Как и любая наука, конфликтология в своих исследованиях опирается на ряд методологических принципов — философских, общенаучных и конкретно-научных. В конфликтологии используются следующие философские и общенаучные принципы.
Принцип развития. Предполагается выявление эволюции конфликта, т. е. рассмотрение его в постепенном, длительном и непрерывном развитии и в переходе от простых форм ко все более сложным. Понимание эволюционных закономерностей конфликтов обеспечивает глубокое понимание сути актуальных конфликтов и дает возможность составления более точных и долговременных прогнозов вариантов их развития. Принцип развития присутствует и в каждом конкретном конфликтном явлении, которое имеет свою динамику.
Принцип всеобщей связи. При изучении конфликта необходимо сделать упор на исследование максимально большего количества существенных связей, возникающих между конфликтом и другими явлениями, а также между подструктурами самого конфликта. Важно учитывать характер основных связей.
|
|
Принцип соблюдения законов диалектики. Существуют три основных закона диалектики, а также ряд парных категорий. Первый закон — единство и борьба противоположностей — указывает на внутренний источник развития конфликта. С помощью второго закона — переход количественных изменений в качественные — происходит раскрытие способов эволюции и динамики конфликта, определяются те закономерности, которые обусловливают его развитие и возникающие качественные и количественные изменения. На основе закона отрицания отрицания осуществляется прогноз возможных направлений в развитии конфликта.
На основе парных категорий диалектики (материя и движение, время и пространство, качество и количество, единичное, особенное и всеобщее, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и следствие) происходит определение общего подхода к изучению конфликтов, а также формируется способ оценки правильности, адекватности результатов.
Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики. Эта связь заключается в том, что теория является обоснованием для эксперимента, в то время как сам эксперимент проверяет и уточняет эту теорию, а практика является проверяющим звеном и для теории и для самого эксперимента. Нарушение баланса между этими составляющими ведет к понижению результативности научно-исследовательской работы. Построение концептуальных моделей невозможно без процедурных и эмпирических моделей, без эмпирической базы. Более ценными являются зна-
ния, полученные не только с помощью логических и теоретических построений, но и подкрепленные и доказанные реальной практикой. Совершенствование методик анализа и исследования, доработка старых гипотез возможны на основе информации, которая может быть получена только путем практического изучения реальных конфликтов в реальных жизненных условиях. Практика — это источник реальных знаний, она выступает критерием истинности этих знаний, а также является конечным результатом познания.
|
|
Принцип системного подхода. При анализе конфликтов необходимо рассмотрение их как объектов, имеющих сложную организацию и состоящих из иерархически организованных подсистем, которые, в свою очередь, входят в состав систем более высокого уровня. Должны выявляться многообразие всех элементов структуры конфликта, связи между ними, взаимоотношения конфликта с внешними явлениями. Системный подход помогает найти методологические основания, позволяющие изучить причины позитивных и негативных тенденций возникших конфликтов. Появление сходных отрицательных или положительных моментов сразу в нескольких элементах системы указывает на то, что поиск причин таких изменений должен лежать в системе целиком.
Принцип конкретно-исторического подхода. При изучении конфликта необходимо учитывать все конкретные условия его развития, к которым относятся место, время, сложившаяся обстановка в конкретной группе, коллективе, т. е. принципиально важным условием является понимание уникальности каждого конкретного конфликта и неправомерность применения для характеристики конфликта тех знаний, которые уже имеются для сходных конфликтов.
Принцип объективности. Необходимо минимизировать влияние различных субъективных факторов, например личных и групповых интересов, установок и др., на процесс и результаты исследования. Нельзя выдавать желаемые результаты, которые будут соответствовать первоначально выдвинутой гипотезе, за действительные, которые могут и не соответствовать предположениям исследователя. Исследователь не должен забегать вперед, необходимо уметь трезво и адекватно оценить ситуацию, выявить и зафиксировать как позитивные, так и негативные моменты. Сложность в выполнении данного принципа появляется при высоком уровне конфликта.