Поиск новых типов общественных зданий

Среди первых общественных зданий, реализованных в послереволюционные годы – павильоны Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (ВСХВ) в Москве, 1923 г. Павильоны построены по проектам И.Жолтовского и его учеников в духе упрощенной классики и эклектики. Выделялись современными формами Иностранный отдел, арх. В.Щуко, и небольшой павильон махорочного синдиката «Махорка», арх. К.Мельников.

Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная

выставка в Москве, 1923. Арка входа, арх. И.Жолтовский

Для участия в Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже 1925 г. был проведен конкурс на проект советского павильона. Строительство павильона было поручено К.Мельникову. Советский павильон - событие в международной архитектурной жизни 1920-х годов. Его отличает современность и острота композиционного решения с диагональной лестницей, летящим перекрытием над лестницей, сочетанием красного, белого, серого цвета (разработка худ. А.Родченко).

По заказу парижских властей арх. К.Мельников выполнил два проекта многоэтажных гаражей на тысячу такси.

Интересна также архитектура советского павильона в Страсбурге, 1928 г., арх. И.Володько.

В связи с созданием в стране нового государственного аппарата и реорганизацией всей общественно-административной системы потребовалось строительство зданий для новой

власти. В первые послереволюционные годы строилось мало, но велось конкурсное проектирование новых по своей сути комплексных общественных зданий – Дворцов труда, Дворцов рабочих, Дворцов Советов. Эти проекты отмечены революционной романтикой,

Павильон СССР на выставке в Париже, 1925, арх. К.Мельников

поисками новых форм и образов, новых функциональных программ для зданий такого типа, осмыслением возможностей новых материалов и конструкций (закладка Дворца народов в Москве, 1918 г., проект памятника III Интернационалу, 1919-1920 гг., конкурсы на проект Дворца Труда, 1922-1923 гг., Дворца Советов в Москве, 1931-1932 гг.).

Во второй половине 1920-х гг. новые административные здания были построены во многих городах Советского Союза, среди них:

-Дом Советов в Брянске, 1926, и в Горьком, 1930 г., арх. А.Гринберг;

-Дом Советов в Хабаровске, 1929 г., арх.. И.Голосов, Б.Улинич;

-Дом Советов в Новосибирске, 1931г., арх. Б.Гордеев, С.Тургенев;

-новый корпус Моссовета, 1930 г., арх. И.Фомин;

-Дом правительства Дагестана в Махачкале, 1926-1928 гг., арх. И.Жолтовский;

-Дом правительства Калмыкии в Элисте, 1928-1932 гг., арх. И.Голосов, Б.Мительман;

-Дом правительства Белоруссии в Минске, 1930-1933 гг., арх. И.Лангбард;

-здание Краснопресненского районного совета в Москве, 1928-1929 гг., арх. А.Голубев, Н.Щербаков;

-здание Нарвского районного совета в Ленинграде, арх.Н.Троцкий;

-здание Московского районного совета, арх. И.Фомин, В.Даугуль, Б.Серебровский;

-Дом правительства в Алма-Ате, 1927-1931 гг., М.Гинзбург;

-здание Наркомзема (Народного комиссариата земледелия) в Москве, 1928 г., арх.А.Щусев;

-здание Центросоюза (Центрального совета профсоюзов) в Москве, 1928 г., арх. Ле Корбюзье;

-Дом правительства в Ереване, 1926-1940 гг., арх. А.Таманян;

-здание Госпрома в Харькове, 1925-1930 гг., С.Серафимов, Н.Фельгер, С.Кравец.

В большинстве указанных работ воплощались творческие принципы конструктивизма, исключение составляют работы И.Жолтовского и И.Фомина, в которых варьируются мотивы Ренессанса и модернизированного неоклассицизма.

Дом правительства Белорусской ССР

в Минске, 1929-1934,

арх. И.Лангбард

Дом Советов в Новосибирске, 1931,

арх.Б.Гордеев,С.Тургенев

инж. Н.Никитин, при участии арх. А.Крячкова

В 1934 г. по проекту архит. И.Лангбарда в Минске завершен Дом правительства Белорусской ССР. Он представляет собой симметричную объемно-пространственную композицию с нарастанием высоты объемов к центру. Здание образует курдонер, замыкаемый расположенным по центральной оси симметрии на красной линии памятником В.И.Ленину с трибунами (скульптор М.Манизер).

Автору удалось избежать гигантомании и декоративной перегрузки здания. Рационально разработана планировка, по-конструктивистски просты геометричные объемы, отсутствуют традиционные для исторических стилей декоративные элементы и, одновременно, использованы принципы общей композиции, характерные для классицизма.

В течение 1931-1939 гг. проходило конкурсное проектирование и разработка окончательного проекта Дворца Советов в Москве. Это здание было задумано как памятник эпохе, как «эмблема грядущего торжества коммунизма», оно предназначалось для массовых народных собраний, для представительства и работы высших органов народной власти. Чтобы расчистить площадку для будущего строительства, в 1932 г. был снесен храм Христа Спасителя.

На конкурс поступило 160 проектов и 112 проектных предложений, в том числе 24 из-за рубежа. После второго тура конкурса три первые премии были присуждены И.Жолтовскому, Г.Гамильтону (США), и Б.Иофану.

Перед последующими турами конкурса Совет строительства изложил следующие требования к проекту: единый комплекс с залами, открытое размещение на площади, смелая высотная композиция, «поиски должны быть направлены к использованию как новых, так и лучших приемов классической архитектуры, одновременно опираясь на достижения архитектурно-строительной техники». Если в первом туре конкурса Дворец советов трактовался как народный форум с большими открытыми дворами для массовых собраний, то в последующих турах он становился все более компактным, рос в высоту и превратился в своеобразный пьедестал для статуи В.И.Ленина.

Окончательную победу в конкурсе одержал проект Б.Иофана. К проектированию были также привлечены В.Щуко и В.Гельфрейх. В 1937-1939 гг. был разработан технический проект дворца. Он представлял собой высотную композицию из цилиндрических объемов-ярусов с

Дом правительства

в Ереване, 1926-1940,

арх.А.Таманян.

вертикальными членениями. Высота здания составляла 415 м, в том числе венчающая композицию скульптура В.И.Ленина – 100 м. Дворец стал композиционным фокусом генплана Москвы 1935 г.

К концу 1939 г. были закончены фундаменты высотной части, начался монтаж стального каркаса. Но война прервала работы, и проект остался неосуществленным.

После Великой Отечественной войны в 1950-е гг. вновь был проведен конкурс на проектирование Дворца советов, теперь уже в юго-западном районе Москвы, но реального воплощения эта работа так и не получила.

Работа над проектом Дворца Советов показала, что в стилистической направленности советской архитектуры произошел поворот и взят курс на освоение классического наследия.

В середине 1920-х гг. появляется новый тип делового здания, представляющий собой комплексное сооружение с конторскими помещениями, гостиницей, магазином, рестораном, кинотеатром, жильем. Характерные примеры - дом Кожсиндиката в Москве, 1925 г., арх. А.Голубев; дом общества «Динамо» в Москве, 1928-1929 гг., арх. И.Фомин;

дом Госторга в Москве, 1925-1927 гг., арх. Б.Великовский.

По проекту И.Жолтовского строится Госбанк в Москве, 1927-1929 гг., а банк в Иваново-Вознесенске, 1927-1928 гг., - по проекту В.Веснина.

Рабочие клубы стали самыми массовыми сооружениями этого периода, они приняли на себя основные культурно-просветительные функции. Рабочие клубы рассматривались как очаги распространения новой социалистической культуры, центры агитационно-массовой

Проект Дворца Советов в Москве, 1933-1935,

арх. В.Щуко, Б.Иофан, В.Гельфрейх,

скульптор С.Меркуров.

Дом общества «Динамо» в Москве, 1928-1929, арх.И.Фомин

работы, повышения культурного уровня, организации досуга. Распространение получили клубы для трудовых коллективов промышленных предприятий или отраслевых профсоюзов.

По проекту арх. А.Гегелло, Д.Кричевского был построен Дом культуры Московско-Нарвского района в Ленинграде, 1925-1927 гг., с залом на 1920 мест секторной формы.

Дворец рабочего в Харькове (ныне Дворец культуры железнодорожников), 1928-1932 гг., со зрительным залом на 2000 мест также секторной формы построен арх. А.Дмитриевым.

Значителен вклад архитектора К.Мельникова в проектирование и строительство клубов, по его проектам осуществлено строительство шести клубов в Москве и Подмосковье: клуб

завода им.Русакова, 1927 г., клуб «Свобода», клуб «Буревестник», клуб «Каучук», клуб

им.Фрунзе в Москве, клуб Дулевского фарфорового завода под Москвой. В каждом проекту задуманы интересные варианты трансформации помещений.

Клуб им.Зуева в Москве, 1927-1929 гг., построен по проекту арх. И.Голосова.

Арх. А.Буров построил в Москве Объединенный клуб фабрик «Ява», «Дукат», «Большевик», разработал проекты рабочих клубов для Москвы, Твери, Хабаровска, Киева, Минска.

По проекту братьев Весниных построен Дворец культуры Пролетарского района Москвы (завода им. Лихачева)

Интересную глубинную пространственную композицию предложил для Дворца культуры металлистов в Днепропетровске арх. А.Красносельский, 1926 г. Автор мастерски соединил классицистическую схему планировки дворцового комплекса и конструктивистскую трактовку деталей фасада.

Рабочий клуб им. Русакова

в Москве, 1927-1928,

арх. К.Мельников

Клуб им.Зуева в Москве, 1929, арх. И.Голосов

Архитектуру рабочего клуба в предместье Кременчуга – Крюкове, 1925-1926 гг., арх. Ф.Мазуленко, определяют формы, навеянные украинским деревянным зодчеством.

Одним из лучших является клуб строителей им. М.Горького, сооруженный в Харькове, 1928 г., арх. И.Малоземов, И.Милинис, Я.Штейнберг.

Дворец культуры в Харькове,

1927-1932, арх. А.Дмитриев

Дворец труда им.Ильича

в Днепропетровске,

1926-1932,

арх. А.Красносельский

Интересными были эксперименты в области архитектуры театральных зданий.

Арх. М.Бархин, С.Вахтангов в содружестве с режиссером-новатором В.Мейерхольдом

разработали проект нового театра на 2000 зрителей, 1931-1932 гг., где предусматривались возможности трансформации сцены и перемещения ее по залу.

Одним из немногих построенных в тот период театров стал оперно-драматический театр в Ростове-на-Дону, 1930 г., арх. В.Щуко, В.Гельфрейх. Он имел два зала – на 2500 и 800 зрителей.

Театр в Ростове-на-Дону, 1930, арх. В.Щуко, В.Гельфрейх

Для конкурсных программ проектирования театров того времени была популярна программа нового типа зрелищного сооружения – театра массового действа. В 1930-1931 гг. проводился международный конкурс на проект театра «массового музыкального действа» в Харькове с залом на 4000-6000 зрителей, победителями стали архитекторы братья Веснины. Овальный в плане зрительный зал решен одним объемом, предусматривалась возможность увеличивать его вместимость с 4000 до 6000 зрителей и изменять размеры сцены. Сцену можно было использовать не только для театральных представлений, но и для прохождения демонстрантов и танков с улицы через авансцену. Проект отличался простотой и четкостью архитектурной композиции.

Проводился конкурс на проект массового театра в Иваново-Вознесенске с залами на 2500 и 500 зрителей, 1931г., победил проект И.Голосова. Здание построено по проекту арх.А.Власова.

К этому же времени относятся конкурсы на проект синтетического театра для Свердловска на 4000-8000 зрителей, театра МОСПС на 2500 зрителей, театра им.В.Немировича-Данченко на 1600 зрителей в Москве. Однако реализация проектов была невелика. Идеи театра массового действа претерпевают кризис, и во второй половине 1930-х гг. программы на проектирование театральных зданий изменяются в сторону уменьшения вместимости театрального зала и использования традиционной портальной сцены.

Первое в советское время здание цирка построено в Иваново-Вознесенске, 1931-1933 гг., арх. С.Минофьев, инж. Б.Лопатин. А первый планетарий - в Москве на 1440 зрительских мест, 1927-1929 гг., арх. М.Барщ, М.Синявский.

Интересны своей конструктивистской архитектурой крупные типографско-издательские здания - комбинат «Правда», 1930-1935 гг., арх. П.Голосов, и комбинат газеты «Известия», 1925-1927 гг., арх. Г.Бархин при участии М.Бархина, в Москве.

Большие масштабы приобретает в рассматриваемый период строительство фабрик-кухонь, крупных универмагов, бань-бассейнов, учебных зданий, школ, рабфаков, институтов, научных институтов, спортивных сооружений, детских учреждений, больниц, санаториев, выставочных зданий.

В разработке крупных общественных зданий значительную роль сыграли проектные предложения И.Леонидова. Его дипломный проект «Институт библиотековедения им. В.И.Ленина на Ленинских горах в Москве», 1927 г., стал вехой в развитии советской архитектуры. В проекте многоэтажного здания Дома Центросоюза в Москве, 1928 г., благодаря использованию каркасного решения он создает универсальные поэтажные пространства без коридоров. В проекте Дома промышленности, 1929-1930 гг., он развивает идею новой пространственной организации рабочих мест для служащих. На каждом этаже многоэтажного корпуса создает рабочие залы без перегородок, где функциональное зонирование осуществляется с помощью подвижной конторской мебели. Рядом с залом для работы имеется зона отдыха – зимний сад. Кроме того, один этаж открыт и превращен в террасу-сад, для этих же целей служит плоская кровля. Предложенная И.Леонидовым идея гибкого использования пространства предвосхитила сегодняшние принципы организации деловых зданий.

Дипломный проект И.Леонидова «Институт библиотековедения

им.В.И.Ленина на Ленинских горах в Москве», 1927

Конкурсный проект здания

Центросоюза (Центрального

совета профсоюзов) в Москве,

арх. И.Леонидов

Второй временный мавзолей В.И.Ленина, 1924,

арх. А.Щусев

Мавзолей В.И.Ленина на Красной площади в Москве, 1929-1930,

арх. А.Щусев.

Своеобразным итогом развития новаторских архитектурных направлений в советской архитектуре 1920-х гг. стало сооружение мавзолея В.И.Ленина на Красной площади в Москве. В 1924 г. у Кремлевской стены по проекту А.Щусева был сооружен временный деревянный мавзолей. В том же году был сооружен монументальный деревянный мавзолей, уже объединенный с трибуной для деятелей партии и государства. Приветствующих участников демонстраций и военных парадов.

В каменном мавзолее, 1929-1930 гг., А.Щусев сохранил общее ярусное решение, создал монументальную, строгую и торжественную композицию, образ которой определил современный облик древнего ансамбля площади. Мавзолей с главной трибуной страны расположился у подножия Сенатской башни Кремля на центральной поперечной оси площади и стал ее смысловым и композиционным центром.

Конструкция мавзолея – железобетонный каркас с кирпичным заполнением стен, которые облицованы полированным красным гранитом. В наружной и внутренней отделке мавзолея применены многие породы естественного камня – мрамор, лабрадорит, гранит, порфир. По сравнению с деревянным у каменного мавзолея более крупно расчленены уступы и по абсолютным размерам он больше: длина по фасаду равна 24 м, высота – 12 м. Венчающая часть смещена ближе к Кремлевской стене, что подчеркивает композиционное единство сложившегося разновременного архитектурного ансамбля.

В связи со строительством гранитного мавзолея были проведены работы по реконструкции Красной площади: устроены трибуны из гранита на 10 тыс. человек (арх. И.Француз). Булыжное покрытие заменили гранитной брусчаткой. Памятник Минину и Пожарскому был перенесен к храму Василия Блаженного и развернут лицом к потоку демонстрации. Произведена перепланировка братских могил у Кремлевской стены. Реставрирована Кремлевская стена между Спасской и угловой Арсенальной башнями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: