Как происходило формирование отечественной школы конфликтологии?

Интерес к конфликту как к важному общественному явлению в отечественной науке возник еще во второй половине XIX — на­чале XX в. Наиболее выдающимися исследователями проблемы конфликта в указанный период были А. Лавров и Н. Михайлов­ский, которые являлись представителями субъективного идеа-чизма. По их мнению, необходима борьба с конфликтом, кото­рый возникает между обществом и личностью, а приспособление условий среды к насущным потребностям человека является не-пременным условием социального прогресса.



1 АнцуповА. Я., ШжиловА. И. Указ. соч. С. 35.

2 Там же. С. 35.


L


1 АнцуповА. Я., ШипшовА. И. Указ. соч. С. 36.


Такие представители народничества, как М. Бакунин, П. Кро­поткин, П. Ткачев, также признавали главенствующую, приори­тетную роль личности и утверждали, что законы природы не дол­жны распространяться на общественную жизнь. Главной целью социального прогресса, по их мнению, является «приведение в со­ответствие потребностей личности с возможностями их удовлет­ворения»1. П. Сорокин в качестве причины конфликта выдвигал подавление человеком своих базовых потребностей.

В начале XX в. интерес к проблематике конфликта стал актив­но расти, что было связано с изменившимися условиями обще­ственного развития, когда конфликт стал рассматриваться как нормальное и даже неизбежное социальное явление, которое за­частую выполняет положительную функцию. Эта функция зак­лючается в том, что конфликт выступает как побудительная сила общественного прогресса и является наиболее оптимальным спо­собом достижения новых, более полезных и совершенных спосо- * бов и моделей развития.

На современном этапе развития российская конфликтология ' находится в стадии своего активного становления, т. е. по сравне­нию с западной конфликтологией наша наука находится в неболь-шом отставании2. Причиной этого отставания в первую очередь ' является длительное преобладание в нашей стране марксистско-ленинской теории, которая объясняла конфликт исключительно с точки зрения классовой борьбы в форме социалистической рево­люции и отрицала существование в социалистическом обществе конфликтных отношений между классами, так как причинами этих конфликтов является частная собственность на средства про­изводства, которая отсутствует в этом обществе. Ориентация на формулу равенства всех перед всеми исключала, отрицала воз­никновение конфликтов даже на бытовом уровне. Некритичес­кое отношение к действительности, свойственное социалисти­ческому строю, приводило к тому, что реально существующие проблемы замалчивались, персонифицировались, иногда даже отрицались, что естественным образом исключало осознавание несовершенства существующей системы. Характерной особен­ностью этого периода являлось возникновение множества внут-риличностных конфликтов, которые были вызваны политикой активного давления наличность не только в трудовой и профес­сиональной, но и в личностной сфере.

К 1990-м гг. отечественная конфликтология начинает вы­деляться как самостоятельная отрасль научного знания. Первы­ми научными трудами по конфликтологии у нас в стане являются книги «Юридическая конфликтология» и «Основы конфликто-


логии», которые вышли в 1997 г. в результате научной работы со­трудников Института государства и права РАН.

На современном этапе развития отечественной школы кон­фликтологии основной ее центр находится в Москве. Проблема­ми, связанными с конфликтами переходного периода в развитии российского общества, занимаются такие ученые-социологи, как А. Н. Чумсков и Е. Н. Степанов. Очень актуально на сегодняш­ний день изучение этноконфликтов, особенно обострившихся после распада СССР; ведущими специалистами здесь являются Р. Абдулатипова, А. Г. Здравомыслова, Л. М. Дробижева. Мно­жество исследований проводится в области юридического конф­ликта, и это особенно актуально, так как наше общество еще толь­ко начало вникать в такие понятия, как «гражданское общество», «законность» и «права человека».

Ведущим, основным направлением развития отечественной школы конфликтологии на современном этапе является изуче­ние и понимание конфликта не с точки зрения отдельно взятого социального явления, но в тесной связи с правовыми нормами и государственными институтами. Такое понимание конфликта обеспечивает выполнение важнейшей общественной задачи: снижение количества социальных потрясений и столкновений и упорядочение гражданских отношений, которые сейчас активно формируются в российском обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: