Политика : сущность, виды, направления

Ссылка на то или иное определение политики, приведенное выше, недостаточно для выявления ее сути. Для этого необходимо обратиться к истокам этого понятия, выяснить, как понимали политику творцы этого термина – Платон и Аристотель.

Платон (427–347 гг. до н.э.) под политикой понимал «искусство управления людьми», государственными и общественными делами. Он выделил три формы правления: монархию (власть одного человека), олигархию – власть немногих, демократию – власть большинства. С помощью разумного управления, считал Платон, можно построить идеальное государство, обеспечить благо и счастье людей.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) под политикой понимал управление обществом через государство (особый аппарат), а также управление самим государством. Высшая политика, по Аристотелю, не та, которая стремится к высшим идеалам, а та, которая из имеющихся материалов умеет создать то, что нужно людям, та политика, в которой чутье действительности соединяется со стремлением к высшему.

Такое понимание политики, как особой формы социальной жизнедеятельности, отражает самое главное, существенное, что в ней есть, а именно: деятельность, связанную с управлением людьми, обществом и государством, различными формами власти и правления. В Древней Греции политика выступала как деятельность, связанная с организацией хозяйственной и общественной жизни полиса (города).

На рубеже средневековья и Нового времени политика стала рассматриваться как борьба за завоевание и удержание власти (Н. Макиавелли), что несколько сузило сферу функционирования политики.

В современной политологии политика определяется как более сложное социальное явление.

По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики:

• экономическая — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере;
• социальная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;
• национальная — регулирование отношений между нациями, национальными группами;
• культурная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами в духовной жизни;
• государственно-административная — регулирование отношений во властно-политической сфере, политика государственно-административного строительства;

по уровням:
• местная — регулирование вопросов местного значения, связанных с развитием муниципального объединения (села, города, района);
• региональная — регулирование вопросов, связанных с развитием региона (субъекта федерации);
• общегосударственная — регулирование вопросов, связанных с развитием общества в целом;
• международная — регулирование отношений между государствами, группами государств на международной арене;
• мировая (глобальный уровень) — регулирование вопросов, связанных с решением глобальных проблем современности;

по объему:
• стратегическая (долгосрочная) — выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, стратегических долговременных целей, определение путей и способов их достижения, генерального курса;
• тактическая (краткосрочная, текущая) — решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений;
по функциям государства (по области распространения):
• внутренняя политика — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в различных сферах внутри государства;
• внешняя политика — регулирование отношений между государствами, группами государств и другими субъектами международных отношений на международной арене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: