Познание: его ступени и виды

ПОЗНАНИЕэто интеллектуальная деятельность, направленная на воспроизведение действительности идеальным образом.

Посредством познания и на его основе человек осваивает и преобразует окружающий природный мир, самого себя, формирует свой социальный и духовный мир, свою культуру. Анализом сущности познания и построением общей теории познания занимается такая сфера философского знания, как гносеология (от греч. gnosis — знание, познание), которую иногда называют также эпистемологией.

Познание достаточно сложное явление. В своей основе оно представля­ет собой активное восприятие человеком внешнего мира, осуществляемое посредством особого вида деятельности, которую определяют как познава­тельную деятельность. Определение познания как высшей формы отражения действительности предполагает, что ему присущи некоторые особенности, от­личающие его от более простых форм отражения, доступных всем уровням организации материального мира:

- познание не может быть объяснено посредством его сведения к неко­торым нейрофизиологическим или химическим процессам, так как являет­ся идеальной функцией мозга. Эта функция мозга проявляется и начинает функционировать лишь в обществе, т. е. присуща «общественному» человеку;

- познание как отражение действительности не носит зеркального харак­тера, а представляет собой творческое восприятие отражаемого, т. е. выход познающего субъекта за рамки непосредственного восприятия. На непосред­ственное восприятие влияет накопленный в прошлом познавательный опыт человека, а также наличие у него интересов. Человек избирательно воспри­нимает и воспроизводит те или иные свойства познаваемого явления.

Различают две основные ступени познания — чувственную и рациональ­ную (логическую). Каждой из них свойственны свои формы воспроизведе­ния познаваемого объекта: наглядные образы и абстрактные констатации, из которых складывается целостное знание. На уровне чувственной ступени познания мы фиксируем конкретные, индивидуальные признаки и свойства предмета, а на уровне рациональной — общие, повторяющиеся и устойчивые признаки предмета, указывающие на включенность его в те или иные классы предметов. Эти две ступени познания внутри себя разграничиваются на ряд форм, из последовательного восхождения которых от простого к сложному формируется познавательный процесс.

К основным форма чувственного познания относятся ощущения, вос­приятия и представления, а рационального познания — понятия, суждения и умозаключения. За каждой из названных форм стоит тот или иной орган и соответствующие биофизиологические ресурсы человека.

ОЩУЩЕНИЕэто отражение отдельных свойств предмета, воз­никающее при его воздействии на органы чувств человека.

Инструментом, посредством которого человек отражает отдельные свой­ства предмета, служат пять основных рецепторов чувств, которыми он об­ладает — тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые. Каж­дый из этих рецепторов обеспечивает соответствующие ощущения, которые доставляют в мозг человека информацию о первичных свойствах восприни­маемого предмета.

ВОСПРИЯТИЕэто форма отражения, формирующая целостное воспроизведение предмета на основе полученных ощущений, всех вме­сте или отдельных групп ощущений.

Как более сложную форму отражения восприятие характеризует не толь­ко то, что оно дает более сложную «картину», слепок объекта, но и то, что целостный образ предмета возникает как следствие вовлечения в процесс от­ражения прошлого опыта, закрепленного в памяти. Именно этот опыт «до­рисовывает» комплекс ощущений, «реконструируя» целостный образ воспри­нимаемого предмета. Например, увидев кусочек сахара или комок ваты, мы почти безошибочно определяем его тяжесть, сладость, и т.д., т.е., форми­руем представление о нем даже при отсутствии тактильных или вкусовых ощущений.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕэто форма отражения, формирующая на­глядные образы предметов, не воздействующих в данный момент непосредственно на органы чувств человека.

Это отражение основано на ресурсах памяти, достигшей такого уровня ор­ганизации, что позволяет автономно, без непосредственной связи с предметом воспроизводить наглядные образы как предмета в целом, так и отдельных его свойств.

Последовательное развитие сознания на определенном этапе приводит к появлению рациональных форм мыслительной деятельности, основанных на абстрактной модели отражения действительности. Для рационального позна­ния присущи такие формы отражения, как понятия, суждения и умо­заключения.

ПОНЯТИЕ представляет собой результат выделения из совокупно­сти свойств предмета наиболее существенного, устойчивого, повто­ряющегося в целом ряде предметов данного класса.

Понятие являет собой первичную клеточку мыслительного процесса, на которой основывается собственно познавательный процесс. Посредством по­нятий процесс познания получает возможность выстроить свой логотип, ди­станцироваться от всего бесконечного многообразия качественных характе­ристик предмета и сосредоточить внимание на его существенных сторонах и признаках.

Например, понятие «стол», в котором отражается наиболее су­щественное свойство или признак данного класса предметов, абстрагирует­ся от целой совокупности вторичных его свойств и признаков, таких, как быть круглым или квадратным, деревянным или пластиковым, белым или желтым, высоким или низким и т.д. Теперь представьте себе, что нам бы приходилось передавать кому-либо сведения об интересующем нас предмете (столе) посредством перечисления хотя бы основного набора его признаков: это четыре (три, две) ножки, плоское плато сверху, и на нем можно обедать, писать, рисовать и т. д.

СУЖДЕНИЕформа рационального познания, посредством кото­рой нечто утверждается или отрицается относительно чего-либо.

Атомарными (далее не делимыми) элементами суждения выступают по­нятия. Любое суждение образуется из двух или более понятий, утвержда­ющих или отрицающих что-либо относительно чего-либо: «Утро холодное», «Иван есть человек» и т. д. Как видно из этих примеров, суждение пред­ставляется результатом обобщения данных наблюдения. При этом следует помнить, что суждение предполагает не простое, произвольное соединение ряда понятий, а сопряжение этих понятий по определенным правилам.

Еще более явным «процессуальный» контекст познания обнаруживает се­бя в умозаключении.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕэто процедура непосредственного выведе­ния из двух или нескольких суждений нового суждения.

Суждения, лежащие в основании умозаключения и из которых выводит­ся новое суждение, называются посылками, а суждение, которое выводится из посылок — заключением. Умозаключение представляет собой познаватель­ный прием, с помощью которого осуществляется логическое преобразование информации, содержащейся в неявном виде в посылках, но не представлен­ная в них непосредственно.

Например:

«Иван есть человек» — первая посылка.

«Человек обладает сознанием» — вторая посылка.

«Иван обладает сознанием» —заключение.

На этом примере видно, что информация, полученная в результате умоза­ключения, не содержится в явном виде в исходных посылках. Она является выводом, который получен посредством логической операции в один шаг. Именно на уровне умозаключения мы впервые в чистом виде сталкиваемся с ситуацией, иллюстрирующей творческие ресурсы сознания, продуцирующего новое знание.

Названные две ступени познания: чувственная и рациональная представ­ляют собой единый и взаимоувязанный механизм отражения внешнего мира в форме познания. Они не могут быть оторваны друг от друга. Ни одна из ступеней не может быть признана самодовлеющей, а тем более самодоста­точной, без искажения сущности и содержания процесса познания.

В тео­рии познания известны философские подходы, игнорирующие взаимосвязь чувственного и рационального познания. Так, например, эмпиризм призна­ет единственным достоверным источником наших знаний лишь чувственный опыт, лишь то, что доступно для непосредственного ощущения и восприятия. Все прочие продукты знания, по их мнению, являются в лучшем случае допу­щением. Оппоненты эмпиризма из лагеря рационализма,наоборот, данные чувственного опыта находят «обманом зрения». Поэтому истинные знания могут быть получены лишь посредством интуиции и логического анализа данных надындивидуального опыта.

Кроме названных ступеней познания, принято также выделять и виды познания. Их перечень обусловлен формами творческой активности челове­ческого сознания, в зависимости от которых складывается их реальное со­держание, способы и формы проявления.

Интуиция. Интуиция (от лат. intuitio — созерцание, intueor — присталь­но смотреть) — одна из специфических форм познания, возникающая как некоторое сопряжение чувственного и рационального познания. Результатом интуитивного познания является знание, механизм получения которого не осознается. Это способность сознания непосредственно, без соблюдения уста­новленной процедуры познания получать знания о познаваемом объекте.

Если цепь логических умозаключений или научный эксперимент могут быть воспроизведены человеком и аргументированы, то акт интуитивного по­знания не может быть воспроизведен и обоснован. Интуитивное знание пред­стает непосредственно данным в виде готовой истины, как результат прозре­ния и постижения глубинной сути вещей.

К характерным чертам интуиции принято относить:

- неожиданность решения познавательной задачи;

- неосознанность хода мыслительного процесса и невозможность объяс­нения алгоритма движения к истине;

- непосредственную данность полученного результата и очевидность его истинности;

- безотчетность и недоступность реконструкции мыслительного процес­са, ведущего к данному знанию;

- однократность, невозможность повторного проникновения в «лабора­торию» производства полученного знания;

- субъективность, означающую исключительную индивидуальность со­прягаемых элементов: чувственного опыта и рационального мышления.

Интуиция может присутствовать во всех формах и актах человеческого познания. Можно выделить такие виды интуиции, как научная, религиозная, художественная, техническая, философская, обыденно-практическая. В каж­дой из форм проявления она имеет важное познавательное значение и вно­сит существенный вклад в обогащение человеческого познания и социальной практики.

В научном познании интуитивное и рациональное мышление вза­имно дополняют друг друга. Интуитивно полученное знание для приобрете­ния им статуса научного положения или гипотезы должно быть рационально интерпретировано и обосновано, т. е., должна быть восстановлена пропущен­ная последовательность этапов познания и система аргументации.

Одной из наиболее распространенных и повседневных видов познания яв­ляется обыденное познание. Оно естественно и присуще всем индивидам, одаренным сознанием. Обыденное познание осуществляется человеком в процессе его постепенного вхождения в культуру общества и не требует от него, в отличие от научного познания, специального образования и навыков иссле­довательской работы.

ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ представляет собой способ духовно-творческого воспроизведения человеком непосредственных условий сво­ей жизнедеятельности, сообразуясь с практическими запросами обес­печения жизни.

Способом его выражения является язык обиходного общения, или обыден­ный язык. Обыденный язык оперирует преимущественно нечеткими и мно­гозначными понятиями. Их точный смысл обнаруживается лишь в контек­сте повседневного языкового общения. В таком языке отражаются не столько смысловые значения познаваемых явлений, сколько знаковые, символические представления, обогащаемые, к тому же, эмоциональными и культурно-эти­ческими значениями.

Обыденное познание, как правило, прагматично, поскольку направлено на постижение явлений реального мира с целью их практического исполь­зования. Оно вбирается субъектом опытно, индуктивно, не требует логико-гносеологических обоснований и составляет основу обыденной картины ми­ра. Такое познание носит фрагментарный, отрывочный характер, предстает мозаичным, неожиданным и нередко требует религиозного дополнения, вос­полняющего в доступных формах целостность мироощущения.

Результаты обыденного познания, по преимуществу, не систематизирова­ны и представляют собой конгломерат, свод сведений, предписаний, рецептов деятельности и поведения, накопленных и обобщенных обыденным опытом тех или иных социальных сообществ.

Существенный контекст познания связан с самопознанием. Процесс по­знания внешнего мира самым тесным образом сопряжен с самопознанием, объектом которого является собственное «Я» человека.

САМОПОЗНАНИЕ представляет собой познание человеком своей индивидуальности, «Я» как автономной сущности, отличной от дру­гих явлений действительности.

Начало самопознания связано с первичными этапами социализации чело­века и осуществляется «зеркально», через восприятие реакций других людей на себя. Постепенно, на основе сформировавшихся представлений о мире и людях, становится возможной саморефлексия, соотнесение своего «Я» со сло­жившимися нормами и правилами окружающего социального мира. На осно­ве самопознания формируется самооценка человека, отклоняющиеся формы которой могут выражаться либо в эгоцентризме, когда самооценка завышена и собственное «Я» воспринимается не критически и без учета внешних оце­нок со стороны социальной среды, либо в виде «комплекса неполноценности».

Последнее является результатом заниженной оценки своих возможностей и способностей, часто вследствие завышенных требований среды, неадекват­ных санкций за неуспех, или завышенной оценки внешних ожиданий и страха не соответствовать им.

Эстетическое познание представляет собой форму чувственно-эмо­ционального постижения мира и осуществляется с помощью художественных образов, созданных творческим воображением человека. Одной из особен­ностей эстетического познания является его глубоко личностный характер. Как в произведении искусства всегда присутствует его автор, неповторимый в своей уникальности, так и акт последующего восприятия созданных худо­жественных образов характеризуется неповторимой уникальностью эстети­ческих взглядов созерцателя.

Другой особенностью эстетического познания является то, что оно не копирует предметы познания, не воспроизводит их свойства и признаки в угоду утилитарным запросам, а конструирует новую реальность на основе художественных обобщений действительности. Созданный художественный образ имеет значительно более свободные пространственно-временные при­вязки, чем это присуще таким формам познания, как научное или обыденное познание.

Он может соотноситься как с прошлым и будущим, так и с чи­стым вымыслом, что мы можем наблюдать в сказках, былинах, в сюжетах картин и т. д. Еще более свободным и отдаленным от реальности эстетиче­ское познание предстает в музыкальных произведениях. Поэтому благодаря эстетическому познанию, человек творит свой мир, сообразуясь не только со своими утилитарными потребностями и законами природы, но и по законам красоты, удовлетворяя свои духовные запросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: