Деятельность и ее формы

Помимо видов человеческой деятельности следует выделять ее формы. В отличие от видов деятельности, каждый из которых связан с удовлетворени­ем той или иной потребности, формы деятельности связаны с основными человеческими способностями. Известно много типологий способностей. Одна из таких типологий разделяет способности на физические, коммуникативные, познавательные и т.д. Вступая в различные соотношения, они определяют следующие формы деятельности: труд, учеба, общение, игра, познание.

Труд это базовая форма человеческой деятельности. Все прочие ее формы обладают признаками «труда», отличающими человека от животного.

ТРУДэто процесс, в котором человек целенаправленно воздейству­ет на предметы природы и преобразует окружающую действитель­ность

Труд представляет собой как способ отчуждения человека от природы, так и форму связи человека с природой. В историческом материализме труд рассматривается субстанцией человеческой жизни, «клеточкой» всего много­образия форм отношения человека к миру и другим людям. В процессе труда человек (субъект труда) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет природы в необходимый ему продукт. В процессе труда складывают­ся производственные отношения и средства его организации: членораздель­ная речь, язык, деление на управляющий и исполнительский труд, различные виды труда, разные системы организации труда.

Труд и работа. В отечественном обществознании наиболее устоявшимся является понимание труда как процесса, в котором человек целенаправленно воздействует на предметы природы и преобразует окружающую действитель­ность. В этом процессе человек регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Изменяя в процессе труда природные условия сво­ей жизни и создавая вторую природу, человек изменяет и свою собственную природу, формирует и развивает свои творческие силы и способности. В этом смысле труд в качестве «творца» человеческой истории, возвеличивающего человека.

А что же такое «работа»? Надо сказать, что чаще всего понятия «труд» и «работа» настолько сближаются, что оказываются почти синонимами. На­пример, в «Толковом словаре...» В.Даля читаем: «Труд — работа, занятие, упражнение, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое на­пряжение телесных или умственных сил; все, что утомляет». Случайно или нет, но у В. Даля нет специального, отдельно отведенного места (рубрики) для слова «работа», оно включено у него в контекст толкования слова «раб». В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова «труд» понимается как «целе­сообразная орудийная деятельность, направленная на производство матери­альных и духовных ценностей», а также как «работа, занятие или усилие, направленное на достижение чего-нибудь». Что касается слова «работа», оно предстает либо как нахождение в действии, процесс превращения одного ви­да энергии в другой, либо как занятие, труд, деятельность, либо как служба, занятие в каком-либо предприятии, учреждении.

В этом случае «работает» как человек, так и животное, и машина. Но можно ли согласиться с тем, что и животное, и машина трудятся? Наш язык вполне толерантен к различного рода словосочетаниям со словом «работа», но более требователен и взыскателен к употреблению слова «труд», относя его именно к человеку. В этом смысле работа есть отчужденный труд, в котором человек «... не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы.... У себя он тогда, когда не работает; а когда он работает, он уже не у себя».7 Труд как работа есть не добровольный, а вынужденный, принудительный труд.

Вот почему нельзя не восхищаться интуицией В.Даля, поместившего сло­во «работа» в контекст толкования слова «раб». Действительно, труд —это свободное и добровольное проявление сущностных сил человека. В труде, а отнюдь не в работе, человек утверждает себя как человек и является подлин­ной целью, а не средством ни для истории, ни для самого себя.

Игра. Игра — форма физической и интеллектуальной деятельности, ли­шенная прямой практической целесообразности и предоставляющая инди­виду возможность самореализации за рамками его социальных ролей. Она создает специфическое игровое пространство, моделирующее реальность, до­полняющее её или противостоящее ей. Она представляет собой форму суще­ствования человеческой свободы, высшую страсть, самоценную деятельность. Игры подразделяются на игры-состязания, игры-подражания (театр), азарт­ные игры, обучающие и деловые игры, игры человеческого воображения.

Игра имеет немалую ценность в качестве элемента творческого поиска, она способствует построению возможных моделей исследуемых явлений, кон-

7Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Соч. Т. 42. С. 90.

струированию новых художественных или философских систем или просто спонтанному самовыражению индивида.

Игра — это определенный тренинг, позволяющий человеку освоить новый способ организации коллективной деятельности. И. Хейзинга в книге «Homo ludens» («Человек играющий») попытался установить наиболее важные при­знаки, свойственные разнообразным видам игр. Итак, игра: "

— свободная деятельность;

— по своей природе лишена прямой практической целесообразности;

— связана с выходом за рамки действительности в область «ненастояще­го», за пределы тех социальных ролей человека, которые на него возложены в реальной жизни;

— всегда осуществляется на основе добровольно принятых правил;

— проходит либо в форме подражания, либо в форме состязания.
Учеба направлена на приобретение знаний, умений, навыков для будущей

деятельности. Она может осуществляться в форме обыденно-практического, демонстративного и развивающегося обучения.

Обучение — осознанный, организованный и целенаправленный процесс совместной познавательной деятельности обучающего и обучаемых, который вооружает школьников знаниями, навыками и умениями, необходимыми для компетентного выполнения ими в будущем своих профессиональных обязан­ностей. Как общественное явление обучение представляет собой процесс усво­ения молодежью накопленного старшими поколениями социального опыта.

Функции обучения:

— образовательная — вооружает школьников знаниями, навыками, уме­ниями;

— воспитательная — неразрывно связана с первой, формирует у обучае­мых личностные качества гражданина — патриота своей Родины;

— развивающая — активно влияет на интеллектуальное, профессиональ­ное совершенствование школьников. Сегодня нужна молодежь с творческим воображением, умением нестандартно мыслить, проявлять инициативу, быть прилежной, исполнительной, добросовестной, компетентной, с высоким нрав­ственным и трудовым потенциалом;

— функция психологической подготовки — предполагает формирование у школьников постоянной готовности к выполнению сложных заданий учебных планов и программ, практических работ.

Что касается процесса обучения в российской школе, то она переживает не лучшие времена. Это обусловлено рядом весьма тревожных тенденций. Среди них мы выделили бы следующие:

• размывание образовательных стандартов ввиду нашествия авторских программ;

• информация подменяет знания;

• системность уступает место мозаичности;

• утилитарность приходит на смену универсальности;

• компьютер вытесняет книгу;

• психология потребления подавляет психологию созидания: ученик же­лает получать удовольствие от учебы, а не удовлетворение от творчества и созидания.

Все чаще у школьников наблюдается индифферентное отношение ко вся­кого рода логическим ходам и построениям, которые всегда бы Ли признаками пытливого ума. Сейчас обучаемые предпочитают запоминать, а не размыш­лять, угадывать, а не вычислять, исполнять, а не творить. Длинные мысли­тельные цепочки утомляют и раздражают их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: