Архитектурное образование, творческие группировки

Разнообразны поиски группировок и организаций украинских архитекторов в послереволюционные годы – от создания современной национальной архитектуры на основе использования приемов и форм украинского барокко до усвоения принципов конструктивизма.

В состав группировки АРМУ (Асоціація революційного мистецтва України), 1925 г., входили архитекторы П.Алешин, В.Рыков, В Троценко, В.Заболотный, М.Гречина, считавшие, что для создания современного архитектурного стиля необходимо использовать традиционные конструкции и композиционные особенности народной архитектуры, например, при строительстве малоэтажных рабочих поселков.

Члены группировки АХЧУ (Асоціація художників Червоної України), 1923 г., Д.Дяченко, К.Мощенко в поисках национального своеобразия ориентировались на украинское барокко. Характерно в этом отношении построенное архитектором Д.Дяченко здание Лесотехнического факультета сельскохозяйственной Академии в Киеве, 1925-1927 гг.

В 1928 г. в Харькове создано первое в то время на Украине творческое объединение ТСАУ (Товарищество современных архитекторов Украины) на позициях конструктивизма. Группировка насчитывала до 15 человек, лидерами были Я.Штейнберг, И.Малоземов. Затем появились филиалы ТСАУ в Киеве (лидер М.Холостенко) и Одессе. Сторонники ТСАУ писали статьи в левый журнал «Нова генерація» (1927-1930 гг.), участвовали в 1-й конференции ОСА в Москве в 1928 г.

Кредо сторонников объединения ТСАУ – использование функционального метода проектирования. Функция понималась как единство утилитарных и идейно-художественных заданий и вместе с конструкцией составляла основу создания формы.

До революции на Украине не было высших архитектурных учебных заведений, но в Киеве, Харькове, Одессе существовали училища, готовившие помощников архитекторов. Получить высшее образование по специальности можно было в Москве, Петербурге или Риге.

В 1918 г. в Одессе на базе архитектурного отделения художественного училища был создан Архитектурный институт. Здесь преподавали арх. Е.Шретер, М.Покорный. Арх. Е.Шретер внедрял программу Петербургской Академии художеств. С 1922 г. институт был преобразован в архитектурный факультет Одесского художественного института.

В Одессе был создан Южный филиал Левого фронта искусств – «Юголеф». Это способствовало усилению влияния конструктивизма в искусстве и архитектуре. Многие студенческие проекты 1920-1930-х годов выполнялись в стиле конструктивизм. В то же время Одесское архитектурное общество выступало за создание национального стиля в духе украинского барокко, оппозицию ему составляла группа ОСАУ (филиал ОСА). Такое положение сохранялось до отъезда в Москву литераторов, художников и студентов-архитекторов – сторонников новаторских направлений в искусстве.

Киевское художественное училище с 1918 г. было преобразовано в Архитектурный институт. Кроме того в 1919 г. была создана Украинская государственная Академия художеств. На основе этих учебных заведений в 1924 г. был создан Киевский государственный художественный институт. В 1927 г. здесь было 5 факультетов, в том числе и архитектурный, и обучалось 800 студентов. Преподавали известные архитекторы П.Алешин, М.Вербицкий, В.Рыков, В.Кричевский, ректором стал Д.Дяченко.

Борьба течений и новые архитектурные направления проникают в стены и этого учебного заведения, ведутся поиски новых принципов художественного воспитания, сближения разных видов искусства – архитектуры, монументальной живописи и скульптуры, усиливается внимание к производственному искусству – искусству бытовой вещи. Вводится

Здание Госпрома в Харькове, 1925-1930, арх. С.Серафимов,

М.Фельгер, С.Кравец и др.

Площадь Ф.Э.Дзержинского

в Харькове.

Генеральный план,

арх. В.Троценко.

новый курс формально-технических дисциплин (объем, пространство, цвет, художественные возможности разных материалов). Все больше студентов-архитекторов отказываются работать в традиционных исторических стилях. Характерны в этом отношении дипломные проекты Я.Штейнберга, И.Малоземова в конструктивистском духе.

В 1930 г. проведена реформа высшего образования и Киевский художественный институт был реорганизован.

Харьковский художественный техникум в 1927 г. был преобразован в Художественный институт, где преподавали архитекторы В.Проценко, Б.Перетяткович. Несмотря на попытки внедрения в учебный процесс элементов традиционного украинского стиля, студенты приходят к конструктивизму. В 1929 г. лишь один дипломный проект из двадцати выполнен в классических формах.

Большой резонанс среди архитектурной общественности имели конкурсы на проекты здания Госпрома и почтамта в новой столице Украины – Харькове и фасадов железнодорожного вокзала в Киеве.

Строительство Дома государственной промышленности (Госпрома) в Харькове было осуществлено в 1925-1929 гг., арх. С.С.Серафимов, М.Д.Фельгер, С.М.Кравец. Архитектура здания имеет новаторский характер. Здание располагается на круглой площади и состоит из девяти корпусов, лучами расходящихся по радиусам. Между корпусами устроены два проезда, а корпуса соединены над проездами переходами по шестому этажу. Здание предназначалось для размещения управлений республиканских трестов различных отраслей промышленности и государственного банка. В здании имеются рабочие комнаты, библиотека на 200 тыс. томов, читальные залы, столовая, залы собраний на 250 и 1000 мест. Максимальная этажность здания – 11 этажей, высота – 63 м. Конструкции – монолитные железобетонные рамы. Архитектура современна и лаконична, здание поражает размахом и монументальностью.

Позднее на круглой площади Харькова (арх. В.Троценко) были построены в той же стилистике еще два крупных здания - Дом проектных организаций, 1930-1934 гг., арх. С.Серафимов, М.Зандберг-Серафимова, и Дом промышленной кооперации, 1929-1934 гг., арх.А.Дмитриев и О.Мунц.

Корпус Лесотехнического факультета Сельскохо-зяйственной Академии в Киеве (Голосеево), 1925-1927, арх. Д.М.Дьяченко

Железнодорожный вокзал в Киеве,

1927-1933,

арх. А.Вербицкий

Почтамт в Харькове, 1928-1929, арх. А.Мордвинов

Новаторский характер имело здание харьковского почтамта, построенное по конкурсному проекту архитектора А.Мордвинова в 1928 г.

По условиям конкурса фасад железнодорожного вокзала в Киеве должен был быть современным по формам, но иметь элементы украинского стиля. На первом этапе конкурса первое место было присуждено проекту киевского архитектора А.Вербицкого (при участии П.Алешина). Проекты А.Вербицкого и Д.Дяченко были подвергнуты критике в журнале конструктивистов «Современная архитектура» (СА) и следующие этапы конкурса проводились с привлечением московских и ленинградских архитекторов.

На заключительном этапе А.Вербицкий представил два варианта проекта – в упрощенных барочных формах и в духе современной железобетонной архитектуры. Предпочтение жюри было отдано барочному варианту, по которому и было осуществлено строительство. Сам же А.Вербицкий выступил с открытым письмом в журнале СА о его личном предпочтении в отношении железобетонного варианта, что свидетельствует об изменении творческих воззрений украинских архитекторов.

Победа новаторского направления в украинской архитектуре была закреплена результатами международного конкурса на проект театра музыкального действа в Харькове, 1930 г., где первая премия была присуждена братьям Весниным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: