Высотные здания Москвы

В 1947 г. принято специальное правительственное решение о строительстве в Москве высотных зданий. Появление новой многоэтажной застройки привело к утрате живописного силуэта Москвы, возникла угроза обезличивания архитектурного образа города. А строительство высотных зданий способствовало формированию нового выразительного силуэта и крупного масштаба столичного города, образованию новых композиционных центров и ориентиров, подчеркивало характерный холмистый рельеф Москвы.

Кроме того в Москве не было памятников или объектов, отразивших подвиг народа в Великой Отечественной войне, и эту роль могли выполнить новые высотные здания. Предполагаемое строительство Дворца Советов также требовало поддержки его силуэта высотными доминантами. Схема расположения высотных зданий разработана под руководством главного архитектора Москвы Д.Чечулина. Они размещены в важных планировочных узлах города, на пересечении радиальных магистралей с Садовым кольцом и Москвой-рекой, на Ленинских горах.

Требования к архитектурно-композиционным решениям – оригинальность пропорций и силуэта, не должны повторяться образцы известных за границей многоэтажных зданий. Было принято решение проектировать здания в едином ключе в виде башенных композиций с шатровым завершением. Тогдашний глава государства И.В.Сталин лично интересовался ходом проектирования и строительства и отдавал распоряжения о дополнительном финансировании шпилевидных завершений высотных зданий и скульптурной символики фасадов.

Для осуществления строительства потребовалось разрешение инженерно-строительных проблем, применение новых систем каркасов и фундаментов, крупнопанельных заполнений стен и покрытий, стойких облицовочных материалов, совершенных систем санитарно-технического обслуживания.

В 1948-1956 гг. построены:

-административное здание на Смоленской площади, архитекторы В.Гельфрейх, М.Минкус, инженер Г.Лимановский;

-жилой дом на площади Восстания, архитекторы М.Посохин, А.Мндоянц, инженер И.Вохомский;

-административное здание на Лермонтовской площади, архитекторы А.Душкин, Б.Мезенцев, инженер В.Абрамов;

-гостиница «Ленинградская» на Комсомольской площади, архитекторы Л.Поляков, А.Борецкий;

-гостиница «Украина» в излучине Москвы-реки, архитекторы А.Мордвинов, В.Олтаржевский;

-22-этажный жилой дом высотой 170 м на Котельнической набережной у слияния Москвы-реки и Яузы, архитекторы Д.Чечулин, А.Ростковский, инженер Л.Гохман;

-здание Московского Государственного университета (МГУ) на Ленинских горах, архитекторы Л.Руднев, С.Чернышев, П.Абросимов, А.Хряков, инженер В.Насонов, озеленение комплекса МГУ и городских подходов к комплексу – архитекторы М.Коржев и М.Прохорова.

Московский Государственный Университет на Ленинских горах, 1953, архитекторы Л.Руднев, С.Чернышев, П.Абросимов, А.Хряков, инж. В.Насонов

Комплекс зданий МГУ на Ленинских горах – наиболее значительный по объему и градо-строительной роли среди высотных зданий, 1949-1953 гг. Площадь терри-тории – 167,4 га. Ансамбль состоит из 27 основных и 10 обслуживаю-щих зданий, вклю-чает парк, ботани-ческий сад и др. Широкий пространственный размах соответствует размерам нового района города.

Учебный сектор университета – более тысячи лабораторий, сотни аудиторий и научных кабинетов, читальные залы, музеи, библиотеки.

Культурно-бытовой сектор – жилье для нескольких тысяч студентов, аспирантов, преподавателей, столовые, клубные и театральные помещения, спортзалы, плавательный бассейн.

Композиционное ядро – главное здание с доминирующей высотной частью. В центральном корпусе помещаются географический и геологический факультеты, аудитории механико-математического факультета, общеуниверситетские кафедры, библиотека и др.

Под помещения общественного назначения отведены четыре этажа центрального корпуса и примыкающие объемы клуба и актового зала на 1500 мест. В башне, завершающей высотную часть, размещен музей землеведения.

В боковых крыльях располагаются общежития студентов и аспирантов, квартиры профессорско-преподавательского состава.

В двух отдельно стоящих зданиях размещены физический и химический факультеты. Вытянутые объемы этих корпусов и центрального здания образуют парадный двор – подход со стороны юго-западного района. Подходы со стороны Москвы-реки – система аллей,

Административное здание на Смоленской

площади в Москве, 1952, арх. В.Гельфрейх,

М.Минкус

зеленых партеров и площадей, огромный бассейн с фонтанами, по обеим сторонам бассейна – гранитные бюсты корифеев науки.

К недостаткам комплекса можно отнести объединение в одном высотном сооружении собственно учебных помещений с жильем, что повлекло осложнения с точки зрения планировочной организации сооружения, экономичности, конструктивного устройства и функциональных удобств. Высотное построение центрального корпуса, сложное техническое устройство внесли неудобства в эксплуатацию зданий и привели к возникновению значительной «конструктивной площади». Площадь, занимаемая конструкциями и маскирующим их архитектурным декором в виде столбов, пилонов, раскреповок в здании МГУ достигла 23% от общей площади учебных помещений.

Пышность и разнохарактерность интерьеров, использование ценных отделочных материалов, многообразие разностильных декоративных элементов внесли черты эклектики в архитектуру здания, привели к увеличению стоимости.

Одно из красивейших высотных зданий - административное здание на Смоленской площади (ныне здание Министерства иностранных дел России), архитекторы В.Гельфрейх, М.Минкус, 1952 г. Оно поставлено на оси Бородинского моста, обращено фасадом на Москву-реку. Объемно-пространственная композиция предусматривает постепенное нарастание объемов от боковых шестиэтажных корпусов до центрального 27-этажного объема, увенчанного шатровой башней. Здание имеет двадцать рабочих этажей, протяженность по фасаду – 160 м, высота центральной башни без шатра – 120 м.

В объемно-композиционном решении использованы национальные традиции русской архитектуры - система ярусного построения объемов, созвучие с кремлевским силуэтом, интерпретация мотива зубцов кремлевских стен. Боковые объемы нарочито грузны, их архитектурные элементы, лопатки, пилоны – крупнее по масштабу. Контрастно статичным сделано и основание высотной части. Ярусное построение объемов композиционно подготавливает зрительное облегчение и взлет венчающей башни со шпилем-шатром. Сложные вертикальные элементы изощренно прорисованы и переходят наверху в каменное кружево. Венчание здания в виде шатра появилось через несколько лет после окончания строительства, что придало законченность и остроту силуэту здания.

Здание композиционно организует большой район города и хорошо просматривается, поскольку окружающая застройка ограничена 8-10 этажами. Ограничение было нарушено при строительстве высотной гостиницы «Белград».

В здании на Смоленской площади и других высотных зданиях Москвы проявилась противоречивость творческой направленности послевоенной советской архитектуры. Для их архитектуры характерна подчеркнутая помпезность, идущая вразрез с функциональной, конструктивной, экономической логикой. С другой стороны, высотные здания – грандиозные памятники эпохи с экспрессивными образами, героически приподнятыми и драматичными. С момента завершения этих построек прошло более 50 лет и с этой временной дистанции можно утверждать, что опыт дополнения исторического силуэта Москвы новыми постройками удался.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: