Философы и мыслители Нового времени — английские демократы и французские просветители — открыто высказывались против вооруженных конфликтов, завоеваний и насилия. Они считали, что мир возможен только в том случае, если будут ликвидированы существующие феодальные порядки и устои. В работах мыслителей и философов Нового времени важное значение придавалось поиску и созданию таких рациональных форм организации общественной жизни, которые помогли бы устранить причины социальных конфликтов, основанных на отживших формах государственного устройства гражданского мира1. Осуществлялись попытки найти причины социальных конфликтов и выработать пути их преодоления. Так, решающая роль отводилась согласию между людьми в развитии общества, высказывались надежды на будущее общее мирное сосуществование людей на земле. Свои идеи о сущности конфликта развивали Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, А. Смит, И. Кант, Г. Гегель, К. Клаузен-виц, Т. Мальтус, Ч. Дарвин.
Английский философ Томас Гоббс (1588—1679) развивал свою теорию конфликта в работе «Левиофан», где им дается негативная оценка человеческой природы, в которой преобладающим являются такие качества, как эгоистичность, завистливость и лень. Автор развивает свою концепцию «войны всех против всех», которую он называет естественным для человека состоянием, он выдвигает в качестве причины социальных конфликтов и войн стремление людей к равенству, что порождает стремление к завладению теми объектами и благами, которые есть у других людей, а это, в свою очередь приводит к соперничеству, порождает честолюбие и недоверие людей друг к другу2.
|
|
Жан-Жак Руссо (1712—1778), французский философ-просветитель, в полной мере отразил в своей философии тенденции современного ему времени, развивая идею целостности и этапно-сти процесса мирового исторического развития и рассматривая общественную жизнь в рамках мировой истории. Руссо выделял три этапа мирового исторического развития:
1) «естественное состояние», подразумевающее равенство и
свободу всех людей;
2) развитие цивилизации, ведущее к потере равенства и свободы;
3) общественный договор, обеспечивающий установление гармоничных отношений, мира и согласия между людьми в обществе, который, однако, должен контролироваться самим народом, а не правительством и правителями, которым выгодно ведение войн.
В качестве причин социальных конфликтов Руссо называл пороки самой социальной организации, заблуждения и предрассудки людей, а также частную собственность'.
Оппонентом Руссо выступал Иммануил Кант (1724—1804), который считал, что люди не могут жить в мире по собственной воле и инициативе, что войны являются неотъемлемой частью человеческого существования. Но, с другой стороны, Кант признавал, что установление мира, или «общественного договора», возможно, и оно должно быть установлено.
|
|
Адам Смит (1723—1790) рассматривал конфликт как многоуровневое социальное явление, в основе которого лежит разделение общества по классовому признаку, а также экономическое соперничество. Именно противоборство между существующими в обществе классами и является движущей силой развития общества, а сопровождающий это развитие социальный конфликт — не зло, а благо для человечества.
В более поздний период — в XIX в. — начинают происходить некоторые изменения во взглядах и оценках природы и причин социальных конфликтов. Так, немецкий философ Георг Гегель (1770—1831) давал и положительную оценку конфликту, а причины его возникновения видел «в социальной поляризации между "накоплением богатства", с одной стороны, и "привязанного к труду класса" — с другой»2. Гегель был противником смут, беспорядков внутри страны и, являясь приверженцем и сторонником сильной государственной власти, возлагал на нее ответственность и задачу разрешения конфликтов, так как именно государство является представителем интересов всех слоев общества.
Новое понимание и оценка природы социальных конфликтов имели свои предпосылки, вытекающие из самого хода исторического процесса: главными из них явились глобальные изменения в развитии экономической, политической, духовной и других областей общественной жизни. Появившиеся в результате этого новые социальные теории рассматривают конфликты с иной точки зрения, как неизбежные явления новой социальной действительности. Некоторые теории ставят своей задачей обоснование «вечных» причин конфликтов, из чего вытекает невозможность устранить последствия конфликтов или каким-то образом избежать \
1 Конфликтология: Ответы на экзаменационные вопросы. М.: Экзамен, 2005. СП.
2 Анцупов А. Я., ШипшовА. И. Указ. соч. С. 18.
1 Дмитриев А. В. Конфликтология: учеб. пос. М.: Альфа-М, 2003. С. 10.
2 Анцупов А. Я., ШипиловА. И. Указ. соч. С. 19.
Английский* экономист и священник Томас Мальтус (1766— 1834) рассматривал причины возникновения и усиления безработицы с точки зрения биологической обусловленности природы. Им был сформулирован «естественный закон», обеспечивающий рост численности населения на земле в геометрической прогрессии, а средств существования — в арифметической1. Таким образом, безработица, бедственное положение трудовых классов и крестьянства и иные социальные проблемы общества обусловлены слишком активным размножением населения, а вовсе не историческими последствиями промышленной революции и обезземеливанием крестьян.
Борьба за существование была краеугольным камнем теории английского биолога Чарльза Дарвина (1809—1882). Ученый выдвинул тезис о том, что живая природа развивается только в процессе борьбы за выживание в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Именно эта борьба с организмом и выступает естественным механизмом отбора, когда в результате выживают только сильные, хорошо приспособившиеся особи. Распространение эволюционной теории Дарвина на механизмы общественного развития нашло свое отражение в теории эволюционного дарвинизма, которая рассматривала биологические законы естественного отбора как обусловливающие и социальную, общественную эволюцию, когда в результате борьбы за существование в обществе выживают наиболее приспособленные.