Б) Ретроспективизм (неоклассицизм, неорусский стиль)

Отрицательное отношение к модерну в предвоенные годы, укрепление национального самосознания, изучение истории русского искусства и архитектуры и идеализация прошлого, деятельность журналов «Мир искусства» и «Старые годы», историческая выставка архитектуры и художественных промыслов ХУ111-Х1Х вв. в 1911 г. в Петербурге способствовали распространению ретроспективизма в русской архитектуре. Накануне 1910 г.

Казанский вокзал в Москве, 1914-1941, арх. А.В.Щусев

Ссудная касса в Москве, 1914-1916, арх. В.А.Покровский

известный художник и искусствовед И.Э.Грабарь осуществил издание шеститомной Истории русского искусства, что также способствовало формированию ретроспективизма в архитектурной практике.

В 1907 г. в Москве открылись Талашкинские мастерские, произво-дившие мебель и предметы обихода в национальном русском стиле. Руково-дитель мастерской художник С.В.Ма-лютин и архитектор Н.К.Жуков разра-ботали проект доходного дома Перцова, 1905-1907 гг., с использова-нием мотивов средневековой русской архитектуры – один из первых приме-ров неорусского стиля в предвоенной России.

Брянский (ныне Киевский) вокзал в Москве, 1912-1917, арх. И.И.Рерберг, В.К.Олтаржевский,

инж. В.Г.Шухов

Неорусское направление представ-лено в творчестве архитектора В.А.По-кровского, выполнившего проекты Государственного банка в Нижнем Новгороде, 1910-1912 гг., Ссудной кассы в Москве, Федоровского собора в Царском селе, 1910-е гг.

Казанский вокзал в Москве, 1913-1940-е гг., арх. А.В.Щусева – яркий пример неорусского стиля в архитектуре крупного современного общественного здания. Главный корпус вокзала имеет ярусное построение и остроконечное шатровое венчание, перекликаясь с архитектурой старинного Казанского кремля.

Особняк А.А.Половцева на Каменном острове в Петербурге, 1912-1916, арх.И.Фомин

При возведении здания использованы новые материалы и конструкции, в том числе и железобетон, но решения элементов фасадов и интерьеров носят ретроспективный характер.

По проектам арх.А.В.Щусева построены также храм-памятник на Куликовом поле (Тульская область), 1913 г., церковь Марфо-Мариинской обители в Москве, 1908-1912 гг., монастырский корпус в Овруче. Постройки А.В.Щусева в неорусском стиле за рубежом – гостиница в итальянском городе Бари, 1913-1914 гг., Русский выставочный павильон в Венеции, 1914 г.

Сторонники другого ретроспективного направления - неоклассицизма - использовали новые технические достижения ХХ в., искусно облекая современные в функциональном отношении здания в исторические формы, соблюдая при этом чистоту классицистического стиля. Обращение к эпохе классицизма повлекло за собой желание возродить лучшую

традицию высокого классицизма – искусство создания городских ансамблей. Но в условиях застройки капиталистических городов это было практически неосуществимо. Тем не менее значительный интерес представляет проект преобразования части Петербурга и прокладки новых магистралей, разработанный в 1910 г. архитекторами Л.Н.Бенуа, М.М.Перетятковичем и путейским инженером Ф.Е.Енакиевым. А в 1912 г. арх. И.А.Фомин предложил идею создания архитектурного ансамбля «Новый Петербург» на не освоенном тогда острове Голодай, где удалось построить лишь отдельное здание.

Примерами неоклассицистического направления являются особняк Тарасова в Москве, 1909-1910 гг., арх.И.В.Жолтовский, прообразом для которого послужило палаццо Тьене в Виченце арх.А.Палладио; доходный дом Маркова на Каменноостровском проспекте в Петербурге, 1910 г., арх. В.А.Щуко – лучший образец доходного дома с палладианской трактовкой фасада; дом С.С.Абамелек-Лазарева на Миллионной, 1913-1915 гг., арх. И.А.Фомин; дом Щербатова на Новинском бульваре в Москве, 1911-1913 гг., арх. А.И.Таманян. А доходный дом Розенштейна на Большом проспекте Петроградской стороны, 1910 г., арх. А.Е.Белогруд, ассоциируется со средневековой западноевропейской романской архитектурой.

В архитектуре общественных зданий стиль неоклассицизм был использован при строительстве Торгового дома Ф.Л.Мертенса на Невском проспекте, 1911-1912 гг., арх.М.С.Лялевич, Русского торгово-промышленного банка на Большой Морской в Петербурге, 1915 г., и банковского дома Вавельберга на Невском проспекте, 1911-1912 гг., арх. М.М.Перетяткович.

Примером того же стилистического направления является здание Киевского вокзала в Москве, 1914-1917 гг., построенное по проекту арх. И.И.Рерберга при участии В.К.Олтаржевского. Фасад с асимметрично расположенной высокой часовой башней выполнен в сдержанных классических формах.

Значительным произведением неоклассицизма в Москве является здание Музея изящных искусств, 1898-1912 гг., возведенное архитектором Р.И.Клейном. В решении его

фасада использован греческий ионический ордер.

В начале ХХ в. строительство особняков в городах резко сократилось. Наряду с особняками, создававшимися в стиле модерн, их иногда строили в духе неоклассицизма, например, особняк Т.В.Белозерского на Дворянской улице в Петербурге, 1913-1914 гг., арх. А.А.Оль. Дворец А.А.Половцева на Каменном острове в Петербурге, 1912-1913 гг., арх. И.А.Фомина – блестящий образец неоклассицизма в палладианской трактовке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: