Экон.среда и её роль в жизни пр-ия

В отнош.внеш.средыорг-ции подобны биолог-м организмам. Согласно теории эвол.Ч. Дарвина, сохранившиеся виды выжили потому, что смогли эволюционировать и приспособиться к изменениям в своей среде. И организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

Поведение предприятия в экон.среде обусловлено двумя противоречивыми факторами: с одной стороны, оно является частью экон.среды и заинтересовано в её стабильности (резкие изменения среды могут вывести предприятие из равновесия, поэтому они невыгодны для него); с другой стороны, оно противостоит экон. среде, стараясь получить для себя преимущества для более стабильного и эффективного существования, – стремится уничтожить конкурентов, уйти от уплаты налогов и пр., т.е. старается разрушить стабильность экономической среды, в которой оно существует.

Внеш.средапредпр. обладает некоторыми хар-ми, зависящими от обстоят-тв: взаимосвязанность факторов внешн.среды, её сложность, подвижность, неопределённость:

1)сложность внешн.среды- число факторов, на котор.орг-ция обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора; 2)подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации; 3)неопределённость внеш.среды является функцией кол-ва инф-ции, которой располагает орга-ция (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации.Внешняя среда неоднородна и дифференцирована по силе, периодичности и характеру влияния на предприятие. В ней обычно выделяют: 1)макроокруж.(или среду косв.воздействия); 2) среду непосредственного окружения.

Макроокруж. создаёт общие условия, в которых действует предприятие, определяя для него границы допустимого и недопустимого.М.для предприятия представляет собой: во-первых, причину и условие ограничения (или возможности расширения) деятельности; во-вторых, предпосылку, вызывающую необходимость изменений. В состав макроокружения входят:1) социальная составляющая – комплекс социальных явлений и процессов, характеризующийся численностью и структурным составом населения, уровнем образования, стилем жизни, привычками, традициями...; 2) экономич. составляющая – это совокупность условий, определяющих особенности рыночных механизмов: уровень экономического развития, доступность ресурсов, доходы населения, уровень безработицы, уровень налогообложения, инфляция, процентная ставка, бюджет страны...;3) правовая составляющая – совокупность прав и обязанностей предприятия, определяющих правила его отношений с деловыми партнёрами и гос-ом и отв-сть перед ними, ограничения на отдельные виды его деятельности, права потребителя продукции, порядок регистрации и ликвидации предприятия; 4) политическая составляющая – сов-ть взаимоотношений государства и рынка, определяемых господствующей системой взглядов, особенностями развития страны на данном этапе, лидерами, проводящими политику...; 5) технологическая составляющая – сов-ть факторов научно-технического прогресса в области производства, материалов, продуктов и услуг. Она явл. глав.причиной появления новых отраслей и производств (в частности, производство компьютеров стало возможным лишь на основе технологии миниатюризации), глубокого изменения действующих отраслей (так, изменение технологии преобразило аудиотехнику и саму отрасль). Учёт этой составляющей макроокружения позволяет предприятию отслеживать «технологические прорывы» и поддерживать на должном уровне конкурентоспособность продукции.

Среда непосредственного окружения – совокупность элементов, с которыми предприятие имеет конкретное и непосредственное взаимодействие: потребители, конкуренты, поставщики, биржи (труда, товарно-сырьевые, фондовые), а также кредитные организации и гос.учреждения…Здесь отрасль рассм-ся как группа пр-ий, выпускающих однородн.пр-цию и конкурирующих на одном рынке.

В условиях централизованного планирования отечественные предприятия работали в достаточно стабильной экономической среде. Так, основные параметры среды, включающие в себя объём производства и его рост, качество и цену ресурсов и продукции, перечень поставщиков и потребителей, а также ряд других, устанавливали Госплан и отраслевые министерства, что свидетельствует о монопольной прерогативе государства – формировании экономической среды для отечественной промышленности.

Переход экономики страны к рыночным отношениям кардинально изменил порядок формирования экономической среды, в которой осуществляют свою жизнедеятельность промышленные предприятия: во-первых, гос-во самоустранилось от монопольного права формировать экономическую среду для пром.пр-ий, оставив себе лишь ту часть функций, которая играет в жизни страны решающую роль – кредитно-денежную и налоговую политику; во-вторых, кроме гос-ва участниками процесса формирования экономич.среды стали многочисленные субъекты рыночных отношений (сами пром.предпр-ия и их конкуренты, поставщики ресурсов, поср., комм.банки …).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: