Значение социологических исследований XIX– начала XX веков. Различные школы и направления

Значение:

Во-первых, потому, что в рамках этого этапа были сформулированы идеи и концепции, которые стали "классическими", т.е. своего рода инвариантными для социологической науки, ее своеобразным неделимым и неразменным фондом, фундаментом для дальнейших теоретических и эмпирических построений. Вне идей и концепций О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и ряда других представителей социологической науки ее дальнейшее развитие в XX, а теперь уже и в XXI вв. было бы невозможным.

Во-вторых, потому, что на этом этапе социологии появились и получили научно-статусное утверждение ее основные понятия и категории. К их числу могут быть отнесены: общество, социальный факт, социальная связь, социальное отношение, социальная система, социальное действие, социальное поведение, социальный институт. Подавляющее большинство названных понятий и категорий появилось, и это нетрудно обнаружить, путем прибавления слова "социальный" — на чисто этимологическом уровне, а в содержательном плане — в силу необходимости изучать проблемы действия, поведения, функционирования и т.д. различных субъектов деятельности в системе социальных связей и отношений. Следует отметить, что в XX в. упомянутые понятия и категории были обогащены новым содержанием.

В-третьих, потому, что в процесс становления и развития мировой социологии оказались вовлеченными, иногда независимо друг от друга, различные страны "классического" капитализма. Это в первую очередь Англия, Франция, Германия, затем — Италия, Австрия, США. Процессы возникновения и институционализации социологии проходили в них относительно синхронно, но они различались между собой. В одних случаях их патронировало государство, в других — благотворительные организации и спонсоры, одни университеты приветствовали создание социологических структур, в других не хотели даже слышать и принимать термин "социология".

В-четвертых, потому, что в рамках рассматриваемого этапа происходило формирование идентичности европейской социологии. Это те особенности, которые отличали европейскую социологию от американской. В качестве главной из них можно назвать интерес к выявлению закономерностей развития общества, его глобальным теоретическим проблемам.

Географическое. Основоположником этого направления был Л.И.Мечников (1838 –– 1888). В своей основной работе "Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория современных обществ" он проводил и аргументировал мысль о том, что именно водные ресурсы и их расположение определяют основную тенденцию развития человечества от деспотии к свободе, от примитивных форм жизни к экономическим и социальным достижениям.

Органическая школа была представлена такими громкими именами, как Е.В. де Роберти (1843 –– 1915), А.И. Стронин

(1826 –– 1889), Я.А.Новиков (1849 –– 1912). В основе этого направления лежит понятие "надорганическое" как совокупность психофизиологических факторов, определяющих отношение и поведение индивидов. В своем развитии "надорганическое" проходит две стадии: простых психофизических отношений, как исходный пункт социальности, и психологических взаимодействий. Последние подразделяются на четыре большие подгруппы: науку, философию (религию), искусство и практическую деятельность, под которой понимается поведение людей в технике, экономике, праве и политике.

Социолого-юридическая школа. В этом направлении работали Н.М.Коркунов, Л.И.Петражицкий (1867 –– 1931), Б.Н.Чичерин (1828 –– 1904) и др. Они исследовали правосознание и его роль в регулировании жизни общества, особое внимание уделяя нормативному и асоциальному видам поведения.

Марксистская школа России к концу XIX –– началу XX столетия оказалась наиболее влиятельной. Она была представлена трудами Г.В.Плеханова (1856 –– 1918), который в рамках марксовой теории общественного развития анализировал проблемы соотношения общественного бытия и общественного сознания. В.И.Ленин(1870 –– 1924) развивал учение К.Маркса о классах и классовой борьбе, роли народных масс в условиях российской действительности. М.И.Туган-Барановский (1865 –– 1919) исследовал интересы человека, разделив их на пять групп, среди которых выделил наиболее значимые для социального развития: психологические, альтруистические и религиозные.

Субъективная школа. Одним из ярких ее представителей был П.Л.Лавров (1823 –– 1900), утверждавший индивида естественной реальной движущей силой общества. В этой связи основным предметом социологии он считал формы проявления, усиления и ослабления солидарности между "сознательными органическими особями". Не менее известным представителем этого направления считается Н.К.Михайловский (1842 –– 1904), исследовавший воздействие на человека различных форм социального контроля. По мнению Ж.Т.Тощенко, субъективистское направление в наиболее полном виде дает представление о социологической мысли в России.

В отдельную группу следует выделить российских социологов, взгляды которых можно характеризовать как общесоциологические теории. Н.Я.Данилевский (1822 –– 1895), например, на основе системного подхода, учитывающего психоэтнографические, антропологические, социальные, территориальные и др. признаки, строил свою социальную систему. М.М.Ковалевский (1851 –– 1916) считал, что социология имеет дело с целым комплексом причин движения человеческих обществ в разные эпохи. Наиболее выдающимся представителем этой группы, да и всей российской социологии является П.А.Сорокин (1889 –– 1968). Он не только предложил и обосновал целый ряд базовых понятий, которые и сегодня активно используются различными социологическими школами мира, но и разработал теорию социальной стратификации: как общие понятия, так и признаки социальной дифференциации, в основе которой лежат экономический, политический и профессиональный статусы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: