Предисловие. Задача любого учебника заключается в том, чтобы «ос­тановить мгновение» и отразить современное состояние той или иной области научного знания

Задача любого учебника заключается в том, чтобы «ос­тановить мгновение» и отразить современное состояние той или иной области научного знания, то есть обобщить основные факты, закономерности, категории и методы, раскрывающие предмет научной дисциплины. Так обсто­ит дело в науках, которые уже миновали период своего становления и достигли эпохи научной зрелости. В психоло­гии, возраст жизни которой как самостоятельной науки исчисляется не веками, а десятилетиями, положение дел складывается по-иному. «Исторически состояние нашей науки таково, — писал в свое время Л.С.Выготский, — что существует много психологий, но не существует еди­ной психологии. Мы могли бы сказать, что потому и воз­никает много психологий, что нет общей, единой психо­логии. Это значит, что отсутствие единой научной системы, которая охватывала бы и объединяла все современное пси­хологическое знание, приводит к тому, что каждое новое фактическое открытие в любой области психологии, вы­ходящее за пределы простого накопления фактов, вынуж­дено создавать свою собственную теорию, свою систему для объяснения и понимания вновь найденных фактов и зависимостей, вынуждено создавать свою психологию — одну из многих психологий»[1].

В подобной ситуации автор учебника или учебного по­собия по психологии не может занять позицию бесприст­растного наблюдателя и, уделяя внимание преимуществен­но искусству дидактики, запечатлеть современное состояние психологии. Последнее замечание особенно относится к психологии личности, которую наряду с богатством фун­даментальных исследований и оригинальных эксперимен­тальных фактов характеризует множество нерешенных проблем, разрозненных эмпирических данных и не пере­секающихся друг с другом исследований. Столкновение мнений между представителями различных направлений начинается уже в самом исходном пункте психологическо­го анализа личности и проявляется в постановке вопроса: что же представляет собой феноменология в этой области психологии?

Все это свидетельствует о том, что в стремительно раз­вивающейся психологии личности отсутствует логический стержень, который бы позволил рассматривать психоло­гию личности как целостную систему знаний. В связи с этим специфика работы по созданию данного учебника по пси­хологии личности состоит в том, что его написание явля­ется одновременно построением психологии личности как самостоятельной дисциплины и особого направления пси­хологии.

Изложение представлений о психологии личности как целостной системе знаний — центральная задача настоя­щего учебника. При решении этой задачи не следует сме­шивать целостность представлений о направлениях науки с беспроблемностью, а получение знаний о психологии личности — с вручением набора рецептов для ответа на самые разнообразные и неожиданные вопросы, которые может поставить перед будущим профессиональным пси­хологом жизнь. Изложить представления о психологии лич­ности, обойдя все острые углы, — это значит исказить существующее в психологии личности положение вещей и невольно заложить основы для формирования у буду­щего психолога чувства беспомощности, когда за стена­ми университетов неумолимая практика внесет свои кор­рективы в его образ психологической науки. Именно поэтому освещение любого вопроса в учебнике начинает­ся с выделения тех проблем, которые часто еще только ждут своего решения, а обсуждение этих проблем строится как диалог, который будущий специалист может продолжить в своей профессиональной работе. При этом само зна­ние о психологии личности выступает как необходимое ус­ловие формирования у психолога умения формулировать выдвигаемые практикой задачи в такой форме, чтобы в самом вопросе уже содержался верный путь к его реше­нию, к поиску методов, дающих возможность достичь по­ставленной цели.

По массиву эмпирических фактов, каскаду разнообраз­ных экспериментов, очереди спешащих сменить друг друга теорий психология личности в конце XX в. потеснила дру­гие отрасли психологической науки. Темп развития психо­логии личности станет более ощутимым, если привести сле­дующие факты, затрагивающие только одну из проблем психологии личности — проблему «Я». Если в 1969 г. этой проблеме было посвящено около четырехсот публикаций, то в 1980 г. их количество перешло за тысячу. Одно за дру­гим за рубежом выходят многотомные издания по психоло­гии личности, особенно учебники, посвященные изложе­нию многочисленных теорий личности. Однако попытка изложить набор фактов, методов и теорий бессмысленна вовсе не только потому, что их объем непомерно велик, дело заключается в другом. Логика преподавания любой науки, в том числе и психологии, во времена информаци­онного перенасыщения не должна основываться на беско­нечном расширении объема изучаемого материала.

Учебник не информирует о многочисленных явлениях, методах и концепциях психологии личности, а знакомит студентов с основными принципами, исходными пункта­ми изучения психологии личности, то есть учит студен­тов учиться, — так сегодня ставится вопрос о логике преподавания психологии. Вместе с тем опасно впасть и в другую крайность — крайность скольжения по верхам, незнания истории своей науки, отсутствия бережного и уважительного отношения к добытым в науке фактам. В курсе «Психология личности» надежной гарантией против незнания истории науки служит сочетание издания учеб­ников с изданием хрестоматий, в которых представлены оригинальные концепции и теории, изложенные самими создателями.

В качестве основания для интеграции разрозненных эм­пирических фактов и течений в учебнике выступает историко-эволюционный подход к изучению личности, который задает общую стратегию для освещения вопросов о соотно­шении биологического и социального в личности, моти­вации развития личности, механизмов регуляции социаль­ного поведения личности, творчества индивидуальности, характера и способностей.

Этот подход помогает будущим специалистам увидеть ограниченность распространенных в психологии мифов, в соответствии с которыми развитие личности выводится из механического взаимодействия двух факторов — на­следственности и социальной среды; целями жизни лич­ности считаются стремление к равновесию и выживанию, а структура личности мыслится как коллекция индиви­дуальных черт.

Историко-эволюционный подход ставит во главу угла новую схему детерминации развития личности, раскрыва­ющую взаимоотношения между природой, обществом и личностью. В этой схеме биологические свойства человека (например, темперамент, задатки) выступают как «без­личные» предпосылки развития личности, которые в про­цессе жизненного пути становятся результатом этого раз­вития, а общество — как условие осуществления деятельностей, коммуникаций, в ходе которых человек приобщается к миру культуры. Подлинным основанием и движущей силой развития личности является совместная деятельность, в которой осуществляется социализация лич­ности, в том числе — усвоение заданных социальных ро­лей, культурных норм восприятия, мышления и поведе­ния. Однако ролевое поведение — это только начальная точка отсчета в развитии личности. Преобразуя норматив­но-ролевую деятельность в ситуациях выбора, личность заявляет о себе как об индивидуальности, жизненный путь которой часто становится историей отклоненных и изобретенных альтернатив. Связь между индивидом, несущим видовой опыт человечества (опыт биогенеза, антропогене­за и индивидуального онтогенетического развития чело­века), личностью, приобщающейся к различным карти­нам мира и типовым формам поведения в социогенезе как истории человечества, и индивидуальностью, строящей себя и мир в персоногенезе как жизненном пути человека, пе­редается формулой:

«Индивидом рождаются.

Личностью становятся.

Индивидуальность отстаивают».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: