Как проблема конфликта изучается в психологии?

В русле психологии проблематика конфликта исследуется наи­более широко: проводится множество исследований, ежегодно появляется множество научных работ, публикаций, докладов. Конфликт в психологической литературе рассматривается исхо­дя из следующей схемы (Петровскакя Л. А.): структура конфликта, его динамика, функции и типология2. В психологическом анализе выделяются следующие понятия (Анцупов А. Я.): сущность конф­ликта, его генезис, эволюция, классификация, структура, дина­мика, функции, информация в конфликте, предупреждение конф­ликта, разрешение конфликта, методы исследования конфликтов3.

На сегодняшний день в психологии отсутствует общее понима­ние сущности конфликта и насчитывается множество его определе­ний. Так, существуют следующие варианты понимания его сущности:

— столкновение, противодействие, противоречие;

— ситуационная несовместимость;

— разновидность конкурентного взаимодействия;

— ситуация, выход из которой не найден.



1 Анцупов А. Я., ШипшовА. И. Указ. соч. С. 64—65.



1 Анцупов А. Я., ШипшовА. И. Указ. соч. С. 51-

2 Там же. С. 56.

3 Там же. С. 56.


■52.


Сущностными чертами конфликта являются противоречие меж- j ду субъектами конфликта, противодействие друг другу, а также не- ' гативные эмоции, испытываемые сторонами конфликта по от-, ношению друг к другу. Выделяются субъективные и объективные причины возникновения конфликтов, причем наибольший ин-терес в психологии наблюдается именно к субъективным факто­рам.

Существуют следующие виды эволюции конфликта: макроэво­люция, межвидовая, внутривидовая у животных, в онтогенезе у животных, в антропогенезе, общественно-историческая, эво­люция конфликтов в XX в., в онтогенезе человека, эволюция конкретных конфликтов1. Структурными компонентами конф­ликта являются объект, предмет конфликта, личности оппонен­тов, ситуация в стране, регионах, месте жительства, условия рабо­ты и жизни человека, обстановка социального взаимодействия, потребности, интересы и цели оппонентов, конфликтное взаи­модействие между ними, к которым относятся приемы и спосо­бы воздействия друг на друга, а также стратегия и тактика проти­водействия2.

Динамика конфликта имеет следующие этапы3:

1) возникновение объективной предконфликтной ситуации;

2) осознавание этой ситуации как конфликтной;

3) собственно конфликт;

4) разрешение, завершение конфликта;

5) послеконфликтная ситуация.

Конфликт может выполнять как деструктивные, так и конст­руктивные функции, при этом может наблюдаться преобладание одной из функций, и тогда характер конфликта оценивается имен­но на ее основе, и таким же образом строится стратегия взаимо­действия и разрешения конкретной конфликтной ситуации. В ка­честве информативных источников конфликта выступают инфор­мационные модели конфликтной ситуации, информационный обмен сторон, а также та информационная среда, в которой раз­ворачивается конфликт.

Для предупреждения конфликтов необходимо создание таких объективных и субъективных предпосылок, которые могли бы обусловить нахождение неконфликтных способов для разреше­ния конфликтных ситуаций. Факторами, способствующими раз­решению конфликта, являются способность человека к самостоя­тельному и конструктивному разрешению собственных конфлик­тов, а также хорошо развитое у руководителей умение регулировать и разрешать конфликты внутри своего коллектива.


Важнейшей проблемой в изучении и разработке стратегий разрешения конфликтов является их диагностика. Методы, на­правленные на исследование и диагностирование конфликтных ситуаций, включают в себя большинство методов психологии, но преобладающими являются лабораторные эксперименты, а так­же ретроспективные и бланковые методики.

В психологии изучение конфликта осуществляется в следую­щих основных направлениях: организационное, деятельностное, мотивационное, когнитивное. Также активно изучается пробле­ма межличностных конфликтов, при этом внутриличностные, а также конфликты малых, средних и больших групп и междуна­родные конфликты исследуются довольно мало. Также психоло­гия изучает конфликты в различных видах и сферах человеческой деятельности и отношений: в трудовых, научно-исследователь­ских коллективах, в деятельности правоохранительных органов, в воинских коллективах, в спорте, в среде осужденных, в педаго­гической деятельности, в семейно-брачных отношениях, а также на разных этапах социализации личности — в дошкольном, школьном, подростковом возрасте, в различных молодежных и студенческих группах1.

Изучение проблем конфликта в психологии прошло следую­щие этапы: с 30-х до середины 70-х гг. XX в. исследования носи­ли фрагментарный характер, не была разработана методологи­ческая и теоретическая база; со второй половины 70-х гг. начина­ется теоретическое осмысление накопившегося на предыдущих этапах опытного материала, разрабатывается понятийный аппа­рат; в середине 80-х гг. происходит формирование трех основных подходов в изучении проблематики конфликта — организацион­ного, деятельностного и личностного; рубеж 80—90-х гг. сфор­мировал идею о необходимости изучения конфликта на меж­дисциплинарном уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: