Общения

Экспрессивное Суггестивное Ритуальное
Сформировать у партнера психо-эмоциональный на­строй, передать чувства, переживания; побудить к необходимому социальному действию Оказать внушающее воздей­ствие на партнера для из­менения мотивации, ценност­ных ориентации и установок, поведения и отношения Закрепить и поддерживать традиции, создавать новые 1Ё
Опора на эмоциональную сферу партнера, исполь­зование художественно-эстетических средств воздей­ствия Внушаемость партнера, его недостаточная информи­рованность, недостаточная критичность ума, подвласт­ность авторитету, создание атмосферы доверительности Ритуальный характер акций, оформленная пространствен­ная среда, опора на нацио­нальные, территориальные и профессиональные традиции и нормы общения
Митинги, собрания, демон­страция видео- и кинофраг­ментов, лозунги, призывы и ДР- Брифинг, дебаты, речь-на­путствие, реклама, консуль­тация и др. Рамочные речи, ритуальные акты, церемонии, обряды, праздники и др.
Аудио-, видео- и художе­ственные средства, эмоцио­нально окрашенный, образ­ный лексикон и др. Разъяснение внушаемых установок, ссылки на ав­торитеты, угроза, шантаж, психологический террор и ДР- Включение участников в активную массовую дея­тельность, импровизации и неординарность сюжетов при сохранении церемониальных тенденций и др.
Изменение настроя партне­ра, провоцирование необхо­димых чувств, вовлечение в конкретные акции и дей­ствия Изменение поведения парт­нера, смена установок, цен­ностных ориентации Формирование чув­ства патриотизма и наци­ональной гордости, сохране­ние традиции, закрепление новых ритуалов

«Пока!» —обычно употребляет молодежь.

Большое значение в диалоге следует придавать тональности, что формирует эмоциональный комфорт. Важно и как мы говорим: громко —тихо, быстро — замедленно. Обратите внимание на темп речи. Темп речи у различных наро­дов:

• у немцев 20-30 слов в минуту (у женщин —30-40);

• у итальянцев 35-40 слов в минуту (у женщин —40-50);

• у бразильцев 35-40 слов в минуту (у женщин —50-58);

• у арабов 18-20 слов в минуту;

• у эскимосов 12-20 слов в минуту;

• у финнов 10-12 слов в минуту.

Нужно, чтобы вас понимали без всяких затруднений;

Если человек много говорит, он расходует энергетику. После работы усталы­ми чувствуют себя учителя, преподаватели, артисты, экскурсоводы и т. д.

Лицо, мимика, жесты. Человек не может длительное время созна­тельно контролировать всю сферу средств общения. Поэтому, часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется, например, через движение рук, выражение глаз, положение ног и т. д.

На лице человека отражается его состояние. Эмоции оставляют на нем замет­ный след в виде морщинок (они отпечатываются по направлениям мимических мышц).

Мимика и жесты несут до 50% информации о собеседнике. Мимика —это движения лицевых мышц, которые передают внутреннее состояние индивида. Однако мы не всегда хотим, чтобы о нашем истинном настроении знали все. По­этому надо научиться управлять собой, чтобы в жизненных ситуациях выглядеть доброжелательно. Самое лучшее украшение лица — лучезарная, широкая, при­влекательная улыбка. У американцев есть утреннее упражнение — произносить «чииз» перед зеркалом, пока не закрепится желание улыбаться. Нам также не помешает это делать. Дружелюбное выражение лица, ласковый взгляд помогают достичь успеха.

Значение определенных жестов при встрече (беседе). Рукопожатие. Собеседник, настроенный к вам агрессивно, руку подаст ладонью вниз. Можно сделать вывод о деспотичности его характера, о том, что он решит вас подавить своим авторитетом; равноправные люди протягивают руки ладонью вертикально.

Человек с сильным характером держит руки в карманах и большой палец снаружи; если он при этом покачивается на каблуках взад — вперед — он облада­ет взрывным темпераментом; с ним лучше держаться сдержанно, но не льстить.

Партнер касается руками каких-либо частей тела — это жесты подозритель­ности или скрытности. Если он прикрывает рот —значит, опасается сообщить лишнее, либо маскирует слушание. В этом случае его нужно успокоить, сказав что-то нейтральное. Если же этот жест — реакция на ваши слова, видимо, собе­седник вам не верит или хочет скрыть усмешку.

Крепко сплетенные пальцы свидетельствуют о нервном напряжении, разоча­ровании. Если человек и при этом убеждает вас в своей искренности — верить ему не стоит.

Руки лежат на коленях и ладони сжаты — индивид очень неуверен и чем-либо обеспокоен.

Скрещенные руки — установление барьера. Когда одна рука опущена — пре­града как бы приоткрыта. Общаться с таким знакомым нужно дружелюбно, улыбаясь.

Скрещенные ноги — стеснительность; положена одна на другую — сомнение.

Коммуникация. Термин «коммуникация» появился в научной литера­туре в начале XX века для обозначения средств связи любых объектов мате­риального и духовного мира и процесса передачи информации (представле­ний, идей, установок, настроений, чувств и т. п.) от человека к человеку. Его часто используют как синоним термина «общение». И хотя между процесса­ми, которые эти термины отражают, существует много общего (они связаны с передачей информации и языком как средством ее передачи), тем не менее процесс общения и процесс коммуникации различаются.

Процесс коммуникации протекает по принципу передачи информации от человека к объекту (в том числе и к человеку как объекту ее регистриру­ющему), тогда как процесс общения — это всегда взаимодействие людей по поводу какого-либо объекта (идеи, вещи, ценности и т.п.). Общение, в отли­чие от коммуникации, является процессом взаимного обмена информацией. В процессе общения происходит увеличение объема информации и обогащение его содержания. Общение способствует выработке новых идей.

Формы коммуникации. Социальная коммуникация осуществляется в двух основных формах, которые обозначаются терминами «вербальная ком­муникация» и «невербальная коммуникация».

Вербальная коммуникация (от лат. verbalis — словесный) — это ком­муникация при помощи слов, в свою очередь разделяется на письменную и устную и, соответственно, имеет четыре формы: говорение — слушание, на­писание — чтение.

Невербальная коммуникация — это коммуникация, осуществляемая без использования слов, но, как правило, сопровождающая вербальную ком­муникацию. В литературе встречается и другое ее наименование — паралинг-вистическая (от греч. para —около, возле, и lingva — язык). Невербальная коммуникация обуславливается, с одной стороны, психосоматическими ха­рактеристиками человека, с другой стороны, — социальными правилами и нормами общения.

Невербальная коммуникация осуществляется по 9 каналам, каждый из» которых представляет специфическую форму общения: кинесика (движения тела, мимика, жесты и др.), вокалика (тембр и громкость голоса), физические характеристики (форма тела, цвет волос и др.), хаптика (тактильные каса­ния), проксемика (пространственное расположение), хрономика (учет време­ни в процессе общения), артефакты (одежда, украшения, косметика и др.), ольфактика (запахи), эстетика (цвет, музыка и т.д.).

Следует помнить, что социальная коммуникация содержит больше ин­формации, чем может быть выражено вербально (только 7% информации передается словами, 38% — через интонацию и модуляцию голоса, 55% — по­средством выражения лица, позы, жеста), что существует неявное фоновое знание, подразумеваемые смыслы, молчаливо принимаемые участниками вза­имодействия и объединяющие их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: