Социологическое исследование - исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.
Социологическое исследование - способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении.
Инструментарий социологического исследования - совокупность методических и технических средств проведения исследования, включающая методики сбора первичных данных и различные способы анализа и представления данных.
Методы социологических исследований
1. Количественные методы в социологии
Метод опроса в социологическом исследовании
Опрос - метод сбора информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). В 90% маркетинговых исследований используется данный метод.
• массовый опрос (случайно отобранная группа людей - неспециалистов по теме опроса);
• экспертный опрос (респонденты - специалисты по теме опроса).
|
|
Особенности метода опроса заключаются в том, что информация отражает социальную реальность с точки зрения ее преломления в сознании опрашиваемых, т.е. данный метод позволяет работать с мнениями людей. Данный метод позволяет охватить массовую аудиторию, но с этим связана относительная дороговизна и высокая трудоемкость.
Методам опроса присущи следующие достоинства:
• Высокий уровень стандартизации, обусловленный тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них.
• Возможность проведения статистического анализа заключается в использовании методов математической статистики и соответствующих пакетов прикладных программ для персональных компьютеров.
• Возможность анализировать полученные результаты, возможностью подразделить общую выборку на отдельные категории в соответствии с различными критериями (пол, возраст, образование, и т.п.).
Наблюдение
Один из методов социологического исследования - наблюдение, под которым понимается сбор первичной социальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место, простейший метод сбора первичной информации, лежащей в основе других методов.
Метод анализа документов
Контент-анализ - метод анализа содержания текста документов
Контент-анализ используется: Для изучения общественного мнения читателей; Для описания событий, явлений, социальных процессов и социальных изменений в обществе;Для интерпретации ответов на открытые вопросы анкет читателей, анализ программ TV, радио, изучение имиджа лидера, изучение аудитории прессы, телеаудитории в том числе новых социальных явлений, формирующихся в обществе
|
|
2. Качественные методы в социологии
Метод фокус-группы
Фокус-группы - это другой полезный метод получения идей и предложений. В случае фокус-группы небольшая группа людей собирается вместе в помещении, чтобы выяснить некоторые интересующие заказчика исследования вопросы. Дискуссия направляется модератором, который старается следо-вать примерному направлению вопроса, одновременно отмечая комментарии, сделанные каждым участником в ходе обсуждения. Таким образом, каждый собеседник остается открытым для мыслей другого и предоставляет свои соображения на суд остальных.
Интервью
Глубинное интервью является методом сбора информации, который представляет собой неструктурированную беседу респондента и интервьюера.
Тестирование
Тестом называется кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятие) групп и общностей.
Непременная особенность тестовой методики - многократный контроль информации относительно измеряемой характеристики.