Эпоха Средневековья, прошедшая под господством христианства, была ознаменована частыми конфликтами и конфронтаци-ями самой этой религии с другими религиозными и светскими! учениями. Видный христианский деятель и философ Фома Ак-винский (1225—1274) развивал идею священной, справедливой войны и выделил следующее ее условие: для ведения такой войны необходима санкция государственной власти.
Системный анализ социальных конфликтов был сделан фло-1 рентийским государственным деятелем Николло Макиавелли (1469—1527), который совершил попытку отказаться от преобладающих в те времена божественных взглядов на источники и силы общественного движения и развития. Макиавелли рассматривал конфликт следующим образом:
— конфликт есть универсальное, постоянное и непрерывное
состояние общества;
— источник и причина этого состояния — не что иное, как
противоречивая и во многом порочная сущность самого чело
века, который постоянно стремится к материальному обога
щению;
— знать — это один из сильнейших источников различных
социальных конфликтов, так как именно в ее руках сосредоточе
на основная государственная власть;
|
|
1 Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Указ. соч. С. 15.
— конфликт имеет не только разрушительную силу, но он так
же может быть и созидательным;
— для уменьшения негативной, разрушительной роли конф
ликта необходимо правильное на него воздействие, и задачу та
кого воздействия должно выполнять государство.
Другой видный средневековый мыслитель Эразм Роттердамский (1469—1536), рассматривая природу конфликта, указал на наличие у него собственной логики развития, когда по мере разрастания в процесс противоборства вовлекаются все новые люди, страны и государства. В качестве основной причины войны, как правило, выступают корыстные цели и желания правителей и властных структур, которые стремятся укрепить свою власть и могущество за счет нарушения согласия между народами. Философ считал, что примирение сторон всегда очень труднодостижимо, даже несмотря на то что часто конфликтующие стороны придерживаются сходных духовных воззрений.
Допущение возможности ведения войны между двумя независимыми государствами, каждое из которых отстаивает собственную правоту, высказывает и Гуго Гроций (1583—1645), который заложил основы такого понятия, как нейтралитет.
Английский философ Френсис Бэкон (1561—1626) проанали-, зировал все причины внутренних социальных конфликтов. Им были выделены материальные, политические и психологические условия возникновения социальных потрясений, приводящих к конфликтам. Так, важнейшими, решающими условиями, по мнению автора, являются материальные причины и факторы, а именно тяжелое материальное положение населения. В качестве политических факторов возникновения внутренних социальных конфликтов выступает пренебрежительное отношение государственных деятелей к мнению сената и сословий и их произвол в решении важнейших государственных вопросов, а также политические ошибки управления страной. Кроме материальных и политических причин возникновения конфликтов, Бэкон выдвигает и психологические причины конфликтов внутри страны. К таким причинам он относил неправильные речи и обидные слова государственных деятелей, зависть в общественной жизни, наговоры, наветы и ложные слухи в адрес правительства.
|
|
Философ разработал и систему средств предупреждения конфликтов, которая включала в себя следующее:
1) устранение всех материальных причин возникновения конф
ликтов, изменение крайне невыгодного и неудовлетворительно
го положения некоторых сословий общества;
2) высокоразвитое умение политического маневрирования,
политического «внушения» и умение успокоить недовольных пра
вильными грамотными политическими речами и действиями;
3) недопущение появления у недовольных лидеров, которые
могли бы организовать их и повести за собой, нейтрализацию та-
ковых в случае их появления и в то же время наличие людей, которые способны были бы вовремя подавить мятеж.