Религиозная концепция мира в средневековой христианской философии. Теоцентризм. А Блаженный, Ф. Аквинский

Основной духовной предпосылкой христианской философии явилось христианское откровение, изложенное в «вечной книге» - «Библии», и в античной философии (Платон и Аристотель). Главным образом их учение о бытии, боге и человеке. Бог («theos» - греч.) объявляется центром мироздания. Теоцентризм – основная черта христианской философии. Природа и человек объявляются творением Бога, поэтомы Космос не играет такой роли, как в античной философии. В христианской философии Бог выступает как всевышний и творец мира. Основное внимание направлено на познание Бога и человеческой души, связывающей человека с Богом. С точки зрения христианской философии подлинным бытием обладает только Бог. Он вечен, неизменен, ни от чего не зависит и является источником всего сущего. Эту идею с особой силой выразил Августин Аврелий (Блаженный) (354-430 гг). Он явился основоположником хрисианской философии и одним из наиболее видных представителей патристики (учение отцов церкви). Для него истинная философия и истинная религия – одно и тоже. Основные сочинения Августина: «О граде Божием», «Исповедь». Философское обоснование христианства Августин пытался найти в философии палтона. Он гворил, что «Идеи Платона – мысли творца перед актом творения». Августин и другие христианские философы исходили из того, что познать Бога можно только верой, ее способностью приблизиться к Богу. Разумом Бога понять нельзя.

Наряду с патристикой важнейшим направлением средневековой христианской философии является схоластика («schola» - лат. школа красноречия). Главное здесь – доказательство бытия Бога. Схоластика всецело основывалась на догматах «Библии» и была направлена на их обоснование. Выдающимся представителем и систематизатором был Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Его труды: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников». Фома Аквинский развил своё учение о бытии. Главное в нем – доказательство бытия Бога как высшего начала. Бог трактуется как чистое бытие. Он не связан никакой материей, ни от чего не зависит и творит мир своей волей. Сотворенные же им вещи обладаютт разным бытием. Фома Аквинский говорил о четырех видах бытия и разной степени их одухотворенности: 1. Неорганическая природа. 2. Растительный мир. 3. Животный мир. 4. Бытие человека. Бытие человека является наиболее одухотворенным, оно проявляется в единстве бессмертной души и тела. Душа самостоятельна и не умирает вместе с телом, она главное в человеке и составляет его суть. Человек лелеет, чувствует, обогощает волей все эти проявления его души. Душа сближает его с Богом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: