Помимо видов человеческой деятельности следует выделять ее формы. В отличие от видов деятельности, каждый из которых связан с удовлетворением той или иной потребности, формы деятельности связаны с основными человеческими способностями. Известно много типологий способностей. Одна из таких типологий разделяет способности на физические, коммуникативные, познавательные и т.д. Вступая в различные соотношения, они определяют следующие формы деятельности: труд, учеба, общение, игра, познание.
Труд — это базовая форма человеческой деятельности. Все прочие ее формы обладают признаками «труда», отличающими человека от животного.
ТРУД — это процесс, в котором человек целенаправленно воздействует на предметы природы и преобразует окружающую действительность
Труд представляет собой как способ отчуждения человека от природы, так и форму связи человека с природой. В историческом материализме труд рассматривается субстанцией человеческой жизни, «клеточкой» всего многообразия форм отношения человека к миру и другим людям. В процессе труда человек (субъект труда) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет природы в необходимый ему продукт. В процессе труда складываются производственные отношения и средства его организации: членораздельная речь, язык, деление на управляющий и исполнительский труд, различные виды труда, разные системы организации труда.
|
|
Труд и работа. В отечественном обществознании наиболее устоявшимся является понимание труда как процесса, в котором человек целенаправленно воздействует на предметы природы и преобразует окружающую действительность. В этом процессе человек регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Изменяя в процессе труда природные условия своей жизни и создавая вторую природу, человек изменяет и свою собственную природу, формирует и развивает свои творческие силы и способности. В этом смысле труд в качестве «творца» человеческой истории, возвеличивающего человека.
А что же такое «работа»? Надо сказать, что чаще всего понятия «труд» и «работа» настолько сближаются, что оказываются почти синонимами. Например, в «Толковом словаре...» В.Даля читаем: «Труд — работа, занятие, упражнение, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряжение телесных или умственных сил; все, что утомляет». Случайно или нет, но у В. Даля нет специального, отдельно отведенного места (рубрики) для слова «работа», оно включено у него в контекст толкования слова «раб». В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова «труд» понимается как «целесообразная орудийная деятельность, направленная на производство материальных и духовных ценностей», а также как «работа, занятие или усилие, направленное на достижение чего-нибудь». Что касается слова «работа», оно предстает либо как нахождение в действии, процесс превращения одного вида энергии в другой, либо как занятие, труд, деятельность, либо как служба, занятие в каком-либо предприятии, учреждении.
|
|
В этом случае «работает» как человек, так и животное, и машина. Но можно ли согласиться с тем, что и животное, и машина трудятся? Наш язык вполне толерантен к различного рода словосочетаниям со словом «работа», но более требователен и взыскателен к употреблению слова «труд», относя его именно к человеку. В этом смысле работа есть отчужденный труд, в котором человек «... не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы.... У себя он тогда, когда не работает; а когда он работает, он уже не у себя».7 Труд как работа есть не добровольный, а вынужденный, принудительный труд.
Вот почему нельзя не восхищаться интуицией В.Даля, поместившего слово «работа» в контекст толкования слова «раб». Действительно, труд —это свободное и добровольное проявление сущностных сил человека. В труде, а отнюдь не в работе, человек утверждает себя как человек и является подлинной целью, а не средством ни для истории, ни для самого себя.
Игра. Игра — форма физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и предоставляющая индивиду возможность самореализации за рамками его социальных ролей. Она создает специфическое игровое пространство, моделирующее реальность, дополняющее её или противостоящее ей. Она представляет собой форму существования человеческой свободы, высшую страсть, самоценную деятельность. Игры подразделяются на игры-состязания, игры-подражания (театр), азартные игры, обучающие и деловые игры, игры человеческого воображения.
Игра имеет немалую ценность в качестве элемента творческого поиска, она способствует построению возможных моделей исследуемых явлений, кон-
7Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Соч. Т. 42. С. 90.
струированию новых художественных или философских систем или просто спонтанному самовыражению индивида.
Игра — это определенный тренинг, позволяющий человеку освоить новый способ организации коллективной деятельности. И. Хейзинга в книге «Homo ludens» («Человек играющий») попытался установить наиболее важные признаки, свойственные разнообразным видам игр. Итак, игра: "
— свободная деятельность;
— по своей природе лишена прямой практической целесообразности;
— связана с выходом за рамки действительности в область «ненастоящего», за пределы тех социальных ролей человека, которые на него возложены в реальной жизни;
— всегда осуществляется на основе добровольно принятых правил;
— проходит либо в форме подражания, либо в форме состязания.
Учеба направлена на приобретение знаний, умений, навыков для будущей
деятельности. Она может осуществляться в форме обыденно-практического, демонстративного и развивающегося обучения.
Обучение — осознанный, организованный и целенаправленный процесс совместной познавательной деятельности обучающего и обучаемых, который вооружает школьников знаниями, навыками и умениями, необходимыми для компетентного выполнения ими в будущем своих профессиональных обязанностей. Как общественное явление обучение представляет собой процесс усвоения молодежью накопленного старшими поколениями социального опыта.
Функции обучения:
|
|
— образовательная — вооружает школьников знаниями, навыками, умениями;
— воспитательная — неразрывно связана с первой, формирует у обучаемых личностные качества гражданина — патриота своей Родины;
— развивающая — активно влияет на интеллектуальное, профессиональное совершенствование школьников. Сегодня нужна молодежь с творческим воображением, умением нестандартно мыслить, проявлять инициативу, быть прилежной, исполнительной, добросовестной, компетентной, с высоким нравственным и трудовым потенциалом;
— функция психологической подготовки — предполагает формирование у школьников постоянной готовности к выполнению сложных заданий учебных планов и программ, практических работ.
Что касается процесса обучения в российской школе, то она переживает не лучшие времена. Это обусловлено рядом весьма тревожных тенденций. Среди них мы выделили бы следующие:
• размывание образовательных стандартов ввиду нашествия авторских программ;
• информация подменяет знания;
• системность уступает место мозаичности;
• утилитарность приходит на смену универсальности;
• компьютер вытесняет книгу;
• психология потребления подавляет психологию созидания: ученик желает получать удовольствие от учебы, а не удовлетворение от творчества и созидания.
Все чаще у школьников наблюдается индифферентное отношение ко всякого рода логическим ходам и построениям, которые всегда бы Ли признаками пытливого ума. Сейчас обучаемые предпочитают запоминать, а не размышлять, угадывать, а не вычислять, исполнять, а не творить. Длинные мыслительные цепочки утомляют и раздражают их.