Приволжский филиал
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российская академия правосудия»
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов очной формы обучения
по специальности 030501.65 – Юриспруденция
Н.Новгород 2010
Автор Иванова Лидия Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»
Рецензенты:
Кондратьева Е.Е., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права ПФРАП
Медведева Т.Ю., кандидат педагогических наук, зам. директора Профессионально-педагогического института Волжского государственного инженерно-педагогического университета, доцент кафедры психологии профессионального развития
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция».
|
|
Одобрен кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ РАП (протокол № 4 от 24 ноября 2010 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» 25 ноября 2010 г., протокол № 4.
© Приволжский филиал ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2010.
© Иванова Л.Н., 2010.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение............................................................................................................................ 4
2. Объем дисциплины и виды учебной работы........................................................... 7
3. Тематический план учебной дисциплины «Конфликтология».......................... 8
4. Программа курса............................................................................................................ 9
5. Тематический план семинарских (практических) занятий.............................. 15
6. Планы семинарских (практических) занятий....................................................... 16
7. Методические рекомендации по изучению дисциплины................................... 27
8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 49
9. Примерная тематика рефератов по учебной дисциплине «Конфликтология» 51
10. Примерная тематика дипломных работ............................................................ 53
11. Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля........... 53
12. Литература................................................................................................................ 55
13. Вопросы для подготовки к зачету........................................................................ 61
14. Приложение................................................................................................................ 63
Введение
Учебная дисциплина «Конфликтология» предназначена для подготовки студентов выпускного курса, поэтому помимо собственно учебных целей, она может и должна преследовать дополнительные цели – цели психологической адаптации будущих специалистов судебной системы к условиям и требованиям профессиональной деятельности. Именно такой замысел учебной дисциплины и реализован в учебно-методическом комплексе. Актуальность нового подхода к традиционному учебному курсу вызвана задачами совершенствования системы юридического образования, сформулированными в Указе Президента РФ от 26 мая 2009г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации».
|
|
В процессе своей профессиональной деятельности работники судебной системы постоянно имеют дело с людьми в разнообразных ситуациях общения, наиболее сложными из которых являются конфликтные, острые споры, субъективно очень напряженные по динамике и по своим последствиям. Взаимодействие юристов как с гражданами, так и своими коллегами часто носит отчетливо выявленный конфликтный характер. Для управления развитием взаимоотношений с людьми в условиях конфликта необходима специальная конфликтологическая подготовленность, которая включает знания о видах и сущности конфликтов, их причинах, особенности протекания в различных сферах жизни. Также включает практические навыки диагностики, анализа, предупреждения и урегулирования конфликтных ситуаций, и, наконец, технологии управления психикой и поведением участников конфликтного взаимодействия, включая самого себя.
Целью учебной дисциплины «Конфликтология» является формирование конфликтологической компетентности (знание структуры, динамики, функций и типологии конфликтов в различных сферах жизни) и профессиональной конфликтологической подготовленности (владение приемами эффективного поведения в конфликтах) будущих специалистов судебной системы.
Задачами учебной дисциплины «Конфликтология» являются следующие:
1) формирование конфликтологической компетентности, проявляющейся в умении видеть те стороны межличностных отношений, которые влияют на их содержание, направленность и динамику;
2) формирование личных конфликтологических приемов действования в трудных ситуациях профессиональной деятельности;
3) психологическая адаптация студентов выпускного курса к завершению обучения в академии и вхождению в новую – профессиональную деятельность, в новый коллектив профессионального сообщества.
Место конфликтологии в системе профессиональной подготовки юристов определяется возрастающим значением субъективного фактора в решении задач правосудия. Сегодня в органах судебной власти отмечается повышение роли человеческого фактора в управлении и осуществлении профессиональной деятельности. В федеральной целевой программе «Развитие судебной системы в России» на 2007-2011гг. предусмотрено наряду с другими важными мероприятиями создание в системе судов общей юрисдикции ювенальной юстиции и психологической службы[1]. В числе мероприятий по кадровому обеспечению и государственной службе названы методическое и организационное обеспечение психологического сопровождения судебной деятельности и психодиагностического опроса кандидатов на должность судей[2].
В Основных направлениях деятельности правительства Российской Федерации на период до 2012 г. указано, что одним из основных вызовов устойчивому социально-экономическому развитию нашей страны является «значительное усиление роли человеческого фактора во всех областях развития экономики и общества[3].
В этой связи целесообразно, чтобы профессиональная подготовка будущих специалистов, способных учитывать человеческий фактор» в работе с людьми, имела системный подход – целостную, непрерывную профессиональную социально-гуманитарную подготовку обучаемых к работе с людьми.
|
|
Учебная дисциплина «Конфликтология» занимает важное место в системе профессиональной подготовки будущего специалиста судебной системы, т.к. завершает цикл дисциплин, с которыми связано формирование профессионально значимых качеств личности и воспитание будущего профессионала. «Конфликтология» опирается на базовые знания, полученные студентами по учебным дисциплинам «Юридическая психология», «Социология», «Политология» и др., рассматривающими различные аспекты гармонии и дисгармонии социальных, межличностных отношений.
Она тесно связана с юридическими дисциплинами, рассматривающими правовые споры (конфликты) и правовые средства их урегулирования.
Учебная дисциплина состоит из двух разделов. Цель первого раздела «Личность и деятельность в конфликтной ситуации» заключается в овладении базовыми конфликтологическими знаниями и навыками анализа поведением людей и групп, вовлеченных в конфликтные взаимоотношения. Учебный материал раздела дает обучаемым представления о конфликтологии как науке и месте конфликтологических знаний в профессиональной деятельности юриста. Он позволяет не только получить знания по частным темам, но и создает условия, в которых обучаемые познают собственные возможности и ограничения, значимые для эффективного овладения профессией юриста.
Основной целью второго раздела «Конфликтология в профессиональной деятельности юристов» является формирование умений и навыков профессионального поведения в условиях конфликта. Содержание раздела знакомит обучаемых с подходами и частными приемами анализа и управления конфликтными взаимоотношениями, решения типичных профессиональных задач в конфликтах.