Архитектура промышленных зданий

В первые послереволюционные годы произошел спад промышленного развития России. Период 1917-1925 гг. стал временем восстановления разрушенного войной и интервенцией хозяйства, объемы нового строительства были невелики. В 1926-1932 гг. начинается широкая реконструкция и новое строительство.

В связи с разворачивающимся строительством появилась настоятельная потребность в собственных архитектурных кадрах. В 1918 г. Профессор А.Кузнецов организовал при МВТУ архитектурное отделение, затем факультет фабрично-заводского строительства. Преподаванием занимались Л.Веснин, В.Веснин, И.Рыльский и др. Выпускники – известные архитекторы А.Варгазин, И.Николаев, Н.Морозов, В.Мовчан, Г.Орлов, Е.Попов, А.Фисенко.

Факультет был преобразован в институт промышленного строительства, введена соответствующая специализация в МАрхИ, созданы вузы подобного направления во многих городах.

Восстановление хозяйства началось со строительства электростанций. В 1918-1919 гг.

сооружены 50, а в последующие два года – еще 220 малых электростанций. Среди энергетических объектов имеются яркие образцы архитектуры. Это Шатурская тепловая ЭС, 1920-1925 гг., главный инженер Г.Красин, арх. В.Дубровский, И.Буров, В.Бржостовский; МоГЭС в Москве со зданием котельной, арх. И.Жолтовский; Штеровская ГРЭС на Донбассе, 1921-1927 гг.; крупнейшая в то время Волховская ГЭС, 1918-1926 гг., общее руководство инж. Г.Графтио, арх. О.Мунц, акад. В.Покровский, Н.Гундобин, инж. А.Тихомиров. В составе Волховского гидроузла сооружены водосливная плотина длиной 210 м, здание гидроэлектростанции длиной 200 м, судоходный шлюз, улучшено судоходство на порожистой реке, начато строительство города Волхов.

Государственным планом электрификации России (ГОЭЛРО), принятым на УШ Всероссийском съезде советов в 1920 г., предусматривалось строительство в течение 10-15 лет 20 тепловых и 10 гидравлических электростанций общей мощностью 1,5 млн. кВт.час. с тем, чтобы превзойти довоенный уровень в 2 раза. К 1932 г. было построено уже не 30, а 46 электростанций. Среди них - крупнейшая в Европе Днепровская ГЭС им. В.И.Ленина общей мощностью 558 тыс.кВт.

В послереволюционные годы возникают машиностроительная, химическая, энергетическая отрасли промышленности и разнообразные типы производственных зданий, возводимых из новых конструкций и материалов. Значительна доля предприятий легкой промышленности (текстильных фабрик) и строительных материалов (цементных, стекольных заводов и др.). Среди них такие крупные объекты, как текстильная фабрика «Красная талка» в Иваново, 1928-1929 гг., арх. Б.Гладков, И.Николаев. Фабрика представляет собой двухэтажное здание из железобетонных конструкций, с ленточным остеклением, помещения сгруппированы поэтажно в соответствии с технологическим назначением. В торцах здания расположены бытовые помещения. В Ивантеевке под Москвой, 1930 г., была построена крупная трикотажная фабрика, арх.. Г.Гольц, И.Соболев, М.Парусников, консультант И.Жолтовский, а также текстильные комбинаты в Ташкенте, Барнауле и за границей – в Турции, в городе Кайсери, арх. И.Николаев.

По проекту талантливого инженера В.Шухова было осуществлено строительство стальной радиобашни высотой 148 м на Шаболовке в Москве, 1922 г.

Радиобашня на Шаболовке

в Москве, 1922,

инж. В.Г.Шухов

Для новых научно-исследовательских институтов в Москве были построены специальные здания - Центрального аэро-гидродинамического института (ЦАГИ), арх. А.Фисенко, и Всесоюзного электротехнического института (ВЭИ), 1928-1930, арх. А.Фисенко, И.Николаев, В. и Г.Мовчаны, Л.Мейльман, руководитель А.Кузнецов.

На Х1У съезде ВКП(б) в 1925 г. был принят курс на индустриализацию страны, а на У съезде Советов в 1927 г. утвержден первый пятилетний план развития страны. Масштабы строительства требовали изменения организации проектного дела. К 1930 г. созданы крупные специализированные проектные институты Теплопроект,

Волховская гидроэлектростанция, арх. О.Мунц, В.Покровский, Н.Гундобин, инж.А.Тихомирова, общее руководство инж. Г.Графтио.

Здание котельной МОГЭС

в Москве, арх. И.Жолтовский

Гидроэнергопроект, Гипромез, Гипромаш, Госпроектстрой и др. Стало возможным отказаться от приобретения проектов за границей.

К рассматриваемому периоду относится строительство Уральского завода тяжелого машиностроения (Уралмаш) в Свердловске, введенного в строй в 1933 г., арх. П.Робочевский, И.Антонов, Е.Балакшин, Н.Пономарев, М.Рейсшер, инж. В.Фидлер, Н.Зарицкий, Г.Михайлов. Был создан новый тип многопролетного здания с двускатной шедовой кровлей, применены сборные железобетонные конструкции.

