Риски в антикризисном управлении

Антикризисный менеджмент в значительной части решаемых проблем является рисковым. Управленческий риск как многофакторная категория менеджмента исследуется в динамике целенаправленного циклического процесса управления, имеющего информационные, временные, организационные, экономические, социальные и правовые параметры.

Под риском понимаются такие явления, как «вероятность», «неопределенность», имеющие многофакторную систему. На практике происходит исследование управленческих рисков, собирается необходимая информация по деятельности организации, анализируются экономические, социальные, временные и правовые параметры.

Исходя из математического исследования неопределенность проявляется только в том случае, когда происходит поиск альтернативных явлений, исход которых заранее определен. Риски и неопределенность взаимосвязаны, они составляют хозяйственную деятельность процесса управления на предприятии.

Понятие риска наиболее распространено при применении теории игр и при применении программирования. Также риск нашел свое отношение в области экономики, политики, менеджмента, права и страхования.

Классификация управленческих рисков при антикризисном управлении проводится по различным признакам, составляющим структуру риска.

Можно выделить следующие виды рисков при антикризисном управлении:

1) в зависимости от назначения риска: риск, предполагающий потери; риск, предполагающий выгоду;

2) в зависимости от функциональных особенностей риск-процесса: маркетинговый; инновационный; инвестиционный; производственный; страховой; финансовый;

3) в зависимости от содержания: риск-результата: экономический; социальный; правовой; организационный; инновационный; психологический; имиджевый;

4) в зависимости от последствий реализации риск-решения: социальные; политические; экологические; демографические;

5) в зависимости от уровня внешних факторов (источников) риска: международный; макроэкономический; региональный;

6) в зависимости от рыночных факторов риска: конкурентный; конъюнктурным; ценовой; коммуникационный;

7) в зависимости от рынков факторов производства как источники риска: человеческих ресурсов; информационных ресурсов; финансовых ресурсов; материальных ресурсов; временных ресурсов;

8) в зависимости от средств воздействия: целевой; стратегический; тактический; прогнозируемый; планируемый; концептуальный; мо-тивационный; стимулирующий; структурный;

9) в зависимости от характера проявления: субъективный; объективный; неправомерный (правомерный); оправданный (неоправданный); криминогенный;

10) в зависимости от метода (методологии): экспертный; экономико-математический; риск дисконтирования; статистический; интуитивный.

Приведем отдельные примеры управленческого риска.

– Маркетинговый риск конкурентной стратегии развития фирмы может быть выражен в потере доли рынка, в снижении объема продаж и размера прибыли, а также в величине вероятности проявления негативных изменений во внешней среде, например роста цен на энергоносители, повышения процентных ставок по кредитам.

– Финансовый риск – риск финансовой стратегии фирмы может быть выражен в величине потерь доходности ценных бумаг вследствие финансового кризиса и падения валютного курса и в вероятности возникновения такой ситуации. Следует отметить, что финансовые риски наиболее подвижны и разнообразны. Среди них выделяют риски: процентный, кредитный, валютный, неплатежеспособности, ликвидности, рыночный, инфляционный, финансовых злоупотреблений.

– Производственный риск – превышение текущих расходов предприятия в сравнении с бизнес-планом из-за непредвиденных ситуаций: простоев оборудования, недопоставки материалов. Вероятность возникновения таких ситуаций непосредственно связана со снижением уровня организации управления на предприятии из-за внешних и внутренних факторов.

– Инвестиционный риск – риск неопределенности возврата вложенных средств и получения дохода. Например, риск вложения средств в проект связан с неопределенностью его реализации, в связи с неполнотой и погрешностью исходных данных об условиях реализации, о величине затрат и результатов, с возникновением негативных ситуаций при проектировании (изменение конъюнктуры рынка), а также с воздействием факторов технического, коммерческого, политического характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: