Экспрессивное | Суггестивное | Ритуальное |
Сформировать у партнера психо-эмоциональный настрой, передать чувства, переживания; побудить к необходимому социальному действию | Оказать внушающее воздействие на партнера для изменения мотивации, ценностных ориентации и установок, поведения и отношения | Закрепить и поддерживать традиции, создавать новые 1Ё |
Опора на эмоциональную сферу партнера, использование художественно-эстетических средств воздействия | Внушаемость партнера, его недостаточная информированность, недостаточная критичность ума, подвластность авторитету, создание атмосферы доверительности | Ритуальный характер акций, оформленная пространственная среда, опора на национальные, территориальные и профессиональные традиции и нормы общения |
Митинги, собрания, демонстрация видео- и кинофрагментов, лозунги, призывы и ДР- | Брифинг, дебаты, речь-напутствие, реклама, консультация и др. | Рамочные речи, ритуальные акты, церемонии, обряды, праздники и др. |
Аудио-, видео- и художественные средства, эмоционально окрашенный, образный лексикон и др. | Разъяснение внушаемых установок, ссылки на авторитеты, угроза, шантаж, психологический террор и ДР- | Включение участников в активную массовую деятельность, импровизации и неординарность сюжетов при сохранении церемониальных тенденций и др. |
Изменение настроя партнера, провоцирование необходимых чувств, вовлечение в конкретные акции и действия | Изменение поведения партнера, смена установок, ценностных ориентации | Формирование чувства патриотизма и национальной гордости, сохранение традиции, закрепление новых ритуалов |
«Пока!» —обычно употребляет молодежь.
|
|
Большое значение в диалоге следует придавать тональности, что формирует эмоциональный комфорт. Важно и как мы говорим: громко —тихо, быстро — замедленно. Обратите внимание на темп речи. Темп речи у различных народов:
• у немцев 20-30 слов в минуту (у женщин —30-40);
• у итальянцев 35-40 слов в минуту (у женщин —40-50);
• у бразильцев 35-40 слов в минуту (у женщин —50-58);
• у арабов 18-20 слов в минуту;
• у эскимосов 12-20 слов в минуту;
• у финнов 10-12 слов в минуту.
Нужно, чтобы вас понимали без всяких затруднений;
Если человек много говорит, он расходует энергетику. После работы усталыми чувствуют себя учителя, преподаватели, артисты, экскурсоводы и т. д.
Лицо, мимика, жесты. Человек не может длительное время сознательно контролировать всю сферу средств общения. Поэтому, часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется, например, через движение рук, выражение глаз, положение ног и т. д.
|
|
На лице человека отражается его состояние. Эмоции оставляют на нем заметный след в виде морщинок (они отпечатываются по направлениям мимических мышц).
Мимика и жесты несут до 50% информации о собеседнике. Мимика —это движения лицевых мышц, которые передают внутреннее состояние индивида. Однако мы не всегда хотим, чтобы о нашем истинном настроении знали все. Поэтому надо научиться управлять собой, чтобы в жизненных ситуациях выглядеть доброжелательно. Самое лучшее украшение лица — лучезарная, широкая, привлекательная улыбка. У американцев есть утреннее упражнение — произносить «чииз» перед зеркалом, пока не закрепится желание улыбаться. Нам также не помешает это делать. Дружелюбное выражение лица, ласковый взгляд помогают достичь успеха.
Значение определенных жестов при встрече (беседе). Рукопожатие. Собеседник, настроенный к вам агрессивно, руку подаст ладонью вниз. Можно сделать вывод о деспотичности его характера, о том, что он решит вас подавить своим авторитетом; равноправные люди протягивают руки ладонью вертикально.
Человек с сильным характером держит руки в карманах и большой палец снаружи; если он при этом покачивается на каблуках взад — вперед — он обладает взрывным темпераментом; с ним лучше держаться сдержанно, но не льстить.
Партнер касается руками каких-либо частей тела — это жесты подозрительности или скрытности. Если он прикрывает рот —значит, опасается сообщить лишнее, либо маскирует слушание. В этом случае его нужно успокоить, сказав что-то нейтральное. Если же этот жест — реакция на ваши слова, видимо, собеседник вам не верит или хочет скрыть усмешку.
Крепко сплетенные пальцы свидетельствуют о нервном напряжении, разочаровании. Если человек и при этом убеждает вас в своей искренности — верить ему не стоит.
Руки лежат на коленях и ладони сжаты — индивид очень неуверен и чем-либо обеспокоен.
Скрещенные руки — установление барьера. Когда одна рука опущена — преграда как бы приоткрыта. Общаться с таким знакомым нужно дружелюбно, улыбаясь.
Скрещенные ноги — стеснительность; положена одна на другую — сомнение.
Коммуникация. Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале XX века для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира и процесса передачи информации (представлений, идей, установок, настроений, чувств и т. п.) от человека к человеку. Его часто используют как синоним термина «общение». И хотя между процессами, которые эти термины отражают, существует много общего (они связаны с передачей информации и языком как средством ее передачи), тем не менее процесс общения и процесс коммуникации различаются.
Процесс коммуникации протекает по принципу передачи информации от человека к объекту (в том числе и к человеку как объекту ее регистрирующему), тогда как процесс общения — это всегда взаимодействие людей по поводу какого-либо объекта (идеи, вещи, ценности и т.п.). Общение, в отличие от коммуникации, является процессом взаимного обмена информацией. В процессе общения происходит увеличение объема информации и обогащение его содержания. Общение способствует выработке новых идей.
Формы коммуникации. Социальная коммуникация осуществляется в двух основных формах, которые обозначаются терминами «вербальная коммуникация» и «невербальная коммуникация».
Вербальная коммуникация (от лат. verbalis — словесный) — это коммуникация при помощи слов, в свою очередь разделяется на письменную и устную и, соответственно, имеет четыре формы: говорение — слушание, написание — чтение.
Невербальная коммуникация — это коммуникация, осуществляемая без использования слов, но, как правило, сопровождающая вербальную коммуникацию. В литературе встречается и другое ее наименование — паралинг-вистическая (от греч. para —около, возле, и lingva — язык). Невербальная коммуникация обуславливается, с одной стороны, психосоматическими характеристиками человека, с другой стороны, — социальными правилами и нормами общения.
|
|
Невербальная коммуникация осуществляется по 9 каналам, каждый из» которых представляет специфическую форму общения: кинесика (движения тела, мимика, жесты и др.), вокалика (тембр и громкость голоса), физические характеристики (форма тела, цвет волос и др.), хаптика (тактильные касания), проксемика (пространственное расположение), хрономика (учет времени в процессе общения), артефакты (одежда, украшения, косметика и др.), ольфактика (запахи), эстетика (цвет, музыка и т.д.).
Следует помнить, что социальная коммуникация содержит больше информации, чем может быть выражено вербально (только 7% информации передается словами, 38% — через интонацию и модуляцию голоса, 55% — посредством выражения лица, позы, жеста), что существует неявное фоновое знание, подразумеваемые смыслы, молчаливо принимаемые участниками взаимодействия и объединяющие их.