В первые послереволюционные годы произошел спад промышленного развития России. Период 1917-1925 гг. стал временем восстановления разрушенного войной и интервенцией хозяйства, объемы нового строительства были невелики. В 1926-1932 гг. начинается широкая реконструкция и новое строительство.
В связи с разворачивающимся строительством появилась настоятельная потребность в собственных архитектурных кадрах. В 1918 г. Профессор А.Кузнецов организовал при МВТУ архитектурное отделение, затем факультет фабрично-заводского строительства. Преподаванием занимались Л.Веснин, В.Веснин, И.Рыльский и др. Выпускники – известные архитекторы А.Варгазин, И.Николаев, Н.Морозов, В.Мовчан, Г.Орлов, Е.Попов, А.Фисенко.
Факультет был преобразован в институт промышленного строительства, введена соответствующая специализация в МАрхИ, созданы вузы подобного направления во многих городах.
Восстановление хозяйства началось со строительства электростанций. В 1918-1919 гг.
сооружены 50, а в последующие два года – еще 220 малых электростанций. Среди энергетических объектов имеются яркие образцы архитектуры. Это Шатурская тепловая ЭС, 1920-1925 гг., главный инженер Г.Красин, арх. В.Дубровский, И.Буров, В.Бржостовский; МоГЭС в Москве со зданием котельной, арх. И.Жолтовский; Штеровская ГРЭС на Донбассе, 1921-1927 гг.; крупнейшая в то время Волховская ГЭС, 1918-1926 гг., общее руководство инж. Г.Графтио, арх. О.Мунц, акад. В.Покровский, Н.Гундобин, инж. А.Тихомиров. В составе Волховского гидроузла сооружены водосливная плотина длиной 210 м, здание гидроэлектростанции длиной 200 м, судоходный шлюз, улучшено судоходство на порожистой реке, начато строительство города Волхов.
|
|
Государственным планом электрификации России (ГОЭЛРО), принятым на УШ Всероссийском съезде советов в 1920 г., предусматривалось строительство в течение 10-15 лет 20 тепловых и 10 гидравлических электростанций общей мощностью 1,5 млн. кВт.час. с тем, чтобы превзойти довоенный уровень в 2 раза. К 1932 г. было построено уже не 30, а 46 электростанций. Среди них - крупнейшая в Европе Днепровская ГЭС им. В.И.Ленина общей мощностью 558 тыс.кВт.
В послереволюционные годы возникают машиностроительная, химическая, энергетическая отрасли промышленности и разнообразные типы производственных зданий, возводимых из новых конструкций и материалов. Значительна доля предприятий легкой промышленности (текстильных фабрик) и строительных материалов (цементных, стекольных заводов и др.). Среди них такие крупные объекты, как текстильная фабрика «Красная талка» в Иваново, 1928-1929 гг., арх. Б.Гладков, И.Николаев. Фабрика представляет собой двухэтажное здание из железобетонных конструкций, с ленточным остеклением, помещения сгруппированы поэтажно в соответствии с технологическим назначением. В торцах здания расположены бытовые помещения. В Ивантеевке под Москвой, 1930 г., была построена крупная трикотажная фабрика, арх.. Г.Гольц, И.Соболев, М.Парусников, консультант И.Жолтовский, а также текстильные комбинаты в Ташкенте, Барнауле и за границей – в Турции, в городе Кайсери, арх. И.Николаев.
|
|
По проекту талантливого инженера В.Шухова было осуществлено строительство стальной радиобашни высотой 148 м на Шаболовке в Москве, 1922 г.
Радиобашня на Шаболовке
в Москве, 1922,
инж. В.Г.Шухов
Для новых научно-исследовательских институтов в Москве были построены специальные здания - Центрального аэро-гидродинамического института (ЦАГИ), арх. А.Фисенко, и Всесоюзного электротехнического института (ВЭИ), 1928-1930, арх. А.Фисенко, И.Николаев, В. и Г.Мовчаны, Л.Мейльман, руководитель А.Кузнецов.
На Х1У съезде ВКП(б) в 1925 г. был принят курс на индустриализацию страны, а на У съезде Советов в 1927 г. утвержден первый пятилетний план развития страны. Масштабы строительства требовали изменения организации проектного дела. К 1930 г. созданы крупные специализированные проектные институты Теплопроект,
Волховская гидроэлектростанция, арх. О.Мунц, В.Покровский, Н.Гундобин, инж.А.Тихомирова, общее руководство инж. Г.Графтио.
Здание котельной МОГЭС
в Москве, арх. И.Жолтовский
Гидроэнергопроект, Гипромез, Гипромаш, Госпроектстрой и др. Стало возможным отказаться от приобретения проектов за границей.
К рассматриваемому периоду относится строительство Уральского завода тяжелого машиностроения (Уралмаш) в Свердловске, введенного в строй в 1933 г., арх. П.Робочевский, И.Антонов, Е.Балакшин, Н.Пономарев, М.Рейсшер, инж. В.Фидлер, Н.Зарицкий, Г.Михайлов. Был создан новый тип многопролетного здания с двускатной шедовой кровлей, применены сборные железобетонные конструкции.
Строительство Магнитогорского металлургического комбината было начато у горы Магнитной на Урале. Комбинат образует замкнутый производственный цикл с собственным горнорудным хозяйством, обогатительными и агломерационными фабриками, коксовым цехом, доменным цехом, мартеновским цехом, теплоэлектроцентралью, вспомогательными цехами, сортопрокатными цехами. Занимает несколько сотен гектаров.
Построены автомобильные, тракторные заводы в Москве, Нижнем Новгороде, Сталинграде, Ростове-на-Дону, Челябинске. Возведены металлургический комбинат «Запорожсталь», Новокраматорский машиностроительный, Луганский паровозостроительный, Волховский алюминиевый заводы, трубопрокатные заводы в Днепропетровске, Жданове, крупные текстильные предприятия, маслозаводы, хлебозаводы, элеваторы и др.
Районная электростанция в Киеве, 1926-1930, арх. М.Парусников, Г.Гольц
ГРЭС в Иваново. Общий вид здания.
Создание гидроэлектростанции имени В.И.Ленина на Днепре – выдающееся событие в советской промышленной архитектуре. Построена в Запорожье в 1927-1932 гг., являлась крупнейшей в Европе (мощность – 558 тыс.кВт). Архитектурный проект разработан В.Весниным, Н.Колли, Г.Орловым, С.Андреевским в стиле конструктивизм. Общее руководство строительством осуществляли академики А.Винтер и Б.Веденеев, разработку инженерной части гидротехнического комплекса – проф. А.Александров.
В комплексе ДнепроГЭСа – дугообразная плотина с проходящей по ней автострадой, здание электростанции длиной 250 м и шириной 20 м, трехкамерный шлюз для пропуска судов, пробитый в гранитных скалах левого берега. Плотина сооружена из железобетона с прямоугольными устоями (быками), по быкам плотины проложен металлический мост для
|
|
автодорожной магистрали, соединяющей берега Днепра, на втором ярусе – служебный мост с механизмами для маневрирования затворами шлюзов. В здании машинного зала
Текстильная фабрика «Красная Талка» в Иваново, 1928-1929, арх. Б.Гладков, И.Николаев.
Хлебозавод им.10-летия Октября в Ленинграде.
Общий вид.
Уральский завод тяжелого машиностроения в Свердловске, 1928-1933.
Цех металлургического завода «Запорожсталь» в Запорожье, 1931-1932.
Электротехнический институт (ВЭИ) в Москве, 1929, арх. А.Фисенко, И.Николаев, В. и Г.Мовчан, Л.Мейльман.
Гараж «Интурист»
в Москве,
арх. К.Мельников
Днепровская гидроэлектростанция им. В.И.Ленина, 1927-1932,
арх. В.Веснин, Н.Колли, Г.Орлов, С.Андриевский
электростанции по фасаду устроен горизонтальный остекленный эркер и узкое верхнее горизонтальное окно. Стены выполнены из артикского туфа.
Сооружение ДнепроГЭСа позволило создать энергоемкий промышленный район с алюминиевым, магниевым, ферросплавным заводами, Запорожским металлургическим заводом. Началось строительство города Запорожье, было обеспечено судоходство на всем протяжении Днепра, построена сеть оросительных каналов.
Масштабной стройкой стало сооружение Беломорско-Балтийского судоходного канала протяженностью 227 км. Открыт в 1933 г., сократил путь из Ленинграда в Белое море на 4000 км, включает 19 шлюзов и 15 плотин.
За годы первой пятилетки, 1928-1932 гг., построены 1500 новых промышленных предприятий. Возникли новые города – Магнитогорск, Мончегорск и Хибиногорск, Комсомольск-на-Амуре, Кузнецк, появилась новая форма расселения – промышленно-селитебный район. Выдвинуты новые предложения по социальной и планировочной организации социалистических поселений, чему способствовала градостроительная дискуссия 1929-1930 гг.
Совершенствовалось проектирование генпланов промпредприятий. Разработана широкая номенклатура промышленных зданий для новых отраслей промышленности (энергетической, крупного машиностроения, химической и др.) Определился характер застройки и типы производственных зданий: одноэтажные отдельно стоящие корпуса для черной и цветной металлургии; одноэтажные многопролетные корпуса с внутренними водостоками и продольными световыми фонарями для машиностроения и легкой промышленности. Используется прием блокировки цехов (Первый Государственный подшипниковый завод в Москве, 1929-1931 гг.).
|
|
В строительстве используются новые конструкции и материалы отечественного производства, в том числе и сборный железобетон. Положено начало стандартизации конструкций и деталей, а также стандартизации архитектурно-планировочных решений блоков и зданий.
Архитектурная композиция промышленных сооружений характеризуется динамизмом, асимметричностью, контрастностью в сопоставлении объемов, использованием крупных членений, лаконизмом деталей, отсутствием декора. В функционально-планировочной структуре и архитектурной форме используются новаторские принципы и приемы.