Основные элементы социологической системы знания

Три основных элемента социологической системы знания:

· общая социологическая теория (научная картина мира, общая теория):

Парадигма (с греч. Paradeigma – пример, образец) – совокупность теоретических, методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. Парадигма является образцом для решения исследовательских задач («Философский словарь», М., 1980).

Основные научные парадигмы в социологии:

I. Функционализм

II. Конфликтологическая теория

III. Интеракционизм и ролевая теория

IV. Теория обмена

V. Феноменология и этнометодология

VI. Конструктивистская парадигма

VII. Теория структурации и мн. др.

ПРИМЕР: как решают проблему конфликта в каждой новой парадигме.

· специальные социологические теории (частная теория):

Большое влияние на развитие науки оказала разработка Мертоном принципа социологических «теорий среднего уровня», находящихся между чисто эмпирическими исследованиями и общей социологической теорией. Концепция «теорий среднего уровня» разработана Мертоном на основе понятия «функциональность». В качестве функций рассматриваются те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции социальной системы или приспособлению ее к среде. К числу теорий среднего уровня Мертон относит такие известные социологические концепции, как теории «референтных групп», «социальных ролей», «социальных статусов» и т. д.

· конкретно-социологический анализ (эмпирические и прикладные исследования):

С точки зрения целей социологических исследований их можно разделить на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальное исследование. Главная цель – приращение новых знаний, открытие новых закономерностей и обнаружение неизвестных социальных тенденций.

Прикладное исследование – оперативное исследование, проведенное на одном объекте (предприятие банк, деревня) в короткие сроки с целью социальной диагностики ситуации, объяснения конкретного явления (процесса) и подготовки практических рекомендаций.

Фундаментальное исследование направлено на приращение знания как такового, новое знание является для него самоцелью. Прикладное исследование направлено на получение знания, которое будет использовано при решении практических задач, либо на использование уже имеющегося знания в практических целях.

С точки зрения формы социологических исследований и степени абстрактности получаемого в ходе этих исследований знания их можно разделить на теоретические и эмпирические. Суть эмпирических исследований — в установлении фактов и их первичном обобщении. Суть теоретических исследований — в объяснении фактов и построении моделей, облегчающих это объяснение. Кроме того, в зависимости от того, что исследуется, различают общесоциологическую теорию (общетеоретические исследования общества в целом), теории среднего уровня (исследования отдельных сфер и аспектов жизни общества), конкретные социологические исследования отдельных явлений и процессов.

Литература:

  1. Якуба Е.А. Социология. - Х. - 1998г.
  2. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: учебное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2000.
  3. Соціологія: навчальний посібник / За редакцією С.О. Макєєва. – К.: “Українська енциклопедія” ім. М.П.Бажана, 1999. – 344с.
  4. Соціологія: Курс лекцій. Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів освіти за редакцією В.М. Пічі. Друге видання, виправлене і доповнене. Львів: «Новий світ-2000», 2002. – с.312.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: