Методы социологического исследования

Всего можно указать на десять основных методов:

1) анализ документов;

2) контент-анализ;

3) социальное (социологическое) наблюдение;

4) анкетирование;

5) интервью;

6) метод экспертных оценок;

7) социометрический опрос;

8) тестирование;

9) соци­альный (социологический) эксперимент;

10) мониторинг.

Анализ документов предполагает систематическое исследова­ние различных источников (книг, рукописей, видео- и аудиоза­писей, электронных файлов и т.п.) с целью получения наиболее полной и точной информации.

Трактовка понятия «документ» в социологии весьма широка: его нельзя сводить к тому, что обычно понимают под докумен­тальным произведением в области искусства:

«Документ — средство закрепления каким-либо способом на специальном материале информации о фактах действительнос­ти и мыслительной деятельности человека. Сюда относятся на­учные публикации, отчеты по предыдущим исследованиям, раз­личные статистические и ведомственные документы».

Основная цель анализа документов заключается в изучении письменных (и подобных им) источников — либо способом тра­диционного (качественного) исследования, либо на основании  формализованных (количественных) методов, наиболее распрос­траненным из которых является контент-анализ.

Контент-анализ — метод количественных исследований до­кументальной информации, основанный на переводе качествен­ных параметров изучаемого текста в количественные характери­стики и их последующей обработке и анализе.

«Контент-анализ — это перевод в количественные показате­ли массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой».

Исследование по методу контент-анализа начинается, как правило, с выделения основных смысловых единиц текста, кото­рые составляют базу для рабочих гипотез, продуцируемых мето­дологическими предпосылками данного исследования; главная цель всех формальных процедур контент-анализа — обеспечить надеж­ность и полноту получаемой социальной информации.

Социальное (социологическое) наблюдение — это метод сбора социологических данных способом непосредственного изучения того или иного социального явления в его естественных усло­виях.

Основные задачи социального наблюдения как научно­го метода в его социологической интерпретации формулирует В.А. Ядов:

а) оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам;

б) наблюдение планируется по заранее обдуманной программе;

в) все данные наблюдения фик­сируются в протоколах или дневниках по определенной систе­ме;

г) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость».

Классифицировать социальные наблюдения можно по-разному: включенное и невключенное (см. выше), контролируемое и некон­тролируемое, полевое и лабораторное и т.д. Подробный анализ основных типов социального наблюдения будет дан нами в связи с проблемой экономического наблюдения в главе 8 этого курса.

Анкетирование — метод так называемого социологического опроса («опрос — способ получения вербальной (устной или письменной) информации путем прямого или косвенного вза­имодействия исследователя с опрашиваемыми (респондентами) в форме регистрации ответов на вопросы при помощи специаль­ных документов»), где респондент заполняет специальную анкету, отвечая на те или иные вопросы исследователя. Все эти вопросы находятся между собой в особом внутреннем единстве, согласованности, и в результате, анализируя совокупность всех вопросов, исследователь получает необходимый для рабочей гипотезы массив социальной информации.

Интервью — метод устного опроса, где исследование прохо­дит в форме особой беседы (формализованной или неформали­зованной) исследователя с респондентом.

«Прямой контакт с опрашиваемым и психологические отно­шения, которые устанавливаются между интервьюером и респон­дентом, создают немало преимуществ для получения информа­ции, малодоступной путем анкетного опроса. К сожалению, эти же преимущества оборачиваются новыми трудностями. Главная проблема — сведение к минимуму "возмущающего" влияния личности интервьюера».

В ходе проведения интервью исследователь оценивает не только сами ответы респондента, но и само его отношение к интервью­ированию, что может немало значить для самого процесса соци­ологического исследования.

Метод экспертных оценок (экспертный опрос) — вид опроса (устного или письменного), где исследователь получает инфор­мацию от высококвалифицированных специалистов в данной обла­сти знания. Это особый тип исследования, применяемый в ос­новном в отношении сложных социальных проблем.

«Экспертный опрос нацелен на уточнение гипотез, разработку прогноза и пополнение интерпретации определенных социальных явлений и процессов. В таких опросах доминируют открытые формулировки, а закрытые вопросы предназначены лишь для оценки уровня уверенности, меры согласия или несогласия с уже высказанными позициями других специалистов».

Одним из вариантов экспертного опроса является так назы­ваемый дельфийский метод (по названию древнегреческого города Дельфы): здесь практикуется неоднократное обращение к экс­пертам с постепенным уточнением их позиций по различным аспектам проблемы с последующей попыткой оценить также Уровень согласованности экспертов по наиболее важным пунктам.

Социометрический опрос особый тип опроса, где объектом исследования является малая группа. Здесь анализируются меж­личностные отношения внутри малых групп и выявляются так называемые «связи предпочтения» (члены исследуемой группы полностью свободны в своих контактах). Итог исследования — составление особых матриц и графических изображений, пока­зывающих взаимодействие между членами группы.

«Результаты социометрического опроса фиксируются в виде социоматриц (таблиц, обобщающих предпочтения членов групп) и социограмм (графических изображений связей внутри группы)».

Социометрический метод также широко используется в дру­гих науках — психологии, этнографии, антропологии и т.п.

Тестирование — способ проведения исследования при помо­щи специальных методик, называемых тестами. Тестэто спе­циальная процедура, в ходе которой измеряется уровень развития или уровень выражения психических (и иных) свойств индивида или группы. При помощи тестов можно получить реальное представ­ление об уровне интеллекта, способностей, информированности, характере темперамента, мотивации или ценностей исследуемого объекта. Главные требования к тестированию — многократный контроль, надежность, полнота, гибкость.

Социальный эксперимент — в данном случае означает соци­ологическое исследование социального процесса или явления в искусственных, специально созданных условиях. Он, как пра­вило, имеет две основные задачи: практически-преобразователь­ную и научно-познавательную.

«Социальный эксперимент выполняет две основные функции: достижение эффекта в практически-преобразовательной деятель­ности и проверка научной гипотезы. В последнем случае про­цедура экспериментирования целиком сосредоточена на позна­вательном результате. Эксперимент выступает в качестве само­го сильного способа проверки объяснительной гипотезы. В первом же случае эксперимент нацелен на получение практического эф­фекта управления некоторыми процессами. Познавательные ре­зультаты представляют здесь побочный продукт управленческого эффекта.

Экспериментальный поиск эффективных приемов управления опасно смешивать с тем, что мы обычно называем передовым опытом. Нововведения вообще не относятся к сфере научного экспериментирования, а к области практического применения нововведений».

Мониторинг — это особый тип наблюдения (в данном случае социального наблюдения), при котором ведется контроль над тем, чтобы социальные процессы или явления находились в опреде­ленных параметрах, не превышающих заданные пределы (выход за эти пределы может стать социально опасным или даже приве­сти к социальным конфликтам или катастрофам). Мониторинг может осуществляться в отношении различных процессов эко­номического, политического, экологического, демографического и иного характера: например, экономический мониторинг — это может быть контроль над уровнем цен, доходов, безработицы и т.п.

Таким образом, социологические методы исследования явля­ются весьма эффективными в качестве использования их как методов социальных исследований и в результате позволяют получать весьма достоверную информацию о социальном мире. Значительная часть этих методов может быть с успехом приме­нена и в экономической науке, особенно в качестве методов сбора первичной экономической информации. Однако экономика все же большей своей частью ориентируется на теоретический анализ и на теоретические методы исследования социальной реальности (анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия и т.п.). Именно эти методы и должны стать основным объектом методологической рефлексии в современном экономическом знании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: