Каковы были научные воззрения на конфликт в древние времена?

Конфликты возникли вместе с появлением первых человече­ских сообществ, явившись их логическим следствием. Первые упо­минания о причинах и путях преодоления конфликтов содержат­ся в мифах и преданиях, а также в идеях и высказываниях фило­софов древности. Основным способом разрешения конфликтов в древнейшие времена являлась священная власть старейшин и вождей племени. Конфликты эволюционировали, изменялись вместе с изменениями условий жизни, и также менялись их фи­зические, экономические и социальные последствия, отноше­ние общества.

Первые исследования природы конфликтов были совершены китайскими учеными в VII—VI вв. до н. э., которые считали при­чиной всех конфликтов сложные взаимоотношения инь и ян — отрицательной (темной) и положительной (светлой) сторон лю­бого существующего на земле явления. Китайский философ Лао- цзы (579—499 гг. до н. э.) считал, что человеку необходимо со­блюдение спокойствия.

Первые подробные описания и оценка войн как одного из ви­дов конфликта возникли в эпоху Античности. Философской ос­новой анализа конфликтов было возникшее в Древней Греции учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей1. На основе этого учения свою теорию конфликта разработал Анак-симандр (ок. 610—547 гг. до н. э.), предполагающий, что возник­новение вещей происходит благодаря постоянному движению «апейрона», под которым понимается единое материальное на­чало всех вещей, обусловливающее появление противоположно­стей. Первые попытки рационально осмыслить и познать сущ­ность социальных конфликтов были предприняты древнегрече­ским философом Гераклитом (ок. 530—470 гг. до н. э.), который видел источник конфликта в самой сущности мира — его проти­воречивой природе, поэтому движение и борьба вещей и явле­ний являются необходимым закономерным процессом, который возникает из необходимой борьбы противоположностей. Ге­раклит одним из первых обнаружил позитивную роль конфликта в процессе общественного развития, представив его в качестве



ISBN 5-482-00646-8


© О. В Галустова, 2006

© ООО «Издательство Проспект», 2006


1 ЛнцуповА Я, ШипиловА. И Конфликтология М. Юнити-Дана, 2004 С. 15


 
 

 

неотъемлемой и важной части общественной жизни. Именно Ге раклит своим пониманием конфликта как необходимой борьб] двух противоположностей положил начало диалектике, утверж^ дающей, что противоречие является неотъемлемой характерис тикой элементов единого целого, а борьба — это также и момен целостного состояния, или сосуществования этих элементов.

Известнейший философ Древней Греции Платон (ок. 428— 348 гг. до н. э.) так сформулировал свое понимание конфликтов: война есть величайшее зло. Однако в созданной им теории иде­ального государства присутствуют воины, всегда готовые к воен­ным походам1. Мнение Платона разделяли и другие древнегре­ческие философы, например Геродот (ок. 490—425 гг. до н. э.) и Эпикур (341—270 гг. до н. э.), который надеялся, что негативные последствия конфликтов и войн в конце концов спровоцируют у людей желание жить в мире друг с другом.

Цицерон (106—43 гг. до н. э.) в своем труде «О Государстве», ввел понятие справедливой войны, целями которой могут быть изгнание врага с родной земли или справедливая месть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: