

Сложность и противоречивость становления новой советской культуры обозначилась сразу после революции. Эта культура рождалась в условиях ожесточенной классовой борьбы, Гражданской войны, хозяйственной разрухи, голода, интенсивной индустриализации и коллективизации. Коренные изменения произошли не только в области политического устройства общества, но и в мировоззрении и мироощущении людей, а также в сфере художественной культуры. Здесь политика государства была направлена на уничтожение духовного господства и монополии одного класса на культуру, открытие доступа к ней и превращение отчужденной от народа культуры в его достояние.

Эти преобразования были составной частью культурной революции (термин «культурная революция» был введен В.И. Лениным в 1923 г. в работе «О кооперации»), имеющей задачами формирование нового человека и новой культуры. На это же были направлены такие преобразования в духовной сфере, как:

· создание новой социалистической системы образования и просвещения, перевоспитание буржуазной и формирование новой интеллигенции;

· создание новой литературы и искусства, подъем науки;

· утверждение атеистического мировоззрения;

· интенсивный расцвет и обогащение национальных культур, формирование интернациональной культуры;

· преодоление противоречий между городом и деревней, физическим и умственным трудом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: