Конфликты возникли вместе с появлением первых человеческих сообществ, явившись их логическим следствием. Первые упоминания о причинах и путях преодоления конфликтов содержатся в мифах и преданиях, а также в идеях и высказываниях философов древности. Основным способом разрешения конфликтов в древнейшие времена являлась священная власть старейшин и вождей племени. Конфликты эволюционировали, изменялись вместе с изменениями условий жизни, и также менялись их физические, экономические и социальные последствия, отношение общества.
Первые исследования природы конфликтов были совершены китайскими учеными в VII—VI вв. до н. э., которые считали причиной всех конфликтов сложные взаимоотношения инь и ян — отрицательной (темной) и положительной (светлой) сторон любого существующего на земле явления. Китайский философ Лао- цзы (579—499 гг. до н. э.) считал, что человеку необходимо соблюдение спокойствия.
Первые подробные описания и оценка войн как одного из видов конфликта возникли в эпоху Античности. Философской основой анализа конфликтов было возникшее в Древней Греции учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей1. На основе этого учения свою теорию конфликта разработал Анак-симандр (ок. 610—547 гг. до н. э.), предполагающий, что возникновение вещей происходит благодаря постоянному движению «апейрона», под которым понимается единое материальное начало всех вещей, обусловливающее появление противоположностей. Первые попытки рационально осмыслить и познать сущность социальных конфликтов были предприняты древнегреческим философом Гераклитом (ок. 530—470 гг. до н. э.), который видел источник конфликта в самой сущности мира — его противоречивой природе, поэтому движение и борьба вещей и явлений являются необходимым закономерным процессом, который возникает из необходимой борьбы противоположностей. Гераклит одним из первых обнаружил позитивную роль конфликта в процессе общественного развития, представив его в качестве
|
|
ISBN 5-482-00646-8
© О. В Галустова, 2006
© ООО «Издательство Проспект», 2006
1 ЛнцуповА Я, ШипиловА. И Конфликтология М. Юнити-Дана, 2004 С. 15
неотъемлемой и важной части общественной жизни. Именно Ге раклит своим пониманием конфликта как необходимой борьб] двух противоположностей положил начало диалектике, утверж^ дающей, что противоречие является неотъемлемой характерис тикой элементов единого целого, а борьба — это также и момен целостного состояния, или сосуществования этих элементов.
Известнейший философ Древней Греции Платон (ок. 428— 348 гг. до н. э.) так сформулировал свое понимание конфликтов: война есть величайшее зло. Однако в созданной им теории идеального государства присутствуют воины, всегда готовые к военным походам1. Мнение Платона разделяли и другие древнегреческие философы, например Геродот (ок. 490—425 гг. до н. э.) и Эпикур (341—270 гг. до н. э.), который надеялся, что негативные последствия конфликтов и войн в конце концов спровоцируют у людей желание жить в мире друг с другом.
|
|
Цицерон (106—43 гг. до н. э.) в своем труде «О Государстве», ввел понятие справедливой войны, целями которой могут быть изгнание врага с родной земли или справедливая месть.