Человек в контексте культуры. Двоякая роль человека в культуре – объект и субъект культуры. Человек в качестве субъекта культуры: создатель, носитель, транслятор. Проблема субъекта культуры: индивид, народ, человечество? Роль интеллигенции в преобразовании культуры. Личность как субъект культуры, ее движущая сила, творец и цель развития.
Человек в качестве объекта культурного воздействия общества. Концепции враждебности культуры по отношению к индивиду: Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, З. Фрейд. Социально-биологическая природа человека и значение процессов социализации и инкультурации в формировании личности. Этапы и механизмы освоения культуры индивидом: от бессознательного усвоения культуры ближайшего окружения к критическому осмыслению культуры и ее трансформации, от тиражирования и воспроизводства к творчеству. Культурно-исторический тип человека как инвариант культуры общества.
Творческий потенциал личности и условия реализации человека как субъекта культуры. Границы реальной свободы человека; свобода и ответственность в культурном творчестве, роль «высших ценностей» в этом процессе. Понятие правовой культуры личности. Значение культурного наследия для творчества: развитие культуры как «диалог культур».
|
|
Индивидуальная культура человека. Истоки индивидуальной неповторимости культурного мира отдельного человека.
Понятие «личностный образец»: содержание, исторические варианты, эволюция. Социально-исторический характер «портретов культурного человека» – личностных образцов эпохи, класса и т.д. «Портрет» культурного человека в современном демократическом обществе.
Место и роль этикета в жизни человека и общества. Виды этикета и проблемы этикетной культуры современного общества.
Своеобразии этнической и национальной культур, с которыми непосредственно связаны процессы инкультурации и аккультурации. Историческое становление этнической и национальной культур. Роль этнокультурных стереотипов в современных культурных процессах.
ТЕМА 7