Восстановление разрушенных войной городов

Восстановительное строительство начиналось сразу же после освобождения территории от врага. Уже в начале 1942 г. в освобожденные Волоколамск, Елец, Можайск, Калугу, Наро-Фоминск, Малоярославец, Клин выезжали комплексные восстановительные бригады с участием архитекторов.

Архитекторы высказывались за необходимость заблаговременно готовиться к послевоенному восстановительному строительству, имея в виду его масштабы и темпы, разрабатывать типовые проекты массовых зданий, подчеркивали значение районной планировки и выбора правильного направления работ на первом этапе.

С 1943-1944 гг. началась работа по составлению генеральных планов разрушенных городов. При Академии архитектуры СССР после возвращения ее коллектива из эвакуации были созданы творческие мастерские под руководством ведущих архитекторов (К.Алабян, В.Веснин, М.Гинзбург, Г.Гольц, Л.Руднев, В.Семенов и др.). С образованием Госкомитета по делам архитектуры подобные же мастерские были созданы при Комитете. К руководству этих мастерских были привлечены ведущие архитекторы В.Гельфрейх, А.Щусев и др. В 1944-1945 гг. были созданы республиканские управления и областные отделы архитектуры. Создана система проектных организаций по разработке генпланов и проектов реконструкции городов.

Большие работы по планировке и застройке городов были развернуты в московских институтах Гипрогоре, Горстройпроекте и их филиалах, в Гипрограде и других проектных организациях Украины, Грузии, Армении, Белоруссии, Азербайджана и в республиках Средней Азии. Проекты предусматривали не просто возрождение городов, но и преодоление стихийно сложившихся недостатков в их планировке и застройке. Идея такого подхода содержалась в статье Председателя Президиума Верховного Совета СССР М.И.Калинина «Большая общенародная задача».

В процессе восстановления исправлялись недостатки функционального зонирования и пространственной организации, решались задачи организации транспорта, укрупнялись жилые образования до размеров структурной единицы города с системой культурно-бытового обслуживания. Велись работы по озеленению, обводнению городов, созданию парадных магистралей и новых центров. Центр города понимался как система развитых пространственных композиций, определяющих основные черты городской структуры. Создание больших городских ансамблей стало ведущей идеей этого периода.

Для работы над генпланами и проектами застройки центров городов были привлечены лучшие силы архитекторов. Здесь работали с коллективами коллег К.Алабян (Сталинград), А.Власов (Киев), Г.Гольц (Смоленск), Л.Поляков (Севастополь), А.Щусев (Новгород).

В 1945 г. СНК СССР принял постановление о неотложных мероприятиях по восстановлению 15 старейших русских городов, среди них – Сталинград, Севастополь, Смоленск, Новороссийск, Новгород, Ростов-на-Дону и др. В 1945-1950 гг. по РСФСР разрабатывались генпланы 250 городов. Первоочередные мероприятия были закончены к 1950 г., а весь объем восстановительных работ завершен к 1955 г.

Особенно сложным было восстановление Сталинграда. Город лежал в руинах, только подземные коммуникации кое-где еще сохранились. В 1945 г. К.Алабян, Н.Поляков, Д.Соболев, А.Пожарский, инж. В.Бутягин разработали схему генплана города. Впоследствии она корректировалась главным архитектором города В.Симбирцевым, а в 1950 г. Гипрогором в связи с возникновением новых градообразующих факторов: Волго-Донского канала и Волжской ГЭС. Генплан предусматривал раскрытие города на Волгу, от которой он был раньше отрезан железнодорожными путями, сплошной лентой пристаней, складов, нефтебаз, промышленных предприятий. Промышленные районы, растянувшиеся на десятки километров, объединялись проспектом Ленина. Центр создавался заново, так как ни в дореволюционном Царицыне, ни в довоенном Сталинграде пространственно выраженного центра не было. Параллельно проспекту Ленина создавались еще две магистрали, соединяющие промышленные районы.

Неудобные для строительства крутые, изрезанные оврагами откосы Волги и склоны холмов были отведены под озеленение. Созданы защитные зоны из парков и садов, отделяющие промышленность от жилья. Территория города, растянувшаяся вдоль Волги, разделена зелеными массивами на локальные участки и обрела масштабность. Сложный рельеф позволил создать интересную многоярусную композицию центральной набережной. Архитектурный облик нового города формировался рядом комплексов – ансамбль основных площадей центра, набережные, проспект Ленина, Мамаев курган.

В каждом районе города предусматривался свой местный районный центр, они взаимодействовали друг с другом и общегородским центром. Намечалась, таким образом, пространственная композиция «линейного города».

Важное значение придавалось формированию общегородского центра, в связи с чем в

План центра города

Сталинград. Схема плана города,

Архитекторы К.Алабян,В.Симбирцев,

Н.Поляков, А.Пожарский,

инж. В.Бутягин, 1945.

Сталинград. Проспект им. В.И.Ленина, 1952-1964.

Сталинград. Набережная центральной части города, арх. В.Симбирцев,

И.Фиалко, 1952-1953.

Сталинград. Мемориал на

Мамаевом кургане, скульптор

Е.Вучетич, архитектор

Я.Белопольский.

в конце войны проводился конкурс, давший ряд интересных идей. Центр трактовался как система взаимосвязанных площадей и эспланад, застроенных наиболее значительными сооружениями города. Новым для Сталинграда стало раскрытие центра на реку. Выразителен был проект Г.Гольца, а в окончательном виде застройка центра определилась в проектах В.Симбирцева.

Сложный пространственный комплекс центра был сформирован по поперечной оси города – от вокзальной площади к площадям Дома Советов, Павших борцов, аллее Героев – к парку Победы и пропилеям грандиозной лестницы, ведущей к набережной Волги.

Проект восстановления Севастополя был поручен архитекторам Г. и М.Бархиным. Старый город был отрезан от моря. Только Приморский бульвар с Графской пристанью выходил к воде. Все остальные берега бухт были заняты доками, причалами, пакгаузами, промышленными предприятиями, железнодорожными путями. Город был разобщен Южной и Северной бухтами.

По новому генеральному плану главные магистрали были намечены по ложбинам между гребнями холмов и по террасам, ниспадающим к морю. К воде открывалось полукольцо магистралей с односторонней застройкой. Центром города становился протяженный холм, идущий от Приморского бульвара до Малахова кургана. Поперечные улицы решались в виде лестниц.

Все важные точки плана фиксировались целостными ансамблями (здания панорам двух Севастопольских оборон, военно-морской музей, памятник Ленину, восстановленные

Севастополь. Вид города

с моря.

Севастополь. Синопская лестница.

старые памятники адмиралу Нахимову и Корнилову). Созданы парки и бульвары. Нарочитая приподнятость характера архитек-туры была несколько приглушена самой жизнью, сложностями реализации проекта. В разработках коллектива под руководством архитектора Л.Полякова была реализована начальная идея генплана – раскрытие города к морю, создание выразительных ансамблей, мажор-ный характер городской среды.

Автором проекта восстанов-ления разрушенного древнего города Смоленска стал арх. Г.Гольц. Он поставил задачу «пересмотреть заново всю планировку и устранить ряд серьезных недостатков», сохранив при этом образ города, «выкованный веками». Проект Г.Гольца стал событием в архитектурной жизни. Проектом предлагался сплав нового с историческим, включение всех памятников в новые архитектурные ансамбли. Был создан живописный силуэт будущего Смоленска. К сожалению, смерть прервала работу архитектора над проектом.

Сочетание новой застройки с восстанавливаемыми уникальными памятниками предусматривалось в Новгороде (А.Щусев), Пскове (Н.Баранов), Калинине (Н.Колли). Был восстановлен ампирный центр Полтавы. Возрождение исторических ансамблей Вильнюса, Риги, Таллина и других городов шло параллельно с их дальнейшим развитием. Решительной реконструкцией сопровождалось восстановление города Ростова-на-Дону по генеральному плану, разработанному под руководством В.Семенова.

Восстановление столицы Белорусской ССР Минска стало коренным преобразованием города, тем более что 80% его застройки было разрушено во время войны. В 1944-1945 гг. комиссия архитекторов в составе Н.Колли, И.Лангбарда, А.Мордвинова, В.Бабурова, Б.Рубаненко, В.Семенова и А.Щусева разработала эскиз-идею планировки столицы. Впоследствии проводился ряд конкурсов на проекты центрального ансамбля Минска – проспекта Ленина и другие локальные ансамбли.

Окончательный генплан Минска был разработан белорусскими архитекторами М.Трахтенбергом, М.Андросовым в 1946 г. и утвержден в 1948 г. В основном, сохранена сложившаяся планировочная структура города, но она усовершенствована, поскольку изменились градообразующие факторы города (создание автомобильной, тракторной, велосипедной и станкостроительной промышленности). Главная ось генплана дополнена поперечной магистралью, образованной Могилевским шоссе, запроектированы также обходные кольцевые магистрали.

В довоенном Минске было мало зелени, а протекающая через город река Свислочь летом даже пересыхала. Новый генплан намечал создание озера площадью 30 га в верховьях Свислочи путем устройства запруд. На берегах Свислочи становилось возможным разбить парк культуры и отдыха, улучшить городской ландшафт и микроклимат.

Минск. Проспект Ленина, арх. М.Парусников, М.Барщ,

Г.Баданов, В.Король, М.Осмоловский, 1950-е гг.

Минск. Схема планировки

центра города

Предвокзальная площадь, архитекторы Б.Рубаненко, Л.Голубовский,

А.Корабельников, 1948.

Вследствие крайней нужды в жилье в 1946-1948 гг. вблизи промпредприятий строилось малоэтажное жилье, с 1949 г. строились дома уже в 5-8 этажей.

Проспект Ленина задумывался как пространственный протяженный центр города, соединявший ряд площадей – площадь Ленина, Центральную площадь, парк 30-летия Белорусской ССР и Круглую площадь.

Коренной реконструкции подверглась предвокзальная площадь, ее выразительную композицию создали арх. Б.Рубаненко, Л.Голубовский, С.Корабельников.

Удачно увязана довоенная сдержанная архитектура с подчеркнуто представительной и откровенно классичной новой застройкой центра. В разработке архитектуры центра видную роль сыграли М.Парусников, М.Барщ, Г.Богданов, В.Ершов, В.Король.

Новую трактовку получил Крещатик – центр разрушенного немцами Киева. В широком конкурсе на проект застройки Крещатика приняли участие К.Алабян, А.Власов, В.Гельфрейх, Г.Гольц, М.Парусников, И.Фомин.

Почти все участники предлагали традиционное решение – сплошную застройку обеих сторон улиц. Выделялся проект молодых украинских архитекторов А.Тация и Н.Иванченко, они предлагали устройство сплошного фронта зданий лишь на четной Софийской стороне, а на крутом склоне противоположной стороны – отдельно стоящие жилые и общественные

Послевоенный Крещатик.

Киев. Восстановление и

реконструкция Крещатика.

Архитекторы А.Власов,

А.Добровольский, В.Елизаров, Б.Приймак, А.Заваров, А.Малиновский, инж. И.Скачков

здания с большими разрывами между ними. Этот композиционный прием раскрытия простран-ства улицы на зеленый склон Липок впоследствии был развит А.Власовым при разработке оконча-тельного варианта.

Крещатик стал композици-онной осью центра Киева, соединившей несколько центральных площадей – Бессарабскую, площадь Калинина (ныне Независи-мости), и Комсомольскую площадь (ныне Европейскую). Акцентировалась площадь Калинина, наиболее развитое пространственное ее решение предложил А.Власов. Трактовка Комсомольской площади у разных авторов была различной – как завершение Крещатика или как начало вновь проектируемой части Крещатика, идущей вплоть до Днепра и даже через новый мост на Труханов остров.

В художественно-стилевых исканиях в окончательном варианте возобладала

Киев. Застройка четной стороны Крещатика.

интерпретация и заимствование мотивов национальной украинской архитектуры, преимущественно периода украинского барокко.

В окончательном варианте застройки, созданном в 1949 г. А.Власовым, А.Добровольским, В.Елизаровым, А.Заваровым, А.Малиновским и Б.Приймаком, преодолена концепция плотно обстроенной парадной улицы-коридора. Широкая магистраль с террасно, в разных уровнях расположенными тротуарами, выполняющая роль столичного форума, объединяет пространственную систему площадей с многопланово раскрытым живописным рельефом со стороны Липок.

Ощущение пространственности Крещатика усиливается широкими разрывами и различного рода отступами в застройке нечетной стороны. Здесь многоэтажные, пластически разработанные, украшенные керамическими и лепными уборами здания, связывающие их переходы, арки, гранитные подпорные стенки, лестницы и зелень создают мажорное ощущение и торжественность, величавость столичного центра. Несмотря на некоторую декоративную перегруженность реконструкция Крещатика – бесспорная творческая удача.

Восстановление множества городов в столь краткий срок – героическая страница советской архитектуры. Вдохновенные проекты, во многом оставшиеся на бумаге, тем не менее задали высокий эмоциональный накал и уровень художественности всему потоку проектных исканий. Известны и недостатки, связанные с тогдашней творческой направленностью архитектуры.

Получила развитие наметившаяся в предвоенные годы тенденция излишней монументализации архитектурных форм, архаической стилизации, декоративизма. Эта линия неуклонно нарастала, что не могло не беспокоить наиболее дальновидных архитекторов.

В 1947 г. К.Алабян писал: «В проектной практике некоторых архитекторов за последнее время определилась тенденция, уводящая советскую архитектуру на ложные пути: это увлечение внешней помпезностью в архитектурном творчестве, которое всегда является следствием поверхностного отклика на требования современности». Эта тенденция развивалась в военные годы, и, особенно, в послевоенное десятилетие – в проектах надгробий, обелисков, а затем пантеонов героям войны, проектах восстановления городов с нарочито парадными, симметричными композициями в классическом духе, зачастую с национальными мотивами.

Но в повороте художественного сознания к классическому и национальному наследию

была своя закономерность, связь с общим обращением к национальной истории, героическому прошлому, великим предкам – защитникам родины. Это проявилось во всех видах искусства, и в архитектуре нашло благоприятную подготовленную почву.

Тем не менее лучшие проекты тех лет продолжают искренне волновать эмоциональным звучанием, оптимизмом и высокой художественностью.

В 1946 г. Военный Совет группы советских оккупационных войск в Германии объявил конкурс на монумент в честь Победы и памятник советским воинам. Победил проект архитектора Я.Белопольского и скульптора Е.Вучетича. По их проекту в Трептов-парке в Берлине сооружен ансамбль в память павших советских воинов. Он состоит из скульптурных групп, саркофагов, братской могилы и кургана с главным монументом - фигурой воина - в окружении зеленых партеров, аллей и высокоствольных насаждений.

Берлин, Трептов-парк. Скульптор Е.Вучетич, архитектор Я.Белопольский.

Общий вид мемориала. Памятник советскому воину-освободителю

Пискаревскре мемориальное кладбище в Ленинграде, 1960.

Память о героях и жертвах Великой отечественной войны в послевоенное и последующие десятилетия увековечена в мемориальных комплексах во многих городах Советского Союза. Среди этих памятников – комплекс на Мамаевом кургане в

Волгограде, мемориал в деревне Хатынь в Белоруссии,

мемориальный комплекс в Саласпилсе близ Риги и др. Героическим дням блокады Ленинграда посвящен ансамбль Пискаревского кладбища в Ленинграде, архитекторы А.Васильев, Е.Левинсон, скульпторы В.Исаева, Р.Таурит, Б.Каплянский, М.Вайман, М.Харламова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: