Эллинизм как синтез культур и как этап в истории европейской культуры

Последний этап антич. культуры.В этот период греч.культура начин. выходить за терр.греч. гос-ва. под влиянием новых завоеваний А. Македонского. В эпоху эллин. исчезают границы между наукой и техникой, т. е. между теорией и практикой. Это заслуга древнегреч. ученого, математика и механика Архимеда (287–212 гг. до н. э.). Свои знания он применял при создании технич. устройств и прибор. Произошел подъем астрономии и географии. Искусство прославля- ло мощь правителей элинс. гос-ва. Развито градостроительство, город был мощн. культ. инструментом и утверждал гос.влияние на тех огромных терр., кот. нуждались в освоении. Одной из баз. осо- бенностей архитект. было изменение классическим греч. канонам. Здания и памятники стали теперь выполнять не столько свою перво- начал. функ., сколько становились символами богатства, господст- ва и могущества эллинист. правителей и аристократов. Стали шире применяться барельефы.Среди памятн. архитект. стоит выделить такие знамен.сооружения, как Фаросский маяк в Александрии (7 чудес света) Башня ветров в Афинах. Среди статуй- Колосс Родос- ский, Венера Милосская, Ника Самофракийская.

Изменения в жизни людей способствовали ряду преобразований в философии. Появились две новые философские школы:

1) эпикурейство («Сад» Эпикура), создатель школы – древнегреческий философ Эпикур (ок. 335–262 гг. до н. э.), по мнению которого высшая цель человека – блаженство, душевный покой, отсутствие всяких страданий и страхов;

2) стоицизм – основателем был древнегреческий философ Зенон (ок. 490–430 гг. до н. э.). Приверженцы этой школы считали, что идеальная норма поведения человека – апатия и бесстрастие, когда действия никак не зависят от чувств.

Значение культуры Древней Греции огромно. Ее и сейчас называют самой человечной из культур, «золотым веком» человечества.

Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.). Термин первоначально обозначал правильное употребление греческого языка, особенно не греками, но после опубликования работы Иоганна Густава Дройзена «История эллинизма» (1836—1843 гг.) понятие вошло в историческую науку.

Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческого языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных — в первую очередьперсидской — культур, а также возникновением классического рабства.

Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям, смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Малую Азию и Египет. Общая характеристика эллинизма.

Эллинизм - это широкое распространение греческой культуры, религии, философии, искусства, экономики, политики и образа жизни на Восток и тесное их взаимодействие с местным общественным укладом. В результате возникла особая синкретическая культура, в которой греки были уже не этническим, а социо-культурным явлением.

Широко распространился греческий язык - койне ("общая"), созданный на основе аттического диалекта, ставший языком Нового Завета. Параллельно койне существовал другой международный, но уже восточный язык - арамейский.

В эллинистическую эпоху рождалось новое мировоззрение, получившее широкое распространение и философское оформление, - космополитизм, осознание себя "гражданином мира". Продолжалось разрушение гражданского мышления людей, но на чужбине греки даже из враждебных городов сознавали духовное единство перед лицом иной культуры; рассеянные по всей ойкумене, они ощущали свою принадлежность эллинскому миру.

Упадок полисной идеологии вел к быстрому развитию индивидуализма. Переживания, чувства, мысли отдельного человека оказались в центре религии, литературы и искусства.

Неустойчивость жизни, социальная нестабильность, войны, перевороты имели результатом широкое распространение фатализма, отраженного в философских и религиозных системах. Космополитизм, индивидуализм и фатализм ярко характеризовали эллинистическую эпоху в плане серьезных духовных изменений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: