Решение, которое является наилучшим для одного человека или группы лиц, не обязательно будет таковым для остальных. Навыки в разрешении противоречий являются важным качеством успешных менеджеров проекта.
Основные источники конфликтов, возникающих на разных стадиях жизненного цикла проекта, представлены в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Основные источники конфликтов
Стадия жизненного цикла | Источник конфликта | Рекомендации по минимизации ущерба |
Инициация | Приоритеты | Четко определять планы. Совместно обсудить со сторонами-участниками. Оценить важность проекта |
Процедуры | Разработать в деталях административные процедуры. Получить одобрение ключевых руководителей. Разработать инструкции | |
Графики | Разработать предварительные графики. Определить приоритеты подразделений | |
Планирование | Приоритеты | Создать системы обратной связи |
Графики | Вовлечь в разработку графиков функциональные группы | |
Процедуры | Планировать по ключевым управленческим вопросам | |
Реализация | Графики | Постоянно контролировать ход выполнения работ. Обсуждать результаты со сторонами-участниками. Предвидеть проблемы и рассматривать альтернативы |
Технические вопросы | Предвидеть возможности возникновения технических проблем. Обсуждать ограничения по бюджету и графику с командой проекта. Сосредоточить внимание на своевременном контроле качества | |
Трудовые ресурсы | Предвидеть возможные требования персонала. Установить требования к персоналу | |
Завершение | Графики | Осуществлять мониторинг выполнения графика. Реализовать мобильное перемещение персонала. Тщательно прорабатывать технические вопросы |
Персонал | Разрабатывать планы перемещения людей по окончании проекта. Поддерживать гармоничные рабочие отношения. Стремиться ослабить воздействие стрессов. |
Наиболее часто для разрешения противоречий используются следующие стратегии поведения.
|
|
Стратегия «требовать» реализуется при высокой степени настойчивости и низкой степени кооперации. Эта стратегия поведения предполагает существование высокого доверия к менеджеру проекта и ощущение того, что вопрос очень важен.
Стратегия «решить проблему» реализуется при высокой степени настойчивости и высокой степени кооперации. Она предполагает то, что вопрос очень важен и что нужно добиться большего взаимопонимания с другой стороной.
Степень настойчивости и степень кооперации при реализации стратегии «торговаться» умеренные. Предполагается, что важная проблема решается обеими сторонами, причем каждая сторона в чем-то готова уступить другой стороне.
|
|
Стратегия «пустить на самотек» предполагает низкую степень настойчивости и высокую степень кооперации. Вопрос может быть не очень важным для вас, или у вас нет достаточного опыта для принятия решения, или вы просто считаете, что в данной ситуации хорошие взаимоотношения с другой стороной важнее всего.
Каждая стратегия является эффективной при определенных условиях.
Наиболее распространенными источниками противоречий в управлении проектами являются:
· размещение человеческих ресурсов;
· использование оборудования и мощностей;
· затраты;
· административные процедуры;
· распределение ответственности;
· срыв сроков календарного плана;
· распределение приоритетов в проекте.