Строительство Магнитогорского металлургического комбината было начато у горы Магнитной на Урале. Комбинат образует замкнутый производственный цикл с собственным горнорудным хозяйством, обогатительными и агломерационными фабриками, коксовым цехом, доменным цехом, мартеновским цехом, теплоэлектроцентралью, вспомогательными цехами, сортопрокатными цехами. Занимает несколько сотен гектаров.

Построены автомобильные, тракторные заводы в Москве, Нижнем Новгороде, Сталинграде, Ростове-на-Дону, Челябинске. Возведены металлургический комбинат «Запорожсталь», Новокраматорский машиностроительный, Луганский паровозостроительный, Волховский алюминиевый заводы, трубопрокатные заводы в Днепропетровске, Жданове, крупные текстильные предприятия, маслозаводы, хлебозаводы, элеваторы и др.

Районная электростанция в Киеве, 1926-1930, арх. М.Парусников, Г.Гольц

ГРЭС в Иваново. Общий вид здания.

Создание гидроэлектростанции имени В.И.Ленина на Днепре – выдающееся событие в советской промышленной архитектуре. Построена в Запорожье в 1927-1932 гг., являлась крупнейшей в Европе (мощность – 558 тыс.кВт). Архитектурный проект разработан В.Весниным, Н.Колли, Г.Орловым, С.Андреевским в стиле конструктивизм. Общее руководство строительством осуществляли академики А.Винтер и Б.Веденеев, разработку инженерной части гидротехнического комплекса – проф. А.Александров.

В комплексе ДнепроГЭСа – дугообразная плотина с проходящей по ней автострадой, здание электростанции длиной 250 м и шириной 20 м, трехкамерный шлюз для пропуска судов, пробитый в гранитных скалах левого берега. Плотина сооружена из железобетона с прямоугольными устоями (быками), по быкам плотины проложен металлический мост для

автодорожной магистрали, соединяющей берега Днепра, на втором ярусе – служебный мост с механизмами для маневрирования затворами шлюзов. В здании машинного зала

Текстильная фабрика «Красная Талка» в Иваново, 1928-1929, арх. Б.Гладков, И.Николаев.

Хлебозавод им.10-летия Октября в Ленинграде.

Общий вид.

Уральский завод тяжелого машиностроения в Свердловске, 1928-1933.

Цех металлургического завода «Запорожсталь» в Запорожье, 1931-1932.

Электротехнический институт (ВЭИ) в Москве, 1929, арх. А.Фисенко, И.Николаев, В. и Г.Мовчан, Л.Мейльман.

Гараж «Интурист»

в Москве,

арх. К.Мельников

Днепровская гидроэлектростанция им. В.И.Ленина, 1927-1932,

арх. В.Веснин, Н.Колли, Г.Орлов, С.Андриевский

электростанции по фасаду устроен горизонтальный остекленный эркер и узкое верхнее горизонтальное окно. Стены выполнены из артикского туфа.

Сооружение ДнепроГЭСа позволило создать энергоемкий промышленный район с алюминиевым, магниевым, ферросплавным заводами, Запорожским металлургическим заводом. Началось строительство города Запорожье, было обеспечено судоходство на всем протяжении Днепра, построена сеть оросительных каналов.

Масштабной стройкой стало сооружение Беломорско-Балтийского судоходного канала протяженностью 227 км. Открыт в 1933 г., сократил путь из Ленинграда в Белое море на 4000 км, включает 19 шлюзов и 15 плотин.

За годы первой пятилетки, 1928-1932 гг., построены 1500 новых промышленных предприятий. Возникли новые города – Магнитогорск, Мончегорск и Хибиногорск, Комсомольск-на-Амуре, Кузнецк, появилась новая форма расселения – промышленно-селитебный район. Выдвинуты новые предложения по социальной и планировочной организации социалистических поселений, чему способствовала градостроительная дискуссия 1929-1930 гг.

Совершенствовалось проектирование генпланов промпредприятий. Разработана широкая номенклатура промышленных зданий для новых отраслей промышленности (энергетической, крупного машиностроения, химической и др.) Определился характер застройки и типы производственных зданий: одноэтажные отдельно стоящие корпуса для черной и цветной металлургии; одноэтажные многопролетные корпуса с внутренними водостоками и продольными световыми фонарями для машиностроения и легкой промышленности. Используется прием блокировки цехов (Первый Государственный подшипниковый завод в Москве, 1929-1931 гг.).

В строительстве используются новые конструкции и материалы отечественного производства, в том числе и сборный железобетон. Положено начало стандартизации конструкций и деталей, а также стандартизации архитектурно-планировочных решений блоков и зданий.

Архитектурная композиция промышленных сооружений характеризуется динамизмом, асимметричностью, контрастностью в сопоставлении объемов, использованием крупных членений, лаконизмом деталей, отсутствием декора. В функционально-планировочной структуре и архитектурной форме используются новаторские принципы и приемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: